Не быть скотом. Чему нас учит смерть белорусской государственности
В РБ прошел фейковый "референдум". После этого беларусов используют как пушечное мясо в войне против Украины
При всем уважении к белорусам, противостоящим режиму Лукашенко (многих из них я знаю лично) надо признать, что страну они проиграли. Когда мирные протесты 2020-21 годов уперлись в государственное насилие, у слабых лидеров слабого общества не хватило ни духу, ни таланта для организации вооруженного выступления. Их неспособность усугубили импотентные европейские советчики, ворковавшие о мирном и только мирном протесте даже тогда, когда его бессмысленность стала уже очевидна. Отказ от восстания, от призыва "патриоты, к оружию!" и стал последним звеном в цепи ошибок, которые завели Беларусь в тупик, вместе с Россией.
Трагедия несостоявшейся нации
Небольшое ядро активных граждан, не сломленных даже после четверти века террора, визитной карточки режима Лукашенко, могло бы, после его свержения, стать основой для полноразмерной белоруской нации, существующей сегодня больше в мечтах узкого круга интеллектуалов, чем как социальный проект. Но советские ностальгические иллюзии, в сочетании с неоправданными надеждами, возобладали и среди самых активных.
Так социальное зерно, из которого могла бы вырасти белорусская нация, оказалось в могилах, в тюрьмах, и в эмиграции. Многие из тех, кто остался на свободе, и не уехал, оказались психологически сломлены. Протесты, прошедшие 27 февраля, в последний день "голосования" по "референдуму" были уже бессмысленны. Большинство белорусов внутренне смирилось с диктатурой, а число коллаборантов, готовых давить протесты и писать доносы, в разы превысило число тех, кто готов сражаться с режимом. Будь это не так, диктатора и его карателей смели бы толпы восставших. Но Лукашенко усидел, и слил Беларусь Путину в обмен на полицейскую поддержку. Сейчас он намерен в очередной раз поставить Кремлю белорусское пушечное мясо. На сей раз — для войны с Украиной.
Нарисуй мне референдум
Референдум по принятию конституционных поправок, завершившийся 27 февраля, должен одобрить изменения в Конституцию, которые позволят Лукашенко медленно и безопасно отступить с занимаемых позиций, ускользнув от ответственности за совершенные преступления. Вопрос, вынесенный в бюллетени, предельно прост: "Принимаете ли вы изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь?"
Изменения и дополнения известны, доступны в сети, но витиевато написаны, так что далекому от политики человеку разобраться в них сложно. На это референдум и был рассчитан. Ключевые пункты изменений: запрет избираться на пост президента более чем на два пятилетних срока, расширение полномочий Всебелорусского народного собрания (ВНС), аналога съезда КПСС, проводимого раз в пять лет и формируемого на основе админресурса, которым рулит Лукашенко, и невозможность привлечь к уголовной ответственности бывшего президента (ясно, что это Лукашенко, другого-то). В числе расширенных полномочий ВНС — право сместить президента "в случае систематического или грубого нарушения Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления". По сути, это назарбаевский вариант ухода, который, как мы помним, вполне Назарбаеву удался.
Можно ли было организовать голосование без жульничества при подсчете голосов? И да, и нет. Скорее всего, при честном подсчете, Лукашенко получил бы большинство "за", но минимальное, при очень низкой явке. Диктатора это не устраивало. Лукашенко нужен был триумф, чтобы перекрыть память о протестах 2020-21 годов, когда белорусы вышли на улицы после его "победы" на шестых президентских выборах подряд.
И голосование растянули на неделю, что давало возможность совершить любые вбросы. Впрочем, во вбросах не было особой нужды, поскольку подсчет голосов поручили анонимам, засекретив имена членов участковых избирательных комиссий "по соображениям безопасности". Это было сделано, чтобы защитить их от санкций. Ведь в ЕС не признают никаких голосований в Беларуси, начиная с 1996, с того референдума, который расширил полномочия Лукашенко, породив его диктатуру.
Марионетка Путина
Но и мирные протесты сотрясли режим. Лукашенко кинулся за помощью к Путину, а тот взамен потребовал сдачи Беларуси Москве через де-факто вассалитет.
