Немец против хорвата, левый против правого. Чем закончатся президентские выборы в Чили

Во второй тур президентских выборов вышли два популиста, представляющие противоположные края политического спектра

Выборы в Чили 21 ноября 2021 г. / Getty Images

В минувшее воскресенье в Чили прошли всеобщие выборы. Выбирали многих: президента, на четыре года; 27 из 50 членов Сената, верхней палаты Национального конгресса, на восемь лет; полный состав нижней Палаты депутатов, 155 человек, на четыре года и 302 местных депутата на трехлетний срок. Все избранные приступят к своим обязанностям с 11 марта 2022 года.

Ни один из кандидатов в президенты не набрал абсолютного большинства, и 19 декабря состоится второй тур. Кто победит, сказать сейчас сложно, поскольку результаты претендентов в первом туре оказались очень близкими.

Общий фон

Атмосфера выборов была напряженной: уже более двух лет Чили охвачена социальными протестами. Хотя признаки нарастающего недовольства были налицо и раньше, взрыв случился в Сантьяго, 18 октября 2019 года, в ответ на попытку поднять плату в столичном метро на 30 песо ($0,04, с $1,12 до $1,16).

Подорожание отменили уже на следующий день, 19-го, после вмешательства президента Себастьяна Пиньеры, но сутки, между повышением и отменой, оказались богаты на события: десять погибших, 1462 задержанных, 77 раненых полицейских и работников метро, 82 разгромленные станции из 136, причем, 17 из них полностью сгорели и $250 млн. прямого ущерба метрополитену, что привело к длительной приостановке его работы. Большинство протестующих составляли студенты, хотя повышение их не коснулось: льготная стоимость поездки осталась равной $0,32.

Протесты продолжились и после отмены повышения, уже под лозунгами борьбы с социальным неравенством: рост цены за проезд в метро оказался детонатором, взорвавшим накопившееся недовольство. Введение ЧП и комендантского часа, чего в Чили не было с 1990 г., вызвали у протестующих ассоциации с правлением Пиночета, и только усугубили ситуацию. После этого протесты начались уже по всей стране.

25 октября 2019 года в Сантьяго вышло на улицы уже более 1,2 миллиона человек, а требования протестующих включали социальные реформы и отставку президента Пиньеры. Пиньера — миллиардер, уютно чувствовавший себя при Пиночете, родной брат которого входил в группу "Chicago boys" — экономистов, приглашенных для ликвидации последствий национализации, проведенной при Альенде, и построения экономики "свободного рынка", оказался идеальным громоотводом.

Пиночетовские реформы и в самом деле превратили Чили в одну из самых экономически успешных стран Южной Америки, с наибольшим средним доходом на душу населения, но одновременно и с наибольшим в мире уровнем имущественного неравенства. Ширина пропасти между богатыми и бедными сегодня такова, что преодолеть ее невозможно в принципе. Социальные лифты такого масштаба в Чили попросту отсутствуют.

28 октября Пиньера принял отставку восьми министров, но волну протестов не сбил. 15 ноября 2019 года Национальный конгресс Чили подписал соглашение о проведении плебисцита об изменении конституции, принятой при Пиночете, и ограничившей роль государства. Плебисцит прошел 25 октября 2020 г., 78% голосовавших поддержали идею конституционной реформы. Учредительное собрание приступило к разработке новой конституции с 4 июля 2021 года, она продлится от 9 до 12 месяцев.

Тем временем, протесты, хотя и в меньшем масштабе, продолжаются до настоящего времени. Общество до крайности поляризовалось, разделившись на тех, кто видит в реформах шанс для себя – либо угрозу своему благополучию. 

Парламентские выборы

Чили – президентская республика, так что самое интересное оставлено на второй тур. Тем не менее, результаты парламентских выборов дают представление о расстановке политических сил.

Чилийские правые, поддерживающие сохранение минимального вмешательства государства, пусть даже ценой значительного неравенства, несколько увеличили свое присутствие в Сенате, добившись паритета 25:25. В Палате депутатов возможна левая коалиция с небольшим большинством, 79:76. В сумме это означает примерный баланс сил и необходимость компромиссов и взаимных уступок. Но вопрос о том, удастся ли их достичь, остается открытым.

Что касается уличных протестов, то, хотя левые и контролируют их в настоящее время, правые еще использовали свой уличный потенциал. А он, как показывает история Чили, у них тоже есть, и немалый.

Участники второго тура

Во второй тур президентских выборов вышли правый Хосе Антонио Каст и левый Габриэль Борич, набравшие 28% и 26%. Разрыв в 2% не в пользу Борича, который считался фаворитом, дал основания говорить о возможной победе Каста во втором туре, но эти прогнозы преждевременны. Скорее всего, весы будут колебаться до последнего бюллетеня, и отрыв победителя от проигравшего будет минимальным.

55-летний Хосе Каст — выходец из семьи немецких эмигрантов из Баварии. Его родители, Михаэль Каст, бывший солдат Вермахта и Ольга Рист, вместе с сыном Михаэлем (Мигелем), старшим братом Хосе (впоследствии известный экономист, также входил при Пиночете в число "Chicago boys"), прибыли в Чили в 1951 году. Им удалось открыть удачный бизнес: фабрику по производству чечины (сушеного мяса), а позднее ресторан. Каст изучал право в Папском католическом университете Чили и со студенческих лет был твердым сторонником Пиночета и его реформ. Племянник Каста, Фелипе – член Сената с полномочиями до 2026 года, глава и основатель праволиберальной партии "Политическая эволюция", получившей четыре места в новоизбранной Палате депутатов – на два меньше, чем на прошлых выборах.

Хосе Каст – ревностный католик, член международного апостольского движения Schoenstatt, распространенного в 110 странах. Он женат, в семье девять детей.

35-летний Габриэль Борич родился на крайнем юге Чили, в Пунта-Аренас, в семье Луиса Борича, этнического хорвата, инженера-химика на государственном предприятии Empresa Nacional del Petroleo, женатого на испанке Марии Фонт. Еще учась в школе, в 1999-2000 годах Борич активно участвовал в воссоздании Федерации учащихся средних школ Пунта-Аренаса. В 2004 году поступил на юридический факультет Чилийского университета Сантьяго, где присоединился к движению Автономных левых, сторонников идей итальянского марксиста Антонио Грамши. В 2012 году Борич стал президентом студенческой федерации Чилийского университета. На парламентских выборах 2013 и 2017 годов избирался в Палату депутатов от региона Магеллан и Чилийская Антарктика, в котором расположен и Пунта-Аренас – одного из 16 административных подразделений Чили первого уровня: самого южного, самого большого по площади, с самым низким уровнем бедности и самым высоким средним уровнем доходов, вторым по наименьшей плотности населения.

В настоящее время Борич входит в левую партию "Социальная конвергенция", основанную в 2018 году путем слияния Автономных левых с рядом других левых партий. В свою очередь, "Социальная конвергенция" входит в левую коалицию "Широкий фронт".