Скучные выборы. Почему молдаванам надоела местная версия "Слуг народа"

Результаты муниципальных выборов в Молдове демонстрируют падение популярности правящей коалиции
Фото: EPA/UPG

В минувшее воскресенье в Молдове состоялись муниципальные выборы. Их результаты оказались нерадостными для правящей коалиции, в особенности - для популистов из блока ACUM.

Напомню, что по результатам парламентских выборов, прошедших в феврале, ни одна из трех основных сил не набрала достаточно голосов для формирования большинства. Демократическая Партия  (DPM) Владимира Плахотнюка, Партия Социалистов (PSRM) действующего президента Игоря Додона и блок двух партий  "Действие и Солидарность" (PAS) Майи Санду и "Достоинство и Правда" (DA) Андрея Нэстасе, получивший название ACUM ("Сейчас") получили соответственно 30, 35 и 26 мандатов из 101. Учитывая сложные отношения между ними, коалиция поначалу совсем не вырисовывалась, но в конце концов, к лету, PSRM и ACUM сумели договориться.

После чего для DPM и примыкавшей к ней партии "Шор" настали тяжелые времена. Лидеры обеих партий были вынуждены спешно покинуть Молдову, чтобы избежать ареста, - впрочем, им дали такую возможность, в то время как за несколькими фигурами помельче все-таки пришли. Хотя, надо заметить, что новая власть не проявила особой кровожадности. Надолго никого не задержали и, тем более, не осудили - напротив, даже снизили срок нескольким сидельцам по делам, связанным с банковской аферой,  известной в Молдове как "кража миллиарда".

Вместе с тем коалиция PSRM-ACUM и, в особенности ACUM, позиционировали себя как силу, способную вывести Молдову из участия в геополитическом противостоянии, обеспечив сотрудничество как с Западом, так и с Россией и закрыв всем надоевший 28-летний приднестровский конфликт; провести судебную и прокурорскую реформу, очистив суды и прокуратуру от коррупционеров; ограничить власть олигархов и довести до конца "дело о миллиарде", опубликовав, для начала, отчет аудиторской фирмы Kroll в полном объеме. Похищенных миллиардов, к слову, оказалось три, притом, в евро, а отнюдь не в леях, как говорили поначалу.

Если уж быть совсем точным, то первоначально ACUM и PSRM собирались только прогнать Плахотнюка и провести новые выборы, ввиду невозможности длительного пребывания в одной коалиции, обещая при этом, что выборы будут самыми честными. ACUM, чтобы было понятно, - молдавское издание "Слуг народа": безудержные обличения старой власти, всей подряд, в сочетании широкими обещаниями розданными в период выборов - но, увы, не подтвердившимися в дальнейшем делами.

Так вот, пообещав поначалу досрочные выборы, свободные от влияния Плахотнюка, ACUM и PSRM, договорившись и придя совместно к власти, как-то стерпелись-слюбились и заявили обширную программу уже совместных действий.  Властьподелили: PSRM благоразумно оставила за собой парламент, Майе Санду отдали премьерство, ее людям - социальный блок, а Андрей Нэстасе получил МВД с прицелом на пост примара Кишинева. Примароми в Молдове называют мэров.

Дележ должностей прошел довольно спокойно, но реформы, что называется, не пошли. Под предлогом борьбы с олигархами начался простой передел контролируемых ими схем обогащения и, в меньшей степени, отжатой у них собственности. Общее же положение дел в экономике ощутимо ухудшилось. Дефицит бюджета достиг 5 млрд. леев ($1 = 17,3 лея), а цены на электроэнергию на севере страны (они различаются по регионам) выросли на 15%.

"Дело о миллиарде" как глохло, так и глохнет, и расследовать его практически невозможно.  К афере причастны высокопоставленные представители всех партий, включая и игравшую в ней одну из ключевых ролей Зинаиду Гречаную, ныне главу парламента, а также председателя PSRM (Додон, как действующий президент, формально сложил с себя председательские полномочия, хотя по факту партией рулит он).

Приднестровское урегулирование не продвинулось ни на шаг. Правда, Тирасполь потихоньку зажимают со всех сторон, побуждая к согласию на федерацию с Кишиневом, но Россия уже выговорила для себя возможность держать неограниченно долгое время свою армейскую группировку на левобережье Днестра, даже в том случае, если "проект ПМР" будет закрыт. Российские военные останутся под предлогом охраны и утилизации старых советских боеприпасов, которая может, в принципе, продолжаться и 20, и 50 лет.

Что же касается геополитического вектора, о котором так любят порассуждать молдавские эксперты, то он оказался вполне промосковским. Исполнилась мечта Москвы получить формально проевропейскую, а по факту управляемую из России Молдову, с прикрепленным к ней, как гиря на цепочке, уже открыто пророссийским Приднестровьем. И даже если Тирасполь усилиями Кишинева и при согласии Москвы дожмут до федерации, он все равно сможет ощутимо влиять на внешнюю политику Кишинева. 

Что касается правящей коалиции, то PSRM - открыто пророссийская партия,  Майя Санду плотно обложена пророссийскими советниками и контролируется пророссийским же евролобби, а "проевропейскую" партию Нэстасе и его самого спонсируют молдавские бизнесмены, сидящие на торговле российскими нефтепродуктами. Словом, Молдова превратилась в идеальный продукт российской концепции Европы от Лиссабона до Владивостока или, если угодно - в неприметную калитку из России в ЕС, и вообще на Запад, в обход любых антироссийских санкций.

