Наперегонки с Путиным. Почему Блинкен поехал в Китай
Стороны обменялись претензиями и одновременно декларациями о желании улучшить отношения.
Глава американской дипломатии Энтони Блинкен 24 апреля, через две недели после визита главы МИД РФ Сергея Лаврова, прибыл в Китай, где провел переговоры и со своим коллегой Ван И, и с лидером КНР Си Цзиньпинем.
Глава Госдепа и его китайские визави во время встреч, по крайней мере, на публике, демонстрировали готовность и желание к развитию диалога, начатого на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Сан-Франциско в ноябре 2023 г. между президентом США Джо Байденом и главой КНР.
В частности, министр иностранных дел Китая Ван на совместном с Блинкеном брифинге констатировал начало стабилизации отношений с США путем расширения "диалога и сотрудничества во всех сферах". Он также декларировал желание Пекина продолжить движение в направлении взаимодействия двух сверхдержав в интересах всего мира.
Аналогично заинтересованность в продолжении дипломатических взаимодействий после саммита в Сан-Франциско, а также поиске способов преодоления разногласий декларировал и Энтони Блинкен.
Несмотря на то, что вышеупомянутая встреча Байдена и Си привела к определенному улучшению в отношениях между странами, их дальнейший прогресс осложняется рядом противоречий, в том числе касаемо поддержки Китаем российской агрессии и, соответственно, поддержки Тайваня Штатами.
Собственно, Ван И в очередной раз призвал США уважать принцип "единого Китая", то есть не вмешиваться во взаимоотношения между КНР и Тайванем.
Кроме того, китайский министр дипломатично выразил недовольство все большим присутствием Штатов в Индо-Тихоокеанском регионе из-за предоставления дополнительного геополитического веса альянсам вроде AUKUS, присоединение Японии к которому сейчас активно обсуждается союзниками.
Впрочем, важный нюанс – Ван хоть и призвал США свернуть этот внешнеполитический вектор своей деятельности, но не требовал от них убираться прочь, а призвал больше взаимодействовать с Китаем в Индо-Тихоокеанском регионе, то есть считаться с интересами Пекина и больше принимать доминирующую роль там именно КНР в контексте справедливой конкуренции.
Отказ же от такого формата диалога, как сразу предупредили Блинкена в Китае, Пекин и дальше будет воспринимать как наступление на "законное право Китая на развитие".
Что касается претензий Блинкена, то он четко дал понять Китаю, что пусть странам и удается достичь определенных успехов в некоторых политико-экономических секторах, но важнейшая из этих претензий – это поддержка Китаем российской агрессии против Украины.
Об этом госсекретарь заявил и в интервью BBC, и во время встречи с Ваном. И он не ограничился призывами в Китай прекратить обеспечение России оборудованием, микроэлектроникой и другими товарами, помогающими Москвы продолжать войну с Украиной, но и подтвердил готовность Вашингтона принять ответные меры. Другим сигналом для КНР является принятие новых пакетов помощи для Украины как США, так и европейскими союзниками.
Прямо Блинкен не объяснял прессе, о каких мерах идет речь, но ранее в СМИ уже попала информация о рассмотрении Штатами варианта с введением санкций в отношении ряда китайских финансовых учреждений из-за поддержки России.
Си Цзиньпин на этот сигнал из Вашингтона еще не реагировал, а лишь демонстрировал оптимизм по поводу улучшения взаимоотношений, однако реагировал Ван – он, в частности, тоже непосредственно привязал российский вопрос к процессу стабилизации отношений между США и КНР, когда заявил, что такие ограничительные. меры могут наоборот усугубить диалог.
С другой стороны, в отличие от канцлера ФРГ Олафа Шольца, приезжавшего в Китай без действительно убедительных аргументов, у Вашингтона такие аргументы все же есть.
И речь идет не только о санкциях, которые могут поколебать финансовое положение Китая, но и о вполне конкретных политических перспективах, связанных с президентскими выборами в Штатах.
Пекин не может не понимать, что ухудшение отношений с нынешней администрацией США лишь добавит баллов Дональду Трампу и дополнительно обусловит его более жесткие действия в случае возвращения в Белый дом. В этом контексте следует отметить, что советники Трампа, по информации Bloomberg, уже рассматривают сценарий введения санкций в отношении стран, отказывающихся от доллара во внешней торговле. Возможность реализации этого сценария вызывает множество вопросов. И главное из них — не отдалятися ли от Соединенных Штатов их партнеры на Глобальном Юге. Однако сейчас подобные слухи косвенно больше помогают администрации Байдена, ведь Китай заинтересован в сохранении текущей международной финансовой системы.
В то же время следует отметить, что визит Блинкена в Пекин предваряет запланированную на май встречи Путина и Си, а также Учредительный саммит мира, который состоится в Швейцарии в середине июня. Вряд ли это просто совпадение. Очевидно, Вашингтон имел целью не только отговорить Китай от поддержки России, но и приобщиться к реализации элементов украинской Формулы мира, к которой руководство КНР относится с не слишком скрытым скепсисом, призывая к завершению войны простым прекращением огня, а не восстановлением суверенитета и территориальной целостности нашего государства.