Взрыв в Бейруте. Взрывчатка или груз судна с украинским экипажем?
Большинство экспертов полагает, что причиной взрыва в столице Ливана была аммиачная селитра
Социальные сети и СМИ пестрят кадрами небывалых разрушений в столице Ливана, Бейруте, вызванных мощнейшим взрывом в порту во вторник вечером.
По последним данным, число жертв взрыва достигло 78 человек, пострадали около 4 тыс. Представитель Красного Креста, как сообщает Daily Star, в свою очередь заявил, что погибших уже около ста.
Еще больше 100 человек, по словам губернатора Бейрута Марвана Аббуда, считаются пропавшими без вести. Спасатели продолжают разбирать завалы, а больницы были переполнены еще ночью. Так что, к сожалению, число жертв скорее всего продолжит расти.
Также губернатор сообщил, что из-за взрыва без крыши над головой остались примерно четверть миллиона жителей столицы Ливана, где проживают 2,42 млн человек.
Взрыву, судя по опубликованным в сети видео и исходя из заявлений официальных представителей ливанских властей, предшествовал выбрасывавший в небо клубы белого дыма пожар, который прибыли тушить бригады пожарных. 10 из них погибли.
Однако после прогремел взрыв. Точнее их была два: один послабее, а второй – ужасающе мощный с выбросом уже бурого и оранжевого дыма. Ударной волной смело строения и транспорт в районе порта, выбило окна, перевернуло автомобили.
Сила взрыва была настолько велика, что последствия ощутили даже в Ларнаке, на Кипре, хотя она расположена в 234 км от Бейрута.
По данным Потсдамского центра им. Гельмгольца (GFZ), по силе взрыв соизмерим с землетрясением магнитудой 3,5 балла.
Удобрение и взрывчатка
Официальная версия, озвученная во время заседания Высшего совета по обороне Ливана, следующая: искры от сварочных работ, проводившихся с целью закрыть некую дыру, через которую можно было пробраться на склад, подожгли хранившуюся там пиротехнику (что подтверждает ранее озвученные в СМИ сообщения о звуках взрывающихся фейерверков), что в свою очередь привело к воспламенению нитрата аммония (аммиачной селитры).
На складе хранились 2 750 тонн нитрата аммония, который был конфискован с грузового судна еще в 2014 г.
Судно это называется Rhosus и уже мелькало в новостях, в том числе украинских, поскольку на его борту работали восьмеро граждан Украины, застрявших в 2013 г. в порту Бейрута, поскольку, как говорили моряки, владелец – уроженец Хабаровска Игорь Гречушник, проживающий на Кипре – по сути "судно бросил".
Вернуться они смогли лишь при активном содействии украинского консульства.
Rhosus перевозил нитрат аммония в Мозамбик из Батуми. И остановился в столице Ливана из-за технических неполадок. Инспекция после проверки арестовала судно, груз оставила в порту с целью либо дальнейшей продажи, либо утилизации.
Но все эти шесть лет селитра хранилась на 12-м складе. До вечера 4 августа.
Что говорят эксперты
Эксперты и "эксперты" разделились на два лагеря: одни полагают, что столь мощный взрыв из-за селитры произойти не мог, и это было ядерное оружие или еще что-нибудь не менее мощное; другие склоняются к тому, что поддерживать официальную версию.
Например, бывший сотрудник ЦРУ Роберт Баер, прослуживший долгое время на Ближнем Востоке, в том числе в Ливане, заявил, что не верит в версию с аммиачной селитрой. По его мнению, взорвались боеприпасы или ракетное топливо, которые могли храниться на том складе.
"Взгляните на этот оранжевый шар, это явно, как я уже сказал, взрывчатка военного назначения", — сказал он, при этом, правда, проигнорировав красный цвет дыма.
"Это была какая-то бомба", — уверенно заявил во время вчерашнего брифинга президент США Дональд Трамп, ссылаясь на неких great generals.
