Явка с женщиной. Когда спарринг-партнером Путина станет Борис Моисеев
1 сентября из Кремля вновь поползли слухи о возможном назначении на роль основного спарринг-партнера Путина на предстоящих выборах женщины. О том, что вероятность подобного развития событий высока, говорит совсем другой набор кандидаток, нежели во время предыдущего всплеска подобных слухов весной этого года. Значит, над вопросом какая-то башня Кремля работает серьёзно.
Как и полгода назад местом поиска возможных кандидаток стала партия "Справедливая Россия". Понятно, что "Единой России" выдвигать альтернативного претендента на президентский пост как-то не с руки. Выдвижение не-Зюганова или не-Жириновского от КПРФ или ЛДПР возможно только после смены лидеров этих партий (скорее всего, это случится по естественным причинам и то в связи со смертью, так как маразм не мешает им возглавлять свои политструктуры). А вот о нежелании Сергея Миронова в очередной раз позориться мизерным результатом, говорят уже давно. Аж с 2012 г., когда впервые обсуждался вопрос о выдвижении от СР депутатки Оксаны Дмитриевой. Но тогда Миронова, вероятно, все же убедили баллотироваться, "нарисовав" за это в четыре раза больше процентов, чем при его предыдущей попытке в 2004 г. (3,85% вместо 0,75%).
Весной наиболее обсуждаемыми кандидатками от "Справедливой России" были:
Елена Драпеко - первый заместитель председателя комитета Госдумы по культуре, актриса (известная по еще советским фильмам "А зори здесь тихие", "Вечный зов" и др.).
Галина Хованская - председатель комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ.
Ольга Епифанова - заместитель председателя Государственной думы.
Сейчас же наиболее вероятными претендентками на роль спарринг-партнера называются следующие "эсерки". Наталья Великая - председатель Социал-демократического союза женщин России. Сама она считает свое участие в выборах в такой роли маловероятным и утверждает, что с ней об этом не говорили. Ирина Петеляева - член центрального совета партии, депутат Государственной думы Российской Федерации. Она уже говорит о том, что ей не было "официального предложения" и о том, что ей было бы интересно поучаствовать, так как "есть социальный запрос на женщин в политике, это повысит интерес к предсказуемым выборам". Ирина Волынец - лидер Национального родительского комитета. С ней на эту тему уже "кулуарно разговаривали". И она также считает, что "это было бы очень интересно, потому что это позволило бы решить те задачи, которые мы итак решаем, в нашем рабочем порядке". И точно так же, как и ее предыдущая коллега думает, что участие женщины в предвыборной гонке поможет "привлечь дополнительное внимание к самим выборам".
Среди возможных претендентов значатся также член Совета Федерации Елена Мизулина и депутат Наталья Поклонская, но их участие в качестве "основной противницы" маловероятно. Ведь они достаточно смешили электорат в последнее время, поэтому могут не только отобрать несколько процентов у консервативно настроенной публики от необходимых "основному кандидату" 70%, но и явку не приблизить, а отдалить от тех же 70% требуемых в задуманной Сергеем Кириенко формуле 70/70.
Названная источником "Ведомостей" в АП РФ в качестве возможного внепартийного кандидата Ксения Собчак в соцсети заявила: "Я человек независимый, и ни с какой "апешечкой" и прочим адом никогда в сношениях замечена не была и не буду". При этом добавила несколько нелестных эпитетов российскому "политическому ландшафту", из которых можно судить, что активно участвовать в его дизайне она не собирается, ибо "Скучно и Мерзко".
Поэтому можно предположить, если проект "женщина-кандидат" и будет реализован, то участвовать в нем будет, скорее всего, Ирина Петеляева или с еще большей вероятностью Ирина Волынец. Обе они говорят о своем интересе к выступлению в данной роли, с обеими, судя по их словам, какие-то разговоры велись. Но Волынец оказалась более готовой разговаривать с журналистами на эту тему. Ну и помоложе да посимпатичнее она, что будет способствовать реализации главной цели проекта - увеличения явки.
Хотя, конечно, обе кандидатки могут быть сняты с дистанции благодаря тому, что они в своих комментариях уже проговорились: их втягивают в процесс именно для повышения внимания к выборам, на которые многие не пойдут из-за предсказуемости результата (даже если Путин вдруг решит не баллотироваться, президентом станет тот, на кого он укажет). Та же Елена Драпеко в ходе весеннего обсуждения слухов о женщине-кандидате заявила о своей готовности на эту роль и сказала: "Мы хотим, чтобы женщины пришли на выборы поддержать кандидата. А может быть, мужчины придут проголосовать. Надо же повышать явку". И вот теперь она снята с "кастинга".
А проблема с обеспечением высокой явки на выборах, призванной продемонстрировать, что Путин не является уходящим лидером и что его политика вполне поддерживается населением страны, судя по всему, у Кремля есть. Еще с мая начались разговоры о том, что никакого задания обеспечить приход 70% избирателей на участки, а тем более голосование 70% из них за Путина, никто не ставил. Мол, для Кремля "главное - доверие к голосованию, честность и прозрачность". Но предоставлять возможность иностранным телевизионщикам показывать пустые избирательные участки в Москве также не хочется. А ведь они не поедут снимать в глухие деревни, традиционно и дисциплинированно голосующие за власть, а останутся в больших городах, где предсказуемость результата многих демотивирует идти к урнам.
Вот в АП и стараются придумать способы привлечь к воспринимаемому уже как рутина переизбранию Путина всея Руси побольше внимания. И участие яркой женщины не только сделает тише обвинения в том, что в российской политике всего 10% (а не 30, как того хотела бы Европа) женщин, но и может придать новых красок довольно серому избирательному процессу. К брани Жириновского уже все привыкли. А вот если ему придется схлеснуться в теледебатах с неординарной женщиной, поднявшей острые вопросы гендерного равенства, шоу может получиться довольно увлекательным. И именно о таком использовании женщины кандидата чаще всего и пишут российские СМИ.
Конечно же, полемика Жириновского с ярким представителем сексуальных меньшинств выглядела бы более интересной. Но задача настолько повышать интерес к выборам Кремлем не ставится. Пока.