Дешево продались. Путин не смог купить украинофобам места в парламенте Нидерландов
Осталось менее месяца до выборов в Нидерландах, к которым сейчас приковано внимание европейцев, американцев и, конечно же, украинцев. Интерес объясняется очень просто - прошедший "антиукраинский" референдум показал уязвимость королевства к влиянию России и евроскептицизму. Зачастую эти факторы взаимосвязаны.
Течение и результат голландских выборов важны и в контексте вмешательства российских хакеров в ход президентских выборов США, а также всплывших недавно данных о кибератаках в целом ряде стран ЕС. В общем это первый в этом году тест на "российскость" европейской страны.
И тем занимательнее публикация обозревателя The New York Times Эндрю Хиггинса о том, каким именно образом "русский мир" повлиял на консультативный референдум относительно ратификации соглашения об Ассоциации между Украиной и Евросоюзом, который состоялся 6 апреля 2016 г.. Автор обратил внимание именно на личности и то, какие конкретные способы для агитации, ранее в СМИ не озвучиваемые, они использовали.
В первую очередь Хиггинс обратил внимание на депутата от Социалистической партии Гарри ван Боммеля - ярого противника соглашения, антиглобалиста, который приходит в ужас от мысли об экономических беженцах из Украины. Этот политик использовал в агитации группу, скажем так, титушек с налетом голландской цивилизованности. Они были якобы украинцами, хотя, как выяснил Хиггинс, на самом деле самые активные "болтуны" были либо россиянами, либо теми, кто очень хочет ими стать, т. е. апологетов "Третьего Рима" из русскоязычных регионов Украины. Их сгоняли на митинги, на ТВ, а также они строчили соответствующие комментарии в социальных сетях, называя украинскую власть "кровожадными клептократами, недостойными голландской помощи".
Подобным им был и Владимир Корнилов, только с регалиями. Это донецкий политолог с историческим образованием, который сейчас трудится в Гааге, в Центре евразийских исследований. Раньше он возглавлял прокремлевскую структуру - украинский филиал Института стран СНГ. Главный офис, напомним, это небезызвестный Константин Затулин. Так вот, Хиггинс в своей статье напоминает, что проукраинские хакеры как-то взломали электронную почту Корнилова и узнали, что он из Киева передавал в Москву тонны полезной информации - аналитику, рекомендации и т. п.
"Политолог" уже в Гааге продолжил агитировать против Украины во время кампании накануне референдума. Он называл себя "украинским эмигрантом в Гааге", который был "ошеломлен, казалось, бесконечным потоком лжи и пропаганды" о России и считал себя обязанным ответить. Отвечал Корнилов продуктом российской пропаганды. Например, подхватил историю с распятым мальчиком, ставшую мемом.
Корнилов тесно сотрудничал с вышеупомянутым ван Боммелем, а также еще одним активным противником Ассоциации Украина-ЕС - главой аналитического центра Forum voor Democratie (FvD, "Форум за демократию") Тьерри Боде. Сейчас Боде участвует в предвыборной гонке, преобразовав свой центр в партию, и надеется попасть в парламент.
И Боммель, и Боде также действовали в связке с лидером политической партии "За Нидерланды" Яном Роосом, который вышел из Партии свободы (PVV). Последняя, к слову, как и социалисты, были единственными крупными партиями, которые принимали участие в организации референдума. И дополняло картину движение GeenPeil, которое через свой сатирический сайт GeenStijl собрало подписи за проведение референдума. Лидер этого движения - писатель Ян Дейкграф - также участвует в выборах.
Этот блок правых, левых и либеральных новоиспеченных партий евроскептиков в борьбе за политическое будущее отталкивается от миграционного кризиса, а также того самого референдума. VNL, FvD и GeenPeil протестировали свои возможности во время подготовки к референдуму и решили, что им по силам попасть в парламент.
Однако на самом деле из всех этих сил "полноценными" игроками на выборах, в которых принимают участие 28 партий, выглядят PVV и SP. Причем Партия свобода держится в лидерах, согласно опросам. Данные социологической компании
таковы: PVV - 27 мест, Народная партия за свободу и демократию (VVD, партия премьера Рютте) - 24 места, "Христианско-демократический призыв" (CDA, бывший член парламентской коалиции) - 18, Партия труда (PvdA, состоит в коалиции с Рютте) - 11. Что до VNL и FvD, то они со скрипом получают по одному месту. О GeenPeil речь даже не идет.
