Шантаж и демонтаж. Что означает соглашение о размещении ядерного оружия в Беларуси
Пекин прислал уже несколько месседжей Москве, свидетельствующих о своем недовольстве действиями русского вассала
Главы оборонных ведомств Беларуси и России – Виктор Хренин и Сергей Шойгу – 25 мая подписали соглашение о размещении на территории РБ российского тактического ядерного оружия, что два союзника в войне против Украины назвали "ответом на агрессивную политику недружественных стран".
Очередной акт шантажа Европы Москва и Минск подвязали к заседанию Совета министров увядающей Организации Договора коллективной безопасности, которую, как на днях недвусмысленно намекнул премьер-министр Армении Никол Пашинян, Ереван не прочь променять на НАТО или кого-либо из стран-членов этого альянса. Поэтому Кремлю необходимо было хоть как-то перебить этот очередной признак комы в ОДКБ (Эманюэлю Макрону на заметку, кстати). Размещение ТЯО в Беларуси смахивает также и на попытку продемонстрировать членам ОДКБ, что Москва все же готова защищать союзников.
Подписание соответствующего соглашения состоялось на фоне очередного визита Александра Лукашенко в Москву, который проходит спустя две недели после его "болезненной" поездки на парад 9 мая. Что он получит от российского диктатора Владимира Путина – доподлинно неизвестно, но скорее всего это будет очередной кредит на несколько миллиардов.
Тем более что "платить" Путину кроме рисков для Лукашенко от ТЯО в Беларуси есть за что, ведь у белорусского автократа немалые шансы составить Путина компанию в списке лиц, с которыми лично и плодотворно хотел бы поработать Международный уголовный суд. Собственно, параллельно с подписанием соглашения и визитом Лукашенко в Москву Офис генпрокурора Украины сообщил о расследовании вероятной причастности Лукашенко к депортации украинских детей с временно оккупированных Россией украинских территории в Беларусь. Напомним, это преступление стало основанием для МУС выдать ордер на арест Путина и его омбудсмена Марии Львовой-Беловой.
С одной стороны, потенциальный ордер на арест уже Лукашенко завершает процесс "муссолинизации" белорусского диктатора и окончательно привязывает его к Путину. С другой стороны, дает Лукашенко аргументы относительно платы за лояльность, которая продлит агонию его режима еще на время.
И в дополнение к кредитам или другим формам денежной "помощи", как минимум, самопровозглашенный президент Беларуси мог в Москве выпросить себе уточнение от Шойгу, что российская ТЯО на территории РБ останется под контролем Москвы, и она будет решать применять его или нет.
Что очень похоже на попытку Лукашенко избежать ответственности за нарушение Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) – международного акта, разработанного ооновским Комитетом по разоружению и одобренного Генассамблеей в 1968 г.
Непосредственно Лукашенко, согласившись принять у себя российское ТЯО, нарушил статью 2 ДНЯО: "Каждое из государств-участников настоящего Договора, не владеющего ядерным оружием, обязуется не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни непосредственно, ни посредственно, не производить и не приобретать любым другим способом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, равно как и не добиваться и не принимать какой-либо помощи в производстве ядерного оружия. или других ядерных взрывных устройств".
Что касается России, то она этим соглашением нарушила первую статью ДНЯО: "Каждое государство-участник, обладающее ядерным оружием, обязуется не передавать ни одному получателю ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, не оказывать помощи любому государству, не владеющему ядерным оружием. оружием по производству или приобретению такого оружия или устройств".
Несмотря на уточнение Шойгу, Беларусь является другой страной. И, несмотря на то, что она находится вместе с Россией в образовании с неопределенным функционалом и условиями под названием "Союзное государство". Поэтому формально нарушение ДНЯО Минском и Москвой имеется.
