Выборы в Беларуси: день надежд, ночь тревоги, утро разочарования
Проголосовать нам так и не дали. Зато мы увидели нечто другое – отношение белорусской власти к своему народу
В воскресенье, 9 августа, в Беларуси прошли выборы президента. Белорусы в Украине могли проголосовать в посольстве своей страны в Киеве, на ул. Коцюбинского. Впрочем, как выяснилось, возможность эта была скорее теоретическая. Мы с супругой и ребенком приехали к 11.40 – думали, проголосуем быстренько, да и пойдем себе дальше. Но пришлось встать в очередь, хвост которой вскоре растянулся на десятки метров.
Не знаю, ожидали в белорусском посольстве такого наплыва желающих проголосовать, но явно не собирались позволить это сделать людям, пришедшим с одной целью – проголосовать против Лукашенко. В посольство запускали одного человека в 15-20 минут. Многие пришли с детьми, и толпа сама пропускала их вперед, так что первые несколько часов очередь практически не двигалась.
Несколько раз люди высказывали, мягко говоря, негодование таким поведением посольских чиновников. В какой-то момент вышел посол, посмотрел на толпу и прямым текстом заявил из-за решетчатой ограды: "А чего вы все сегодня сюда приперлись!" После чего, оправдывая медленную работу своего ведомства, начал рассказывать какие-то сказки о террористической угрозе в Киеве.
Те, кто смог проголосовать, сообщали: работает всего одна кабинка для голосования, а чтобы получить бюллетень, нужно обойти пять кабинетов. Подобное происходило в белорусских посольствах по всему миру, да и в самой Беларуси: участки закрывались ровно в 20.00, хотя перед ними стояли толпы еще не проголосовавших людей. В Киеве после закрытия избирательного участка люди стояли с поднятыми вверх белорусскими паспортами – показывая, что они пришли проголосовать, но им не дали такой возможности.
По данным людей, проводивших экзит-полы у выхода из посольства Беларуси в Киеве, за весь день в голосовании успели принять участие 225 человек. Результат: Светлана Тихановская — 72.67%, Александр Лукашенко — 9.65%, против всех — 3.86%, остальные кандидаты – по 0.32%. Кстати, экзит-полы в других городах мира и в самой Беларуси (запрещенные, правда, а потому полуподпольные) показывали схожую картину.
Такой результат был предсказуем, поэтому впервые за последние два десятка лет задачей белорусских властей было не обеспечить участие людей в голосовании (раньше люди на участки просто не шли), а ровно наоборот: не дать проголосовать пришедшим. Ведь они могли испортить благостную картинку, уже нарисованную властями в ходе досрочного голосования (оно шло с 4 августа).
Действительно могли. Например, моя теща, придя в воскресенье голосовать на свой участок в Минске, обнаружила в списках избирателей свою мать, умершую два года. Причем оказалось, что та уже успела проголосовать. Пришлось устроить на участке небольшой скандал, покойницу из списков вычеркнули с составлением соответствующего протокола. Но бюллетень-то уже вброшен.
Так что никто не удивился цифрам официальных экзит-полов, которые в 20.00 с гордостью огласила глава ЦИК Лидия Ермошина: действующий "пересидент" страны Александр Лукашенко якобы набрал 79,7%, Светлана Тихановская получила 6,8% голосов, Анна Канопацкая – 2,3%, Андрей Дмитриев – 1,1%, Сергей Черечень – 0,9%. Против всех проголосовали 9,2% избирателей.
Можно не сомневаться, что официальные цифры будут очень близки к озвученным. Правда, глава ЦИК умолчала, что во многих избирательных комиссиях итоговые протоколы так и не были вывешены, а членов комиссий вывозили под охраной ОМОНа, прорываясь через негодующую толпу.
А потом была бессонная ночь. В Беларуси был отключен главный провайдер "Белтелеком", новостные сайты и агентства не работали. Но некоторые каналы передачи информации остались "живыми" — работал Телеграм, и мы видели, что происходит в Минске и других городах.
Если в провинции немногочисленная местная милиция не оказывала сопротивления толпам людей или даже демонстративно складывала щиты, то в Минске (куда кроме ОМОНа и спецназа были стянуты еще и войска) разгорелись уличные схватки. Протесты шли по всему центру города, так что силовикам тоже пришлось "размазывать" силы. К тому же, при попытках задержать кого-то из митингующих товарищи чаще всего отбивали его у ОМОНа.
В какой-то момент в ход пошли светошумовые гранаты, водометы, резиновые пули. Окровавленные люди, стрельба, множество машин скорой помощи и озверевший спецназ — так выглядел ночью центр Минска. Появились сообщения о погибших, но по видеозаписям судить трудно, а официальных подтверждений или опровержений до сих пор нет. Белорусский интернет не работает, но протестующие – это было слышно – торжественно пообещали силовикам: "Встретимся завтра!"
Конечно, мы ожидали, что Александр Лукашенко не отдаст трон. Но надеялись, что смена власти все-таки произойдет: пусть через второй тур голосования, через какие-то комитеты гражданского согласия, через участие международных переговорщиков. Но кто-то в окружении начальника Беларуси (а скорее, он сам) решил: только абсолютная победа, только хардкор! И белорусов вновь дубинками и водометами загнали в колхоз.
Да, протесты продлятся еще несколько дней, а мировое сообщество в очередной раз выскажет свою глубокую обеспокоенность и наложит на Лукашенко смехотворные санкции. Украине же стоит готовиться к наплыву эмигрантов из северной соседки.