• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Тому що послідовний. Как Орбан построил в Венгрии полную стабильность

Получив свое коалиционное (с марионеточной ХДНП) конституционное большинство, Виктор Орбан теперь может вытворять все, что ему взбредет в голову
Фото: EPA/UPG
Фото: EPA/UPG
Реклама на dsnews.ua

Итак, похоже, Виктор Орбан намерен возглавить правительство Венгрии - и, собственно, всю Венгрию, под которой он понимает единство с зарубежными венграми - в четвертый раз. Впервые Орбан, на тот момент самый молодой венгерский премьер после свержения коммунизма, стал 35-летним руководителем исполнительной власти страны в 1998-2002 гг. И хотя Орбана уже тогда считали скорее правым консерватором, нежели либералом - причем малопонятно, откуда этот консерватизм взялся, неужто из опыта обучения в оксфордском Пемброк-колледже за деньги Джорджа Сороса, - его больше ассоциировали с успешными либеральными реформами, а экономика Венгрии росла как на дрожжах.

По-видимому, сегодня Орбан не любит вспоминать, как в те беззаботные дни, когда страна готовилась к вступлению в ЕС, с тем же Джорджем Соросом, британско-американским миллиардером, фактически восстановившим венгерскую родину после краха "гуляш-социализма", которого он теперь выставляет чуть ли не вселенским злым гением, всячески злоумышляющим против простого венгерского работяги, - он общался в ежедневном режиме.

Теперь - совсем другое дело: после финансового кризиса 2009 г. леволиберальный фланг венгерского политического спектра фактически рассыпался. Партия Орбана "Фидес" не только отменила Венгерскую республику, заменив ее многозначительной "Венгрией", но продавила множество конституционных изменений (вроде переподчинения общественного телевидения и судов), а также менее заметных новаций, перманентно дающих ей преимущество на выборах. Например, количество депутатов, а соответственно, и округов было уменьшено, но таким образом, что участки, где традиционно доминировали либералы и левые, если и не исчезли совсем, то поредели.

Вот и на этих выборах "Фидес" и ее вечный безмолвный сателлит, Христианско-демократическая народная партия (как какая-нибудь "Единая Россия" или турецкая АКР), взяли 134 из 199 (или 67%) мест в однопалатном парламенте Венгрии. В процентах голосов партия Орбана набрала 48,5% при явке, невиданной с 2001 г. (68,13%). По итогам выборов 2014 г. у коалиции в парламенте было 133 голоса и поддержка в 44,48%, а в 2010 г. 52,7% и 263 места из 386 по старым правилам. Так что не просто удержание власти, но и определенный рост симпатий избирателей налицо - притом что считалось: высокая явка поможет оппозиции.

Любопытно, что в данном случае ультраправая партия "Йоббик" пыталась позиционироваться как партия умеренная, тем более что "Фидес" давно позаимствовал у нее всю правую повестку дня, большинство тезисов которой в 2000-е были бы непредставимы на партийных лозунгах мейнстрима. Это и расчесывание ненависти к банкам, и запрет абортов и однополых браков, и провозглашение Венгрии христианским государством, и легкий антисемитизм, и пособия иностранным венграм, за которые они и так горазды голосовать за правящую партию, и плач по несправедливому разделу венгерского королевства по Трианоновым соглашениям после Первой мировой. И все же именно лидера "Йоббика" Габора Вону власть мочила из всех утюгов, совершенно абсурдным образом связывая его с... Соросом.

Сам Орбан уже прокомментировал результаты выборов, заявив, что Венгрия "одержала великую победу". Праворадикальная партия "Йоббик" также увеличивает свое представительство в парламенте - ей достанутся 26 кресел против 23 в 2014 г. Но в процентном отношении "Йоббик" получил меньше голосов, и Габор Вона объявил о своей отставке, так же как и премьер восьмилетней давности, лидер социалистов Ференц Дьюрчань, чьи скандальные записи и привели к гибели левого фланга в разгар финансового кризиса. А маленькие успехи либеральных партий не считаются на фоне глыбы "Фидес".

Теперь Орбан, которого оппоненты, объединяющие либерально настроенную часть городского населения страны, Евросоюз и ООН, обвиняют в ксенофобии и расизме, возглавит правительство Венгрии в четвертый раз в общей сложности и в третий раз подряд. Свою предвыборную кампанию этот еще молодой 54-летний политик построил на крайне националистической риторике: он запугал сограждан массовым наплывом мигрантов (но откуда ему взяться, если Венгрия уже его запретила, да и обходят с некоторых пор беженцы эту бывшую римскую провинцию Паннония десятой дорогой).