Конец ОДКБ и ЕАЭС
С РФ все ясно. Она уже давно погрузилась в нарушение всех возможных международных соглашений и законов. Точка была поставлена в конце февраля, когда Россия прекратила свое участие в другом важном соглашении, касающемся оружия – Договоре о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-III). Лукашенко же окончательно превратился в брата-близнеца Путина, только более слабого и полностью от него зависимого. Они будут дуэтом плыть до самого конца сквозь геополитические бури и разрушение остатков достояний Москвы.
Об ОДКБ как символе потери Россией влияния на постсоветском пространстве уже говорилось выше. Следует еще заметить значительное ослабление Евразийского экономического союза (ЕАЭС), форум которого в Москве с участием Лукашенко происходил синхронно с заседанием ОДКБ в Москве. И на этом форуме нашелся свой "пашинян" — президент Казахстана Касим-Жомарт Токаев, который неожиданно (хотя, на самом деле, если учесть конъюнктуру последних месяцев, вполне ожидаемо) очень жестко раскритиковал ЕЭАС из-за регулярно возникающих "барьеров и ограничений". Токаев имел в виду многочисленные примеры экономического давления со стороны России на Казахстан, которое все больше удаляется от Москвы сразу по двум направлениям – налаживает отношения с США и Китаем.
И, следует отметить, Токаев также считает серьезной проблемой для ЕАЭС сближение России и Белоруссии. Понятно, что ТЯО в Беларуси значительно повысит уровень "проблемы" отношений этих двух стран, и вызовет значительную обеспокоенность постсоветских стран, особенно в Центральной Азии, где продвижение Китая все ощутимее. Особенно после первого саммита КНР-ЦА в Сиане, в котором Россия не участвовала.
Не в последнюю очередь из-за того, что Пекин, как известно, негативно относится к ядерному шантажу, в том числе со стороны РФ. Подписание соглашения в Минске в КНР будет воспринято как очередная попытка Путиным загнать своего ближайшего и единственного действительно сильного партнера в тупик взаимоотношений.
Сигналы из Китая
Свое недовольство Пекин, очевидно, донес до Москвы через саммит в Сиане, но это не последнее "китайское предупреждение". Им, похоже, стал первый визит премьера РФ Михаила Мишустина с немалой делегацией в Пекин, который, несмотря на победные реляции Кремля, можно считать провальным, поскольку, как с удивлением констатировала даже российская пресса, приняли главу правительства страны-агрессора прохладно: премьер КНР Ли Цян в нарушение протокола отказался от участия в Российско-Китайском форуме, а встреча Мишустина с Си Цзиньпинем длилась до часа. Вдобавок, по информации Reuters, Пекин отказался от строительства газопровода "Сила Сибири-2" и предпочел газ из Туркменистану, хотя тот на 30% дороже российского.
Российские пропагандисты пытаются поведение КНР оправдать страхом китайских партнеров перед санкциями, однако более вероятно, что из холодного душа россиян китайцы то и дело обливают именно из-за деструктивной политики Путина, которая вредит интересам Китая.
И не исключено, что о ТЯО в Беларуси будет говорить в Москве 26 мая спецпредставитель КНР по Евразии Ли Хуэй, который в российской столице завершает свое турне (Киев, Варшава, Париж, Берлин), посвященное поиску путей завершения войны.
Да, Пекин в настоящее время вынужден поддерживать Россию на фоне существенного усиления усилий США, Великобритании к укреплению альянсов в Индо-Тихоокеанском регионе, потому что КНР нужно что-то противопоставить консолидации своих визави. В то же время, соглашение с Минском Россия полностью ломает текущий баланс сил — ядерный шантаж Кремля уничтожает архитектуру безопасности в мире.
И здесь вопрос не в использовании или не использовании ТЯО Россией против "коллективного Запада", а именно в демонтаже договоров, потенциально провоцирующего хаос и дестабилизацию, предоставляя карт-бланш другим странам с ядерным оружием или тем, кто предпочел бы его иметь. Хаос и дестабилизация – это разрушение также существующей системы торговых взаимоотношений, что никак не отвечает интересам КНР.