Я устал, я ухожу. Как Мюллер отдал Трампа на съедение Конгрессу

Спецпрокурор Роберт Мюллер не смог выдвинуть президенту обвинения, но ждет, что это сделают демократы в Конгрессе
Фото: EPA/UPG

Расследовавший 22 месяца вмешательство РФ в американские выборы и возможный сговор окружения Дональда Трампа с россиянами, Роберт Мюллер в среду, 29 мая, объявил, что более не желает быть главным охотником на ведьм... пардон, спецпрокурором, и решил заняться личными делами. Нельзя сказать, что это решение стало сюрпризом, поскольку еще раньше об уходе Мюллера из минюста сообщали в его офисе. Куда более важным является само выступление спецпрокурора - его первая публичная оценка "российского дела". А Мюллер с трибуны в министерстве юстиции направил массу закодированных сигналов и президенту, и генпрокурору Уильяму Барру, но в первую очередь демократам в Палате представителей. И ключевой месседж - он таки передает "российское дело" на аутсорсинг в Конгресс.

Что на это указывает? Во-первых, Мюллер подчеркнул, что если бы его команда была на сто процентов уверена, что Дональд Трамп не совершил преступления (будь то сговор или препятствие правосудию), то об этом прямо бы и сказала. Но, как Мюллер подчеркивал несколько раз в тексте своего ранее опубликованного доклада на 448 страниц, достаточного количества доказательств вины Трампа или его окружения обнаружено не было.

Во-вторых, еще один намек на то, что сам спецпрокурор считает, что президент нарушил закон, в частности касательно препятствованию правосудию во время расследования, содержится в простой речевой конструкции: "Когда субъект расследования мешает этому расследованию или лжет следователям, он наносит удар по усилиям правительства в установлении истины и привлечении виновных к ответственности". Заметьте: "когда", но не "если".

И, в-третьих, по словам Мюллера, даже если бы у него на руках было нужное количество доказательств, то он бы все равно не смог, поскольку основополагающие правила министерства юстиции не позволяют, обвинить действующего президента. Но это не значит, что доказательств, приведенных в докладе по "российскому делу", будет мало для Конгресса. Спецпрокурор также отметил, что для привлечения Трампа к ответственности американская конституция "нуждается в ином процессе, нежели тот, который действует в системе уголовного правосудия". То есть через процедуру импичмента. Посыл Мюллера следующий: мяч на поле Конгресса, пора ему вступать в игру.

И послание спецпрокурора в Конгрессе услышали. Доселе демократы по большей части избегали прямого ответа на вопрос об импичменте, поскольку серьезной поддержки у этой идеи в Палате представителей не было. Ведь если бы демократическое большинство проиграло эту битву, то его позиции накануне выборов президента США серьезно пострадали бы. Белый дом же получил основание окончательно похоронить все претензии в рамках "российского дела". Трамп и республиканцы это прекрасно понимают. По данным СМИ, президент говорил подчиненным, что готов к запуску этой процедуры и уверен в своей победе.

Но после выступления Мюллера отношение демократов к процедуре импичмента несколько изменилось. Законодатели почувствовали себя увереннее, а некоторые и вовсе изменили свое отношение в пользу такого шага. Например, сенатор-демократ из Нью-Джерси Кори Букер, намеревающийся побороться за кресло в Овальном кабинете, заявил: "Заявление Роберта Мюллера проясняет ситуацию: у Конгресса есть юридическое и моральное обязательство немедленно начать процедуру импичмента". Того же мнения и еще один потенциальный кандидат в президенты от Демпартии, сенатор из Калифорнии Камала Харрис, по словам которой Мюллер "по сути, имел в виду импичмент".

Лидеры демократов же, пусть и сохраняют осторожность в высказываниях, но уже не исключат этого варианта, хотя еще не так давно выступали против. Это и спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси, и Джерри Нэдлер, глава Юридического комитета нижней палаты, который как раз и будет отвечать за процедуру импичмента. Они, комментируя речь Мюллера, заявили, что "на столе сейчас все варианты", включая этот. "Учитывая, что специальный прокурор Мюллер не смог выдвинуть уголовные обвинения против президента, Конгресс должен отреагировать на преступления, ложь и другие проступки президента Трампа - и мы сделаем это", - подчеркнул Нэдлер.

Но до объявления импичмента, как и до старта самой процедуры еще далеко. Сторонникам этого варианта в Демпартии сперва нужно обеспечить широкую поддержку в рядах своей партии, а следовательно, предварительно хорошо выполнить домашнюю работу - оценить все риски, проанализировать всю ситуацию и разработать кампанию противостояния с Белым домом. И не последнюю роль в этом может сыграть сам Роберт Мюллер, которого не будут сковывать правила минюста и которому Уильям Барр не сможет запретить дать показания в Конгрессе.

Только вот проблема в том, что лидерам Демократической партии придется убеждать не только однопартийцев, но и самого пока еще спецпрокурора. Появится ли Мюллер в Конгрессе? Пока особого энтузиазма, по крайней мере, публично он не демонстрирует. Потому как в своем выступлении Мюллер выразил надежду, что это его публичное выступление по "российскому делу" окажется первым и последним. "Главное, что письменный доклад офиса говорит сам за себя. Отчет - это мои показания", - сказал он, сигнализируя демократам, что если все же затащат на слушания через суд, то больше, чем указано в докладе, он не скажет и будет постоянно отправлять конгрессменов почитать документ.

Понять его можно. Спецпрокурор попросту может чувствовать дикую усталость по итогам этих почти двух лет повышенного внимания и выпадов, в том числе со стороны Трампа. Если он продолжит идти этим путем, давление никуда не исчезнет, а скорее усилится - уже как на частное лицо на "подтанцовке" у демократов. Ему это не нужно, в особенности если Мюллер желает вернуться к частной юридической практике.

С другой стороны, переменные этого политического уравнения могут измениться. Осторожные комментарии ряда влиятельных демократов, например, Нэдлера, дают понять, что переговоры с Мюллером еще ведутся, но в мягкой форме, чтобы не оттолкнуть его окончательно. Значит, в суд через процедуру "неуважение к Конгрессу" спецпрокурора никто не потащит.

Однако есть смысл допустить, что Мюллер и демократы могли уже договориться о сотрудничестве и все вышеприведенные заявления являются частью выверенной игры, направленной на максимальный результат, со стороны как спецпрокурора, так и партии с той целью, чтобы само появление Мюллера в Конгрессе возымело эффект разорвавшейся бомбы. В таком случае Белый дом не успеет подготовиться для полноценного отражения атаки.