• USD 41.5
  • EUR 43.7
  • GBP 52.3
Спецпроекты

Выборы в Грузии. Саакашвили почти возвращается, а Черновецкого потеснил оперный певец

Финал парламентской избирательной кампании в Грузии оказался чрезвычайно горячим. Тем более что у обоих фаворитов системные проблемы: у одной нет лидера, у другой - объединяющей идеи
Фото: newsgeorgia.ge
Фото: newsgeorgia.ge
Реклама на dsnews.ua

Октябрь 2016 года в Грузии начался непросто - в стране разгар парламентской избирательной кампании, которая завершится голосование уже в это воскресенье. Причем разгар в буквальном смысле. Так, к примеру, 4 октября - за четыре дня до выборов, был взорван автомобиль известного оппозиционного депутата от Единого национального движения (ЕНД Михаила Саакашвили) Гиви Таргамадзе - премьер-министр Георгий Квирикашвили объявил это скандальное происшествие провокацией и пообещал, что виновные будут наказаны.

При этом любопытно, что еще в середине августа произошло чрезвычайно знаковое событие - впервые за четыре года нахождения у власти нынешней правящей партии (точнее - коалиции) "Грузинская мечта", политическая организация власти уступила в рейтинге оппозиционным "националам", а ведь еще в начале лета сторонники одесского губернатора и экс-президента Грузии Михаила Саакашвили заметно уступали "мечтателям".

Возможно, с этим связаны воинственные заявления лидеров ЕНД об "агонии режима Иванишвили". Впрочем, кроме маргинальных партий никто заблаговременно не призывает к каким-либо протестам, тем более, что к избирательному процессу предыдущего цикла (2012-13) каких-либо серьезных замечаний не возникло. Конечно, 2% кажутся небольшим отрывом (ЕНД - 13%, ГМ - 11%), но только если не принимать во внимание ряд обстоятельств.

Во-первых, грузинская политико-партийная система начала демонстрировать доминирующую двухполюсность. Согласно опросу Национального демократического института (18 августа, 4500 чел), прочие партии в принципе не проходят 5-процентный барьер. А это означает, что грузинская политика все еще остается парным танцем. Несмотря на то, что создатель "мечтателей" и миноритарный акционер "Газпрома" Бидзина Иванишвили давно удалился со всех официальных позиций. Однако, с точки зрения грузинского общества экстравагантный миллиардер продолжает играть первую скрипку в местной политической жизни. Иными словами, эта война - как минимум, для ЕНД и Михаила Саакашвили - еще не закончена. 

Во-вторых, хотя четыре года лидерства "Грузинской мечты" и не дали существенных поводов обвинять ее в подмигивании Москве, ранние с исторической точки зрения и давно забытые попытки наладить диалог оставили определенный "душок", который в сложившейся социологической ситуации может сыграть с правящей партией злую шутку. При этом следует учитывать, что расследования злоупотреблений времен президентства Саакашвили так и остались неубедительными и больше напоминают политические репрессии, о чем не устает напоминать оппозиция. Вероятно, капля за каплей, но при всей естественной инерции общественного сознания эти нюансы накапливаются в социуме, оказывая заметное влияние на его самоопределение.

Тем не менее, нельзя не отметить - в-третьих - что целых 65%, или почти две трети респондентов NBI вообще отказались отвечать на вопросы. Это может означать либо усталость от сверхполитизированности грузинской общественной жизни как таковой, либо вполне обычное для человеческой природы отсутствие склонности признавать ошибки, либо некую боязнь делиться своим мнением (и тогда дела в Грузии обстоят нехорошо).

Впрочем, пока что основания для печальных выводов отсутствуют, да и впрямь - на манеже (за исключением политиков, попавших в тюрьму или эмигрировавших - кстати говоря, в Украину) все те же. В 2012 году Иванишвили все-таки удалось сколотить коалицию всех недовольных стилем правления президента Саакашвили - а вот вокруг чего объединять эти группы влияния сегодня - не очень понятно. Ведь, пусть и в смягченной форме и с попытками дополнить этот курс теми или иными социальными программами (не имевшими серьезного успеха) - действующая власть, по сути, продолжила курс предыдущей.

Реклама на dsnews.ua

В особенности это касается внешней политики, поскольку, несмотря на комплиментарные оценки, получаемые Тбилиси со стороны Брюсселя, печать на решении о переходе к безвизовому режиму зависла в воздухе.

Однако, партийные рейтинги - это все же далеко не "приговор": парламент в Грузии избирается по квазисмешанной системе, в одномандатных округах разыгрывается несколько меньшая, но более чем весомая часть мест. Это значит, просто опередить "Грузинскую мечту" по пропорциям - недостаточно, а кризис лидерства в ЕНД считался самой крупной проблемой партии с тех пор, как она оказалась обезглавленной. Правда, именно это обстоятельство могло измениться - теперь во главе списка стоит супруга Саакашвили Сандра Рулофс.

Саакашвили же в последнее время обещает в случае победы ЕНД расследовать преступления Иванишвили и вспоминает по этому поводу какие-то истории из 90-х, якобы связанные с именем теневого руководителя демократической Грузии.

И, наконец, даже победа "националов" не будет означать немедленного триумфального въезда Михаила Саакашвили в построенный им когда-то в стиле Белого дома президентский дворец - и вообще в Тбилиси. Ведь еще как минимум год у власти продолжает оставаться президент страны Георгий Маргвелашвили, а судебная власть в Грузии, естественно, отделена от исполнительной и законодательной.

Необходимо обратить внимание на то, что самый последний и свежий опрос (12-25 сентября, проведенный GfK по заказу телекомпании "Рустави-2"), и после которого новых публичных исследований, вероятно уже не будет, показал, что среди определившихся, на вопрос "какую партию вы поддерживаете не зависимо от того, за кого будете голосовать?", граждане ответили так: 38% поддерживает "Грузинскую мечту", 35,6% - "Единое национальное движение", 5,9% - за лейбористов и 5,8% - за партию экс-министра обороны Ираклия Аласания.

Определенный шанс пройти в парламент имеет новая политическая сила оперного певца Пааты Бурчуладзе "Государство для народа". При этом погрешность составляет 1,5-2%, что довольно много с учетом очень близких показателей основных партий.

Забавно, но кажется именно эту нишу стремился занять новый грузин украинского происхождения Леонид Черновецкий со своим проектом "За красивую Грузию", но был вынужден прекратить свою партийную деятельность несколько месяцев назад - по-видимому, выход из гонки имеет отношение к семейным проблемам, такими как задержание Степана Черновецкого в Испании. Да и грузинские популисты были явно не настроены пускать на свое пастбище украинско-израильского миллиардера.

Если в парламенте сформируется новое большинство и оно же создаст новый кабинет министров - это будет означать, по-видимому, начало расследований в отношении лишения гражданства большой группы политиков, и этот процесс, безусловно, займет не один месяц и добавит скандальности в и без того по-кавказски эмоциональную драму грузинского политического шоу.

Примечательным, тем не менее, уже становится выявление скрытых ставок Кремля - кроме давно аффилированной с ним Нино Бурджанадзе, "уши" Москвы торчат из-за разного рода ультраконсервативных групп, а также "евразийских" институтов и центров. Специфически в этом отношении выглядит и партия Окруашвили, которого Саакашвили когда-то преследовал за коррупцию, и который некоторое время был слишком доступен для российских и пророссийских СМИ во Франции, хотя явных признаков такого рода все-таки нет. Кому-кому, а вот пророссийским "мурзилкам" в случае смены власти в Грузии явно несдобровать.

    Реклама на dsnews.ua