Индикатор Peilingwijzer на основании опросов I&O Research, Ipsos, Kantar Public, LISS-panel, Peil.nl и EenVandaag дает такие данные: PVV - 24-28%, VVD - 22-26%, CDA - 16-18%, SP -12-14%, PVDA - 11-13%, FvD - 0-1%, VNL - 0-1%.
Огромная популярность Партии свободы и ее одиозного лидера Герта Вилдерса... Кстати, это тренд сейчас такой на светловолосых популистов - Трамп, Джонсон? В общем, Вилдерс - жесткий антиисламист, который даже сравнивал Коран с "Майн Кампф", безусловно, свои высокие рейтинги получает именно на волне антимигрантских и евроскопетических настроений.
В то же время по сравнению с данным за 17 января позиции Партии свободы и социалистов сильно просели. Месяц назад Вилдерс мог рассчитывать на 35 мест. И соответственно, партия Марка Рютте и партия "Христианско-демократический призыв" демонстрируют рост.
Такие изменения можно объяснить опять-таки влиянием извне. А именно указом Трампа запретить въезд в США мусульманам, который был заблокирован судом. Это решение администрации имело эффект разорвавшейся бомбы как в Америке, так и в ЕС. Критики было невероятное количество. Даже в "настрадавшейся" от мигрантов-мусульман Европе. Всеобщее сопротивление идее президента США очевидно ударило по рейтингу Партии свободы. Антиисламизм стал менее привлекательным.
Но и украинский вопрос не стоит сбрасывать со счетов. Он на самом деле уже получает все большую актуализацию. В первую очередь из-за вернувшегося в информационное поле расследования катастрофы MH17. Сперва, 15 февраля, Bellingcat назвал боевика Сергея Дубинского (Хмурого) тем, кто перевозил пресловутый "Бук", кстати, ставшего после трагедии генерал-майором. На следующий день прокуратура Нидерландов посетовала, что Россия прислала обещанные снимки с радаров в непонятном формате, который можно прочитать только в софте, разработанном россиянами, а не общепринятом Asterix. Софт тоже прислали, но с руководством на русском языке (Браво!). Притом что росСМИ использовали снимки в Asterix.
Также 16 февраля министр юстиции Стеф Блок заявил, что Амстердам ожидает возобновления Украиной поисков останков на месте крушения. Все из-за одного голландского журналиста, который в январе привез на родину кость одного из пассажиров. И ко всему прочему на следующей неделе, по сообщениям голландских СМИ, парламент рассмотрит наконец дополненное соглашения об Ассоциации Украина-ЕС.
В общем, темы сбитого Being и Украины будут на виду именно в разгар предвыборной кампании. Учитывая, что правоохранители Нидерландов более уверенно винят в произошедшем именно россиян, очевидно, что пострадают как раз пророссийские евроскептики, а не проевропейские силы.
По сути, противники соглашения об Ассоциации пожинают плоды своих трудов. Именно их деятельность в преддверии референдума, как оказывается, далеко непрозрачная, сейчас входит в число предвыборных проблем. Голландская телекомпания RTL 9 февраля сообщила, что министр внутренних дел Рональд Пластерк в ответ на запрос адвоката Христиана Альбердинга Тайма признал: власти королевства не уверены в подлинности собранных евроскептиками 427 тыс. подписей. Ведомство было вынуждено заявить о несовершенстве процедуры сбора подписей после расследования того же RTL, которое вскрыли уязвимости в программном обеспечении для манипуляций со стороны иностранной разведки.
Проще говоря, журналисты показали, что прошедший референдум с в принципе невысокой явкой в 32% процента вполне мог и не состояться, поскольку часть подписей имела все шансы быть сфабрикованной теми же российскими хакерами. В GeenPeil, естественно, все отрицают. Признать это - лишиться даже минимального шанса попасть в законодательный орган страны.
Это не единственный скандал, затронувший GeenPeil и Ко. Еще раньше издание Telegraaf писало о финансировании деятельности этих движений и партий в прошлом году. Сейчас они категорически отказываются показать свою бухгалтерию, т. е. на что потратили бюджетные средства. И вероятно, не только бюджетные.
Проще говоря, громкого вторжения GeenPeil, VNL и FvD в политику не удалось. Максимум, на что могут рассчитывать лишь последние две партии - мандаты для Рооса и Дейкграфа. И вполне реально, что антиукраинская агитация вылезет боком социалистам Эмиля Румера и либералам Герта Вилдерса.