• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

В огне протестов. Как проредят ряды человечества

Любое силовое противостояние, в том числе и протестное, — попытка разрешения проблем, не имеющих решения в рамках существующих социальных договоренностей
Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Общемировой протест

В прошлые выходные протесты охватили Иран и Грузию. Иран был заметнее, а Грузия осталась несколько в тени, но сами протесты имели общую основу: неспособность власти удовлетворять завышенные социальные ожидания. 

На другом конце света продолжают полыхать Чили и Боливия, бурлит Гонконг, бушуют Каталония и Франция. Причины в целом везде одни и те же: ни власть, ни протестующие не могут пойти на уступки друг другу в рамках старых правил игры. И тут уже не важно, о чем именно идет речь — о росте цен на бензин, как в Иране, или об уровне политических свобод, как в Гонконге. Суть в другом: устоявшееся социальное равновесие нарушено, самовосстановление системы уже невозможно и ее разрушение носит глобальный характер. Все запасы прочности, позволяющие компенсировать нарастающие социальные и экономические деформации, исчерпаны или близки к исчерпанию. Там, где они близки к исчерпанию, ситуация балансирует на грани взрыва. Там, где они исчерпаны, происходит взрыв. 

При этом исчерпание запасов прочности существующего общества, позволявшее удерживать различные его группы от прямого столкновения, носит всеобщий характер и затрагивает все страны, включенные в мировое экономическое пространство. Такая включенность имеет два измерения: степень вовлеченности и близость к экономическому центру мира. Чем больше вовлеченность и чем на большей периферии от центра находится та или иная страна, тем сильнее в ней проявляются кризисные явления.

Что произошло в Иране 

Все банально: власти Ирана урезали субсидии на бензин. Ранее в течение многих лет каждому автовладельцу было разрешено покупать до 250 л бензина в месяц по 10 тыс. риалов ($0,30) за литр. Согласно новым правилам норма снижена до 60 л в месяц, а цена поднята до 15 тыс. риалов. Каждый дополнительный литр сверх нормы будет стоить уже 30 тыс. риалов.

Этого хватило, чтобы весь Иран охватили протесты, быстро перешедшие в силовое противостояние с полицией. Сейчас полицейские стреляют в протестующих, а протестующие убивают полицейских, если могут до них добраться. Протесты идут с прошлой пятницы, число жертв растет, задержано уже больше тысячи человек, массовые демонстрации парализовали крупные города по всей стране. Протестующие уже подожгли более 100 местных отделений банков и десятки магазинов. Но ведь ни банки, ни магазины не торгуют бензином!  Впрочем, бензоколонки тоже громят и поджигают. Но смысл? Вызовет ли сожжение бензоколонок возвращение льгот? Впрочем, с тем же успехом можно спросить, вызвал ли поджог нескольких станций метро в чилийском Сантьяго возвращение прежних цен на проезд, повышение которых и стало детонатором протестов.

Реклама на dsnews.ua

Более того, устранение раздражителя, вызвавшего протесты, зачастую не ведет к их прекращению. Власти Гонконга официально отозвали из Законодательного совета законопроект об экстрадиции в Китай, из-за которого начались протесты. Власти Чили вернули цены на метро. Это не помогло, потому что причина протестов не в этих частных эпизодах. Конфликт намного глубже, и он глобален.

Впрочем, незначительность причин взрыва тоже кажущаяся. Эта кажущаяся незначительность означает только то, что те, кто вышел на протест, уже едва удерживались на привычном им уровне жизни, без каких-либо резервов. Как следствие даже небольшое повышение цен на проезд в метро или урезание нормы дешевого бензина ломало их социальную нишу и вышибало на уровень ниже. Но такие уровни всегда имеют характер ступенек — это означало фактическую люмпенизацию тех, кто попал под удар. К слову, несмотря на политический, на первый взгляд, характер протестов в Гонконге, в их основе, если разобраться, лежали ровно те же прагматичные соображения.  

В подобной ситуации, когда речь идет о личных интересах, никакие рассуждения о всеобщем благе не срабатывают. Глава иранской организации по бюджетному планированию Мохаммад Бакер заявил, что благодаря снижению субсидий на бензин 18 млн семей получат дополнительное денежное пособие. Президент Хасан Рухани заверил, что новшество улучшит жизнь 75% иранцев. Но ни один человек из этих 75% и 18 млн семей не вышел митинговать в поддержку снижения субсидий. Потому что субсидиями пользовались все, а значит, 250 л дешевого бензина были включены в логистику каждой семьи, обеспечивая ее выживание. Выстраивать же новую логистику, причем в ситуации отсутствия каких-либо резервов, безо всякого пространства для маневра, всегда крайне сложно и затратно, и потери от этого в обозримом будущем всегда превысят плюсы, какими бы благими ни были заявленные намерения правительства.

Кроме того, протестующие видят и альтернативный способ раздобыть средства на предлагаемые улучшения: урезать аппетиты имущих классов. Конечно, такой способ нравится им больше, но у властей, даже если бы они захотели, нет возможности к нему прибегнуть. Потому что имущие классы умеют защищаться гораздо эффективнее, чем неимущие, а силовой слом их сопротивления разносит в клочья экономику, бросая страну в очередной виток кризиса и еще худшего обнищания.   

