Выборы в ЕС: Podemos не сможет положить Испанию под Кремль
На всеобщих выборах в Генеральные кортесы (так называется двухпалатный парламент Испании) будет полностью обновлен состав конгресса депутатов (нижней палаты), насчитывающего 350 членов. Также будут избраны 208 из 266 членов сената (верхней палаты). Остальные 58 сенаторов назначаются региональными законодательными органами.
Предыдущие выборы, состоявшиеся 20 ноября 2011 г., принесли победу правоцентристской Народной партии, которая набрала 44,6% голосов. Она располагает большинством в обеих палатах: у нее 185 конгрессменов и 157 сенаторов. Второе место заняла левоцентристская Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП), которая правила предыдущие две каденции - с марта 2004 г. Ее поддержали 28,8% избирателей, в активе партии - 110 конгрессменов и 63 сенатора. Остальные остались далеко позади: 6,9% голосов и, как следствие, 11 мест в конгрессе получила коалиция "Объединенные левые", создавшая блок с "Зелеными", а четвертое место досталось центристской партии "Союз, прогресс и демократия" (СПД) - 4,7% голосов, пять конгрессменов.
Две крупнейшие партии - Народная и ИСРП - доминируют в политической жизни Испании, поочередно исполняя роль власти и оппозиции, с 1982 г. Теперь же этой двухпартийной системе, похоже, приходит конец.
Первым сигналом неотвратимых перемен стали выборы в Европарламент 25 мая прошлого года. Обе политсилы утратили значительную часть электората и впервые набрали суммарно меньше 50% голосов. Народная партия получила 26,1% и, как следствие, 16 из 54 мест депутатов Европарламента от Испании. Результат ИСРП - 23% голосов (14 мандатов). В то же время блок, созданный вокруг коалиции "Объединенные левые", получил 10% (6 мандатов). Также улучшила свои показатели партия СПД: 6,5% (4 мандата). А главным сюрпризом стало четвертое место новичка электоральных состязаний - партии Podemos ("Мы можем"), созданной в январе 2014 г. Хотя социологи даже не включали ее в свои предвыборные опросники, эта партия обогнала СПД, получив 8% голосов и пять мест в Европарламенте.
По своей идеологии Podemos - партия леворадикального толка. Однако в отличие от "Объединенных левых", выдвигающих кондовые коммунистические лозунги, Podemos борется за избирателей любой политической ориентации. Сделав своей фишкой критику сложившейся двухпартийной системы, Podemos вознамерилась привлечь на свою сторону всех, кто разочаровался в старых партиях. И этот расчет оправдался. Уже за первые три месяца после дебюта на выборах в Европарламент Podemos, как зафиксировали социологи, нарастила свою поддержку до 21,2%, вплотную приблизившись к двойке традиционных лидеров. А к декабрю она вышла на первое место по популярности.
1 февраля Podemos постаралась закрепить свой успех, организовав в Мадриде демонстрацию под названием "Марш за перемены". На нее вышли десятки тысяч человек. Они выкрикивали лозунги "Да, мы можем!" и "Тик-так-тик-так", подразумевая, что часы тикают, сокращая время, когда старая политическая элита остается у власти. Многие несли флаги Греции и коалиции СИРИЗА. Действительно, испанская Podemos и греческая СИРИЗА похожи, как две сестры. Их электоральную опору составляют безработные, доля которых в Греции и Испании самая высокая в Евросоюзе. Как утверждает Eurostat, уровень безработицы в Греции составляет 25,8%, в Испании - 23,7%, тогда как в целом в ЕС - 11,4%.
И все же шансы Podemos повторить греческий опыт и победить на грядущих парламентских выборах сомнительны. Хотя партия назвалась "Мы можем", но ее лидеры проявили себя как интеллектуальные импотенты. Они черпают протухшие идеи в опыте венесуэльских диктаторов, пропагандистских клише Кремля и не предложили ничего, что могло бы стать основой для союза с какой-либо из умеренных партий. Поэтому единственный потенциальный союзник Podemos - "Объединенные левые", у которых, она же отобрала значительную часть электората. Вместе Podemos и "Объединенные левые", согласно последним соцопросам, набирают 31,2% - этого недостаточно для формирования правящего большинства. Зато суммарная популярность Народной партии, СПД и ИСРП, способных создать после выборов широкую коалицию (во избежание прихода к власти леворадикалов), пока что составляет 50,9%. Маловероятно, чтобы за месяцы, оставшиеся до выборов, испанские ультралевые смогли преодолеть почти 20%-ный разрыв, отделяющий их от умеренных партий.
К тому же экономическая ситуация в стране постепенно улучшается. По данным Национального института статистики (INE), в 2014 г. ВВП Испании вырос на 1,4%. Глава правительства, лидер Народной партии Мариано Рахой имеет высокие шансы сохранить позитивную динамику экономики вплоть до выборов. Испанская экономика в пять-шесть раз крупнее греческой. Поэтому не только Podemos думает о том, как перенять греческий опыт, но и Евросоюз вместе с ЕЦБ и МВФ думают о том, как учесть греческие уроки.
К осени испанцы увидят, выиграли ли греки, сделав ставку на коалицию СИРИЗА. Если новое греческое правительство не пройдет испытания на компетентность, то СИРИЗА начнет терять популярность. А с ней - и Podemos.