• USD 41.5
  • EUR 43.7
  • GBP 52.3
Спецпроекты

Выборы в странах ЕС: Финские политики боятся быть русофилами

В стране, которая не просто пережила ужас войны с Россией один на один, но сохранила свою независимость ценой утраты части территории, успешный политический проект не может быть русофильским
Фото: Lehtikuva
Фото: Lehtikuva
Реклама на dsnews.ua

С оглядкой на критическую зависимость некоторых отраслей экономики Финляндии от поставок из РФ в последнее время и в политике этой скандинавской страны стало принято искать "руку Москвы". Действительно, РФ - единственный поставщик природного газа для Финляндии, на нее приходится почти пятая часть импорта, а доля поставок для деревообрабатывающей промышленности составляет 65%. Между тем среди финских влиятельных политиков или тем более целых партий друзей Кремля нет и не предвидится. Хотя бы потому, что любая пророссийская политическая сила в этой стране обречена на маргинальность. Это одно из следствий того "позитивного" национализма, который зиждется на лютеранской этике и уроках новейшей истории: продвижение интересов государства, нанесшего родине историческую травму, по меньшей мере, предосудительно.

Тем не менее финнам приходится считаться с тем, что они имеют самую протяженную среди стран ЕС границу с РФ. И они понимают, что в случае эскалации конфликта в Украине они, как и балтийские республики, окажутся на переднем крае. Их собственный опыт свидетельствует: воевать с Россией можно, выиграть - нет. Поэтому Хельсинки традиционно предпочитают избегать открытой конфронтации с Москвой. В частности, именно это обстоятельство двигало премьером Александром Стуббом, когда он отверг на прошлой неделе инициативу президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса о предоставлении оружия Украине.

Собственный опыт финнов свидетельствует: воевать с Россией можно, выиграть - нет. Поэтому Хельсинки традиционно предпочитают избегать открытой конфронтации
с Москвой

Финляндия не является членом никаких военных блоков, хотя активно участвует в развитии региональных систем коллективной безопасности. Между тем общественная дискуссия о вступлении в НАТО, начавшаяся вследствие кавказской войны 2008 г., с новой силой разгорелась в ходе нынешней агрессии против Украины. За год уровень поддержки возможного членства в НАТО вырос с 12 до 38%. Этот вопрос является одним из ключевых в преддверии предстоящих 19 апреля парламентских выборов. Так, "Национальная коалиция" (партия - лидер широкой коалиции) во главе с премьером Александром Стуббом поддерживает присоединение к альянсу. Один из ее партнеров - Шведская народная партия - разделяет эту позицию. В то же время социал-демократы, также входящие в коалицию, куда более сдержанны. Не спешат поддерживать этот курс и в крупнейшей оппозиционной партии "Центр", которая является фаворитом нынешней гонки. "Левый союз", "Зеленый союз", а также правые популисты и евроскептики "Истинные финны" выступают против такого шага. Что, однако, отнюдь не означает пророссийской направленности этих движений.

Что же касается полезности Хельсинки для Киева, о ней не стоит судить только по публичным высказываниям Стубба - она куда многомернее. Во-первых, финны занимают жесткую позицию в отношении европейских должников - той самой пятой колонны, которую сегодня принято подозревать в лояльности Москве. В частности, трудно считать простым совпадением тот факт, что новое правительство Греции поддержало санкции уже на следующий день после того, как тот же Стубб заявил, что миллиардный кредит, выданный Афинам Финляндией, списанию не подлежит и должен быть возвращен. Так что финансовый рычаг Хельсинки умело трансформируют в политическое влияние. Во-вторых, финское руководство и общество отдают себе отчет в том, что страна обязана своими успехами членству в Евросоюзе и пребыванию в еврозоне, и это делает их одними из главных апологетов того мировоззрения, которое именуется европейскими ценностями. На практике это означает, что даже в контексте двусторонних отношений с РФ Хельсинки выступают как представитель всего Союза.

Такой авторитет позволяет Финляндии оставлять за собой право на особое мнение. В частности, Хельсинки зарезервировали за собой возможность проведения консультаций с РФ в вопросах трансграничного сотрудничества и охраны границ - несмотря на заморозку ЕС такого рода контактов. Также парламент страны в декабре одобрил строительство АЭС "Ханхикиви-1" при участии "Росатома" - это первый крупный новый инвестиционный проект в Европе, в котором присутствует российский капитал, с момента введения санкций против РФ. То есть финны в очередной раз показали себя прагматичными переговорщиками, которые не забывают о собственном интересе.

Реклама на dsnews.ua

Итак, Финляндия сохранила за собой статус своего рода посредника между ЕС и Россией. Он, вполне вероятно, будет востребован при разрешении российско-украинского конфликта. При этом, учитывая упомянутую историческую травму, Финляндия не станет поддерживать "финляндизацию" Украины в виде размена части территории на суверенитет. Такой опыт Хельсинки считают неприменимым. К слову, этим обусловлена маргинальность финских движений, требующих возвращения Карелии.

    Реклама на dsnews.ua