Между тем, специалист по обезвреживанию бомб террористов Крис Хантер, который в свое время был экспертом-свидетелем в суде по делу о подрыве экс-премьера Ливана Рафика аль-Харири в 2005 г., в комментарии Sky News отметил: цвет дыма – белый, розовый, красный – не характерны для взрыва пороха или боеприпасов.
В противном случае дым был бы черного цвета. Красный цвет дыма он объясняет результатом горения мебели, краски и т.п.
Эксперт по контролю над вооружениями и профессор Института международных исследований Миддлбери в Монтерее Джеффри Льюис в интервью The Washington Post подчеркнул, что красный цвет указывает на нитрат аммония.
По его словам, выделяемый при воспламенении оксид азота окрашивает дым в красновато-коричневый цвет. Поэтому, по мнению Льюиса, это не может быть ядерный взрыв, который увидели "многие, кому не приходилось наблюдать взрывы" и которые игнорируют разницу между грибовидным и сферическим облаком.
Белый шар, или "Облако Вильсона", образовавшееся после взрыва – это конденсирующаяся из-за ударной волны влага, находящаяся в воздухе.
И оно не является отличительной чертой только ядерного взрыва, подчеркнул в свою очередь в комментарии The Guardian доктор философии в Университете Нью-Мексико Мартин Пфайффер.
У взрыва в Бейруте, говорит он, не было характерных для ядерного "ослепляющей белой вспышки" и тепловой волны, которая приводит к обширным возгораниям и обжигает кожу.
Отмел версию с ядерным взрывом сотрудник Массачусетского технологического института Випин Наранг, специализирующийся на ядерном оружии.
Шерил Рофер, ученый-ядерщик на пенсии, в свою очередь согласна с коллегами. В Twitter она подтвердила: гладкое сферическое облако – это конденсация воды; красный дым – вызван оксидом азота, а взрыв – воспламенившимся нитратом аммония.
Ряд экспертов также отметили, что взрыв в Бейруте очень похож на те, которые случились на промышленных складах китайского Тяньцзиня в 2015 г., где хранилось огромное количество опасных химических веществ: в частности, цианида натрия и нитрата калия.
Китайские власти после проведенного расследования сообщили, что тогда из-за жары загорелась легковоспламеняющаяся нитроцеллюлоза, а затем загорелись и взорвались склады с нитратом аммония.
Сама по себе аммиачная селитра не горит, однако способствует увеличению скорости сгорания, если рядом есть горючие материалы. При нагревании выделяются токсичные газы – оксид азота и аммиак.
Взрыв может последовать, если имеется детонатор, которым может стать и сахар, и поджаренная пшеничная мука (в Ливане, кстати, кризис и власти сейчас закупают муку, которая могла поджариться благодаря горевшей пиротехнике); и солярка, и древесная мука, и угольная пыль, и т.п.
Предварительные выводы
Конечно, с точки зрения международных отношений и геополитической ситуации в регионе в Ливане далеко не все спокойно.
Он десятками лет является полем для выяснения отношений ряда исламских режимов с Израилем. Правда, последний свою причастность отрицает и уже сообщил о намерении вместе с Францией, Великобританией и другими странами направить гуманитарную помощь в Ливан.
Это и группировка "Хезболла", которую Иран подкармливает и использует в своих прокси-войнах, включая сирийскую. Группировка имеет в свою очередь немалое влияние на правительство в целом.
В то же время, на главу этого правительства также имеет сильное влияние и Саудовская Аравия.
Добавить сюда еще Турцию и Катар и получается гремучая смесь политических противоречий и нестабильности. А с недавних пор и экономического кризиса (85-процентная девальвация ливанского фунта, сокращение импорта на 40% и т.д.), начавшегося после отказа властей возвращать долги МВФ и усугубившегося эпидемией коронавируса.
И все же пока все говорит в пользу версии с нитратом аммония и несчастного случая, пусть и ставшего результатом халатности. Что бы ни говорили анонимные генералы Трампа.