Реклама на dsnews.ua

Орбан добился поздравлений от всех известных евроскептиков, хотя его самого таким назвать трудно - так, он редко высказывается на тему, например, неэффективности Союза, понимая, что маленькая Венгрия погоды на европейском и мировом рынке не делает. Кажется, в сугубо внутренних целях он эксплуатирует исключительно темы мигрантов, зарубежных общин венгров, продажных журналистов и правозащитников, и Сороса.

В дни кампании улицы Будапешта были заклеены многочисленными плакатами с лицами политиков. Но акцент был сделан на кампании негатива - что вполне логично, ведь экономические успехи национал-авторитарного, или скорее партийного "режима", - довольно скромны, например, ВВП страны так и не вернулся к уровню 2008 г. Несмотря на то что "Фидес" всячески пиарит тему роста и рекордно низкой безработицы, демонстрируя простоту отношения к избирателю. Поэтому пиарщики партии изобразили на своих билбордах противников председателя Орбана. В центре коллажей штабисты Орбана поместили Сороса, а вокруг него в подчеркнуто дружеской атмосфере расположились политики оппозиционных партий. В руках они держали кусачки для резки проволоки, а по краям плаката виднеется забор на государственной границе с прорезанными в нем дырами. Посыл очевиден: оппозиция находится в сговоре с миллиардером и стремится открыть границы для орд нелегальных иммигрантов с Ближнего Востока, стремящихся уничтожить венгерскую и европейские культуры.

Любопытно, что в пропаганде правящей партии каким-то образом уживаются обертоны мирового заговора финансистов известного происхождения и претензия Орбана на то, чтобы быть последней надеждой иудейско-христианской культуры Старой Европы. Это позволило ему закрепить за собой роль иконы для крайне правых сил всего мира и Немезиды для либеральных правительств, борющихся с популистами. Так, лидер правых популистов во Франции Марин Ле Пен призналась, что смотрит на Венгрию с завистью. А бывший советник Дональда Трампа Стивен Бэннон даже назвал Орбана "героем".

"То, что делает Орбан, повторяет действия крайне правых по всей Западной Европе", - говорит в комментарии "Немецкой волне" парламентарий и экс-председатель Венгерской социалистической партии Аттила Мештерхази. По его словам, жители Венгрии улавливают антисемитские мотивы в критике властями страны Джорджа Сороса. Но официальный представитель венгерского правительства Золтан Ковач отвергает наклеивание ярлыка "крайне правых" на нынешние власти. Даже когда Орбан призывает к "этнической гомогенности", слова о "белой расе" не произносятся никогда, подчеркивает он.

В последнее время, считают комментаторы, Орбан все более мотивирован желанием выйти на международную политическую арену, нежели просто править Венгрией. Ему льстят встречи с политиками такого ранга, как президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин. Может, от греха подальше, сделать Орбана генсеком НАТО после Столтенберга?

Однако "Фидес" продолжает создавать структуры для поддержки диктатуры, предупреждают оппозиционеры, которые полярно разобщены, а в условиях сложной мажоритарной системы Венгрии значение имеет лишь ставка на правильного кандидата в округе. Нельзя не задуматься, не в Турции ли или России почерпнул Виктор Орбан такую манипулятивную модель, в рамках которой оппозиции необходимо совершить сверхусилие для победы. Притом что нельзя назвать Венгрию авторитарным режимом Орбана или полноценным возвращением страны к "гуляш-социализму" времен Яноша Кадара (вероятно, это и невозможно в условиях свободного рынка и ЕС), хотя нотки правительственного патронажа проскакивают везде.

В итоге пока Орбан пугает избирателя ужасами распространения в Европе фундаменталистского ислама, критики нынешнего премьера рисуют другую ужасную картину будущего, когда все больше молодых образованных венгров покидают свою страну, в которой правит все более коррумпированный и авторитарный режим. Журналисты и правозащитники, как считается, живут в нездоровой и нервной атмосфере страха. За восемь лет население Венгрии уменьшилось на 200 тыс. человек - дальше на Запад уехали в основном профессионалы, и поэтому, несмотря на грызню с Киевом, Будапешт увеличивает рабочие квоты для украинцев.

