Ядерное столпотворение. Почему обсуждение ситуации на ЗАЭС в Совбезе ООН превратилось в фарс

Во вторник, 6 сентября, состоялось заседание Совета безопасности ООН, посвященное ситуации на Запорожской АЭС в Энергодаре, временно оккупированном российскими войсками

Запорожская АЭС / Фото из открытых источников

Вечернее заседание Совета безопасности ООН только подчеркнуло символичность момента. Совбез обсуждал ситуацию на захваченном россиянами украинском ядерном объекте уже в третий раз. Созвала заседание в срочном порядке Россия. При этом, уже во время своего выступления российский постпред в ООН Василий Небензя пожаловался, что в РФ якобы не успели ознакомиться с отчетом МАГАТЭ по итогам визита представителей организации на станцию. Собственно, документ на 52 страницах, названный "Ядерная безопасность и гарантии в Украине. Второй сводный отчет генерального директора", и стал предметом обсуждения. Документ был составлен по итогам инспекции Миссии на станции, хотя та больше напоминала экскурсию.

Символичным стало то, что руководитель Международного агентства по ядерной энергии (МАГАТЭ) – аргентинский дипломат Гросси — выступил на заседании органа, который давно парализован безлимитными возможностями России ветировать принимаемые им резолюции. Чиновник выступил по видеосвязи, тогда как генеральный секретарь ООН Антониу Гуттериш присутствовал лично.

Стоит отметить, что Гросси в своей риторике иногда и вовсе напоминал своего соотечественника Франциска, который занимает Святой Престол в Ватикане. Слишком часто руководитель Агентства обращался одновременно к "сторонам конфликта", забыв о том, что полномасштабную войну против Украины, а вместе с ней и неприятный повод для Совбеза собраться, устроила Россия.

В составленном Агентством отчете часто апеллировали к двум сторонам, фактически разделив между ними вину за происходящее.

Так, на Совбезе ООН гендир МАГАТЭ начал уточнять обтекаемые формулировки из документа. Из выступления Гросси стало ясно: требуют "зону безопасности", а не вывода войск оккупантов. На устранение причины проблемы вместо "латания" последствий надеяться не приходилось.

Никаких изменений в риторике аргентинского дипломата не произошло – и отчет МАГАТЭ от 6 сентября можно считать формализированным воплощением пресс-конференции Гросси от сентября второго. Таковым можно считать и выступление аргентинца во вторник. Никаких отступлений от подтвержденной, что называется, документально, расшифровки сказанного им на пресс-конференции сразу после посещения Запорожской АЭС.

Формулировки – нарочито обтекаемы. Худшие опасения Украины прогнозируемо оправдались. В условиях отсутствия независимых журналистов это не было удивительным – информационный вакуум заполняли собой российские пропагандисты. Призыва к россиянам о выводе оккупационных войск не было ни вербального (промолчал Гросси), ни документального (верифицированная тишина от вверенной ему организации). Констатировано нарушение целостности ядерного объекта. Виновник – не назван. Хотя, к неудовольствию Москвы, о присутствии российских войск непосредственно на станции упоминается.

В украинской профильной корпорации "Энергоатом" такое молчание от МАГАТЭ еще ранее объяснили отсутствием мандата у этой международной организации. То же самое повторил Гросси и на Совбезе.

Там же украинский представитель Сергей Кислица подтвердил, что на главу международного "ядерного" агентства оказывалось давление со стороны оккупантов, контролирующих объект.

Забавно, что российская сторона устами ее постпреда Небензи "отзеркаливала" претензии к МАГАТЭ со стороны украинских властей. С той лишь разницей, что Небензя обвинял в обстрелах ЗАЭС не оккупантов, а ВСУ, и тоже обвинял возглавляемое Гросси ведомство в "молчании".

Более того, представитель России и вовсе назвал рекомендации из отчета МАГАТЭ по созданию зоны безопасности на ЗАЭС "несерьезными". Хотя для вида и похвалил агентство за его роль в системе миропорядка, а также ее инспекторов – за смелость.