Власти Ирана пока не объявили об американском или израильском следе в организации протестов, они еще надеются договориться с протестующими и не хотят входить с ними в прямую и окончательную конфронтацию. Но такой след, хотя бы в виде информационной кампании в поддержку протестов (преподносимых как реакция на политику аятолл, приведшую к изоляции Ирана), несомненно будет. Официальный представитель Госдепа Морган Ортагус уже раскритиковала иранские власти за попытку отключения в стране интернета и операторов мобильной связи. А российский след уже найден в протестах во Франции и Каталонии, притом не только информационный — Россия давно работает над хаотизацией мира. Причина примерно та же, что и в случае протестов: Кремль не устраивает его положение в мировой иерархии, а ниша, в которой он существовал ранее, сужается и грозит схлопнуться. Так что Россия при помощи разрушительного хаоса пытается выгрызть себе новую нишу. Но, хотя Россия и наиболее успешна в применении хаотизирующего социального оружия и в силу своего устройства чрезвычайно устойчива к его применению в ответ, этот метод широко применяется всеми государствами, хотя и с разной степенью успеха.  Это еще один уровень противостояния, но он лишь надстройка над низовым кризисом.  

В ожидании третьего всадника

Причины глобального кризиса не составляют никакой тайны. Серия НТР изменила правила игры и сделала нерентабельными ранее существовавшие социальные и производственные связи. Одновременно с этим она породила взрывной рост численности человечества, ограниченный ранее высокой детской смертностью. Огромные массы людей, в том числе и в развитых странах, оказались вытеснены на экономическую периферию и за ее пределы, на социальные пособия. А из менее развитой части мира в более развитые страны ломанулись еще большие массы людей, изначально лишних с точки зрения глобального социума, завязанного, как ни крути, на материальное производство.

Все это приводит к катастрофическому превышению предложения над спросом на мировом рынке труда. Нечто подобное мир переживал в годы Великой депрессии век назад, но масштабы нынешнего спада обещают превзойти его на несколько порядков. Их можно сравнить и с появлением фабричного производства, когда целый слой цеховых ремесленников оказался выброшен на социальную обочину и пауперизирован, но тогда это явление затронуло лишь относительно небольшую часть мира. Сейчас же оно будет носить глобальный масштаб, а человечество подойдет к порогу, когда снижение его численности в 10–20 раз станет единственной возможностью сохранения цивилизации.

Само по себе снижение численности человечества безальтернативно. Но его можно было бы провести мягкими методами, в течение нескольких поколений, а можно сделать это и жестко, путем социальной хирургии, за 30–50 лет. И мир явно идет ко второму сценарию.  

Наиболее прозорливые и экономически успешные пытаются отгородиться от кризиса, реализовав для себя мягкий сценарий, тоже достаточно сложный для большинства населения, но все-таки не настолько катастрофичный. Швейцария рассчитывает на свое положение одного из мировых финансовых центров, но одновременно крепит оборону, готовясь отсидеться за перевалами Альп, отбиваясь от голодных мигрантских орд. Самодостаточные в целом Китай и США готовят свои варианты закрытия от остального мира. Глобальная система контроля за населением, вводимая в Китае, и политика Трампа — торговая война вкупе с Мексиканской стеной — как раз и являются мероприятиями по подготовке таких занавесов. Впрочем, и эти страны не забывают тратиться на вооружение. Монархии Персидского залива рассчитывают стать технокластерами, защищенными от хаоса общими усилиями мировых элит, но тоже основательно вооружаются. 

Возможно, пойти по мягкому сценарию снижения численности населения и глубокой социальной реконструкции удастся относительно обособленным и не слишком людным Австралии и Новой Зеландии. При некотором везении это может получиться у Канады, Исландии, Скандинавских стран. Но на этом список исчерпывается. Всех остальных накроет катастрофический и общий для всех кризис, сложившийся из неоправданных социальных ожиданий, экстраполировавших рост благосостояния без учета изломов, вносимых НТР, порожденной этими НТР экономической ненужности большинства населения, массовой миграции из Африки и массовой же рождаемости в наименее образованных слоях местного населения. Этот кризис сметет все социальные институты, из которых демократия падет первой, впрочем, она уже пала, замещенная сознательно насаждаемым популизмом.

Все эти прогнозы тоже не новы, но еще недавно они казались делом пусть и  недалекого, но все-таки завтрашнего дня. Сегодня же сплошная череда бунтов неотвратимо накрывающая мир, ясно говорит, что второй всадник Апокалипсиса — Раздор, он же  Война — уже с нами.  Первым был Всадник Лжеправедности — он же Постправда. Третий всадник, Голод, не замедлит явиться. Да и Мор, учитывая рост числа невосприимчивых к антибиотикам инфекций, не за горами.

Никакой мистики тут нет. При рационально-атеистическом прочтении Откровение Иоанна Богослова превращается в весьма подробное и толковое описание системного социального кризиса, который развивается по общим, совершенно рациональным законам, поддающимся постижению и изучению, хотя и написанное весьма метафоричным языком.

Что же касается текущих событий...  Да, в Иране беспорядки из-за цен на бензин. В Грузии демонстранты требуют перехода к пропорциональной избирательной системе, новой ЦИК, досрочных парламентских выборов и освобождения политзаключенных, которых задержали во время прошлых протестов в июне. Про остальные страны я уже писал. Про новые — напишу. Но это всего лишь частные проявления той глобальной катастрофы, которая накрывает весь мир. Время вышло. Все уже начинается — прямо здесь и прямо сейчас.

    Реклама на dsnews.ua