Сегодня Лукашенко и Путин похожи на Муссолини и Гитлера 1938-43 годов. Дуче был фашистом-первопроходцем и пришел к власти раньше Гитлера. Но фюрер пошел дальше, располагал бОльшими ресурсами и презирал Муссолини, видя в нем младшего союзника, которым можно вертеть как угодно, затыкая им любые дыры. По этой же логике Беларусь была наполнена российскими войсками, став одним из плацдармов для атаки на Украину. С белоруской территории была захвачена ЧАЭС, которую путинские вояки угрожают сейчас взорвать. Оттуда выдвинулись войска, наступающие на Киев. С 24 февраля по Украине с территории Беларуси непрерывно наносятся ракетные удары. И российский стратегический бомбардировщик, выпустивший утром 27 февраля по Киеву ракету, взлетел с белорусского аэродрома.
Ракета была перехвачена украинской ПВО, хотя ее обломки и причинили немалый ущерб. Но важнее другое: такая ракета способна нести и ядерное оружие. Этот недвусмысленный намек, сделанный Путиным, как и захват ЧАЭС, стали элементами ядерного шантажа, к которому уже открыто прибег Кремль — и этот шантаж осуществляется с белоруской территории.
Сам Лукашенко воспроизводит риторику Путина, непрерывно вещая об украинских провокациях. Такая риторика говорит о том, что белорусская армия уже в ближайшие дни выступит против Украины в союзе с российской. Путин требует помощи от союзника, испытывая проблемы с людским ресурсом: уже сейчас, на четвертый день войны, россияне бросают в бой последние резервы: чеченцев, который чаще придерживают в тылу в качестве заградотрядов и карателей, а также необученную, почти не способную воевать молодежь.
Некоторое промедление со вступлением Беларуси в войну против нас было, очевидно вызвано желанием Лукашенко завершить фейковый референдум. Но референдум прошел, Лукашенко выставлен счет за услуги, оказанные Москвой, и завтра против Украины бросят и белорусскую армию. Впрочем, все белорусы воюют в этой войне на стороне Украины. Минский же диктатор расплачивается быдло-русами, готовыми не просто терпеть его, и "единство с Россией", но и воевать за них.
Не быть скотом
Судьба Беларуси, обращенной в филиал российского скотного двора, демонстрирует то, что ждет Украину, если мы сдадимся, если сделаем хоть шаг назад под давлением Москвы.
Это давление велико: Путин угрожает применить ЯО, приведя его в максимальную боевую готовность, и угрожает взрывом ЧАЭС. Он бомбит Украину уже подряд, не разбирая, где гражданские и военные объекты. Ему подлаивает Лукашенко, сделавший Беларусь и шавкой Москвы, и ее заложницей.
Может ли Путин исполнить свои угрозы? Да, и, более того, в ситуации неизбежного проигрыша, Путин рано или поздно применит ядерное оружие. Он также легко отдаст приказ на подрыв ЧАЭС. Украину Путин люто ненавидит, на Беларусь и беларусов ему плевать, они для него расходный материал, сам он явно болен и протянет недолго. И, понимая это, Путин хочет покрепче хлопнуть дверью, уходя.
Конечно, Путина может убрать его окружение, которое хочет жить, и понимает, какая кара последует за развязанную ядерную войну. Но оно может и не суметь этого сделать.
Что же делать нам? Используя ядерный шантаж, Путин и его подручный, Лукашенко, добиваются нашей капитуляции. Угроза серьезна и реальна. Но любое развитие событий, и даже ядерная война, не будут хуже, чем жизнь под российской оккупацией. Развязав же ядерную войну, Путин, и, за компанию с ним, Лукашенко, поставят точку и на России, и на Беларуси — если ядерный удар будет нанесен оттуда. Они немедленно получат ответку от вменяемых членов ядерного клуба, и ни у кого уже не возникнет вопрос о том, стоит ли воевать за Украину. Украина тут будет уже ни причем, поскольку кремлевский упырь, однажды прибегнув к ядерному удару, и оставленный в живых, повторит его снова и снова, и будет повторять, пока не сожрет весь мир, или пока его не сотрут с лица Земли.
И, если до ядерных разборок дело неизбежно дойдет, как ни оттягивай их, то нам лучше быть при этом не на стороне Москвы, а на стороне Добра. Нам лучше не быть скотами. Не быть лукашенковской Беларусью. Это даст многим из нас шанс выжить и достойно жить. А те, кому не повезет, смогут, по меньшей мере, достойно умереть, как свободные люди, украинцы и патриоты. Не превратившись в том, чем стали наши соседи, которые не смогли.