Справедливости ради надо заметить, что и DPM в свое время подписала декларацию о сотрудничестве с "Единой Россией", которую формально никто не расторгал, а уж о сотрудничестве Кишинева и Тирасполя при Владимире Плахотнюке можно рассказывать часами.  Если коротко, то отношения были тесными и взаимовыгодными, а понимание проблем партнера доходило до выдачи в Тирасполь опальных приднестровских чиновников, сбежавших в Молдову. Так что утверждать, что Молдова была очень проевропейской при Плахотнюке, а стала пророссийской только при Додоне-Санду-Нэстасе, было бы неверно. Молдова всегда тесно сотрудничала с Москвой. Но Плахотнюк пытался, по крайней мере, маневрировать между Россией и Западом, а сейчас Молдова уже прочно находится на московском ручном управлении.

Однако вернемся к местным выборам. Они в Молдове, как, вероятно, и везде в мире, заточены на проблемах вполне бытовых. Избирателей заботят не геополитические вектора, а способность местной власти поддерживать приемлемый порядок в городе или селе, и воровать умеренно, поскольку все понимают, что совсем уж не ворующая власть - утопия, и не требуют невозможного.

Итак, что же в Молдове на местных выборах наголосовали?

Выборы мэров в Молдове проходят в два тура - в том случае, если никто из кандидатов не наберет в первом туре 50%+1 голос. Муниципальных советников (так в Молдове называют депутатов местных советов) избирают в один тур простым большинством голосов. И тех и других избирают на четыре года. Всего необходимо избрать 898 мэров и 11 580 советников. В прошедшее воскресенье, 20 октября, первый тур как раз и прошел. Второй пройдет третьего ноября.

С первого тура кандидаты от DPM на должности мэров победили в 193 населенных пунктах, что на 20 больше, чем в 2015 году - а ведь впереди еще и второй тур. Партия "Шор", младший партнер DPM, получила в первом туре еще 13 мэрских мест. Правящий альянс - 124 (PSRM) + 82 (ACUM). 

В Кишиневе во второй тур вышли социалист Ион Чебан (40,19%) и  Андрей Нэстасе (31,08%). Это означает почти гарантированную победу Нэстасе во втором туре, поскольку он, все еще воспринимаемый  в Молдове как "проевропейский политики", соберет против Чебана все голоса, отданные за непрошедших кандидатов.

По муниципальным советникам картина сложнее, но и там видна усталость от новой власти и тоска по власти прежней, более успешной в практических вопросах. В районных и муниципальных советах PSRM в целом по Молдове набрала 25,46%, ACUM - 21,25%. В сумме это дает около 47% - чуть меньше половины. Правда, DPM - на третьем месте с 15,12%, но к ней сейчас начнут подтягиваться остальные партии,которых тандем PSRM-ACUM потеснил на политическую периферию. Иными словами, DPM может стать ядром формирования оппозиции правящей коалиции уже на местном уровне.

На избирательных участках, предназначенных для жителей ПМР царила апатия. На некоторые участки вообще никто не пришел - ни один человек. Здесь нужно пояснение: все населенные пункты, находящиеся в непризнанной ПМР, отнесены к ведению тех или иных городов или поселков на территории, подконтрольной Кишиневу, и жители ПМР с молдавскими паспортами должны обращаться по вопросам документирования, признания Молдовой собственности, а также ряду других именно туда. Так вот, в последние годы, когда в Кишиневе громко заговорили о необходимости прекратить раздел страны и вернуть ПМР в Молдову, жители ПМР стали массово ходить на молдавские выборы - в 2014 г., в молдавской Варнице нужно было простоять в очереди более двух часов. Правда, позднее, по мере разочарования в кишиневских "решалах", число голосующих уменьшилось, но даже летом этого года на приднестровских участках было довольно людно. И вот, спустя четыре месяца после создания коалиции и формирования нового правительства, на них воцарилась полная тишина, означавшая неверие приднестровцев в то, что молдавская власть может хоть как-то влиять на ситуацию в ПМР.

В среднем по Молдове явка тоже была ощутимо ниже обычного - около 42%, в Кишиневе - около 36%.

Что же мы видим в итоге? Конечно, Кишинев - главный приз муниципальных выборов. Его, скорее всего, возьмет Нэстасе. Но это будет победа лично Нэстасе, а не ACUM, причем ради поста мэра ему придется оставить пост министра МВД. Это случится к явному удовлетворению PSRM, поскольку силовое министерство, к тому же непосредственно работающее с населением - это серьезно, а на посту мэра Нестасе будет до некоторой степени уравновешен своей  самой большой фракцией PSRM в столичном муниципальном совете: 22 места из 51. Также, как ни парадоксально, победы Нэстасе, по-видимому, желает и Игорь Додон, видящий в Чебане, севшем в кресло мэра столицы, опасного конкурента внутри партии.  

Остальные результаты правящей коалиции выглядят бледно - а вот популярность DPM, несмотря на обвинения во всех мыслимых грехах, заметно подросла. Если на парламентских выборах  DPM + "Шор" брали примерно треть мандатов в парламенте - 30 + 7  из 101, то сейчас, восемь месяцев спустя, они по результатам первого тура идут вровень с правящей коалицией, набрав по 206 мэрских мест. При этом ACUM в составе коалиции все прочнее закрепляется в роли младшего партнера. Если соотношение полученных PSRM и  ACUM мандатов на выборах в парламент составляло 1,35:1, то полученное ими число должностей мэров составило 1,5:1. Молдавские популисты, ряженые "под европейцев", явно тонут, теряя кредит доверия избирателей.