Однако, получив свое коалиционное (с марионеточной ХДНП) конституционное большинство, Виктор Орбан теперь может вытворять все, что ему взбредет в голову. Учитывая патологическую архаизацию больных социумов, почему бы амбициозному политику не попытаться вскоре изменить форму правления и не надеть на себя корону Св. Иштвана? В конце концов, в правление той же "Альтернативы для Германии" входит герцогиня Ольденбургская, одной из первых поздравившая премьера Венгрии с победой.

Сам Орбан в домашнем кругу по личным причинам ограничен в возможностях практиковать антисемитизм (отчего все эти его потуги и выглядят представлением в пользу бедных). И даже в поисках королевского имени из исторического перечня может наречь себя Соломоном, Белой, Гезой, Сигизмундом, Маттьяшем или даже Владиславом, с толстым намеком на словацкую общину венгров. Поразительным образом вполне здоровыми являются сегодня отношения Будапешта с Бухарестом, оттяпавшим в свое время Трансильванию, и западнобалканскими государствами, кроме Сербии, от которой Орбан отгородился стеной, как от рассадника мигрантов. Вывод из этого следующий - венгерскую тему он будет продолжать озвучивать лишь в отношении объективно более слабых соседей.

А значит, с желанием или без местной общины, Будапешт продолжит шатать Закарпатье, ведь именно за счет "иностранных венгров" (которые за свою "зарубежность" получают с исторической родины "пенсию") и массового промывания мозгов на эту тему он и выиграл. Очевидно, что проблемы в отношениях Венгрии и Брюсселя усугубятся, хотя весь этот ультранационалистический пыл - скорее театральный спектакль, например, ничего не помешало Орбану заключить газовое соглашение с румынами.

Любопытно, что теперь будет происходить в отношениях Будапешта и Берлина - после Швецингенского манифеста влиятельных консерваторов из "Союза за ценности", потребовавшего от Ангелы Меркель "прекратить баловство": отменить двойное гражданство, побыстрее выслать мигрантов и поставить гетеросексуальную семью в центр общественного порядка. Впервые подобное давление на канцлера справа стала оказывать не "Альтернатива", а ее собственная партия. Так что это Германия теперь эволюционирует вслед за Венгрией, а не наоборот. Были бы эти консерваторы столь же требовательны в другом - в отказе от российского газа, которым "немец в Кремле" (как назвал свою книгу Александр Рар) травит сирийских детей. Хотя в отсутствии прагматизма немцев и не упрекнешь - историческая аналогия более чем прозрачна и неприятна. Похоже, недавние немецко-российские и российско-иранские шашни в Сирии всерьез рассердили Дональда Трампа. Преступная Россия, безумный Иран, животное (как назвал его Трамп) Асад и нерешительно-недалекая Германия попали в красную зону внимания президента США - ведь КНДР уже объявила, что готова говорить о денуклеаризации...

Но вот как раз Орбан по поводу Трампа совершенно не переживает, поскольку их позиции по многим вопросам достаточно близки, у них общие враги (тот же демонический Сорос) и даже (официально "был") один советник на двоих - Себастьян Горка (Gorka Sebestyén Lukács). Причем экзотический Горка - бывший сотрудник британской военной разведки и член полуподпольных ультраправых организаций (например, "Ордена Витязей" и "Венгерской гвардии"). Так что, несмотря на всплески эмоций и интриганства с обеих сторон, мириться с Венгрией Украине придется, пусть даже американский двухпартийный законодатель и дипломат в своем большинстве с трудом воспринимает Орбана, - конечные решения принимает президент. А нам, не забываем, необходимо постоянное расширение всего спектра взаимодействия с Соединенными Штатами.

Но слегка потроллить "короля Виктора" - почему бы нет? Тем более что, как кажется, сильного союзника в лице Польши он может скоро потерять - там общественное мнение стало мигрировать в сторону от поддержки правящей партии. Однако в ближайшие четыре года, разве что случатся какие-либо форс-мажоры, мы будем иметь счастье сосуществовать со все тем же Виктором Орбаном. С этим надо научиться жить, в особенности потому, что вне своего сценического образа - это мудрый и дальновидный политик, прагматически берущий на вооружение все эффективные методы, являясь настолько же "пророссийским", насколько и турецкий лидер Эрдоган. 

    Реклама на dsnews.ua