В целом же Небензя привычно обвинял в "провокациях" "киевский режим", повторил традиционно сюрреалистичное сообщение военного министерства РФ, о попытке "захвата" ЗАЭС украинскими войсками, а также утверждал, что российских войск на станции, якобы, нет.

Впрочем, другие участники заседания были куда более однозначными в своих оценках. Некоторые из них, как председательствующая в Совбезе Франция, и назвали Россию "поджигателем травы". Москва, заявил французский представитель Николя де Ривьер, устроила таким образом пожар, а теперь сама же разбрасывается советами на предмет того, как его погасить.

Украинский же представитель резонно напомнил, что инициировал миссию на станцию именно Киев. Более того, именно украинская сторона выступила за постоянное присутствие специалистов Миссии на объекте. Кислица снова призвал Россию вывести войска со станции. Которых, по словам, вышеупомянутого Небензи, попросту "нет".

В Вашингтоне и Лондоне призыв украинской стороны поддержали. Британская представительница назвала единственной виновницей ситуации Россию, ей вторил американский коллега – РФ привела к сложившийся ситуации и использует Запорожскую АЭС как "ядерный щит".

Кроме того, представитель Штатов напомнил, как еще в августе Россия заблокировала принятие итогового документа месячного пересмотра Договора ООН о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Зато представительница Индии, словно подчеркивая абсурдность ситуации, вспомнила роль ООН в вопросе экспорта украинского зерна.

Не лишним будет напомнить, что в обсуждаемом отчете от МАГАТЭ подчеркивается уникальность ситуации на ЗАЭС: констатирован первый в истории случай военного конфликта на объектах ядерной энергетики. Агентство, кроме того, акцентирует внимание на необходимости не допустить ядерную катастрофу.

В организации также отметили важность постоянного присутствия ее работников на станции. Представители миссии в постоянном режиме будут детально работать над оценкой физического ущерба объектам ЗАЭС, определять работоспособность основных и резервных систем охраны и безопасности, а также оценивать условия труда персонала объекта.

В отчете есть упоминание о том, что российские войска на станции держат ее персонал в состоянии стресса. Работники ЗАЭС фактически являются заложниками, напомнили в МАГАТЭ. Такая ситуация, констатируют в Агентстве, повышает риск возникновения того самого "ядерного инцидента" — человеческий фактор.

Войска оккупантов уже отметились на двух украинских атомных электростанциях: Чернобыльской в прошлом и Запорожской – в настоящем.

Однако, в том же отчете МАГАТЭ указала и о рисках, которые несут пролеты российских ракет над Южноукраинской и Хмельницкой АЭС.

Также в ведомстве, возглавляемом Гросси, заверили, что у них есть план оказания технической и иной помощи персоналу станции, а также алгоритм действий на случай, если что-то пойдет не так.

А с Россией, которая контролирует ЗАЭС, такой вариант развития событий вполне вероятен. Давние фразы Владимира Путина о "рае для нас" и "они там все сдохнут" — в строку. Такой себе ядерно-апокалиптический реализм.

Что совершенно не снимает с повестки дня вопрос архаичности и недееспособности МАГАТЭ. Это неспособность организации меняться под воздействием обстоятельств и уникальности ситуации, которую таковой признали и специалисты организации.

Это касается всех международных организаций и системы безопасности во всем мире, которую те не могут обеспечить.

Ситуация на ЗАЭС в фокусе войны России против Украины лишний подчеркнула неспособность МАГАТЭ, а вместе с ней и других – действовать, влиять, предотвращать войны, останавливать их, если уж тем суждено было случиться.

Вместо этого: сухая констатация, аморфные призывы общего порядка. А также постоянное апеллирование к "семи столпам ядерной безопасности". Заявлениями такого рода на Совбезе 6 сентября отметились представители таких африканских стран, как, например, Габон или Кения, которые, при всем к ним уважении, только отнимали время присутствующих.

Хотя остановить процесс разрушения тех самых столпов — на станции в частности и в мире в целом — можно, только лишь вернув станцию под контроль Украины. Но в МАГАТЭ снова будут пенять на то, что у них "нет мандата".