• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Вторая корейская. Зачем России война между КНДР и США

Кто и во что играет в северокорейском ракетном кризисе
Фото: cont.ws
Фото: cont.ws
Реклама на dsnews.ua

Разговоры о великих достижениях страны чучхе, отправляющей космонавтов на Солнце и побеждающей в мировых футбольных чемпионатах, оставим для внутреннего северокорейского потребления.

Кимовы ракеты

Ракетные технологии весьма сложны. Они требуют бесчисленных проб и ошибок, дорогой базы, множества специалистов. И множества пусков разной степени неудачности, перед тем как что-то более или менее удачно полетит.

Пример - развитие ракетостроения в США и СССР. Обе страны обладали весьма впечатляющими ресурсами, безусловно, несравнимыми с тем, чем располагает КНДР. Имели готовый образец немецкой V-2, причем не только в чертежах, но и в металле, а также инженеров, участвовавших в её разработке и освоении. И все равно прошли долгий и мучительный этап неудач, всего лишь копируя достаточно простую, по современным представлениям, немецкую ракету. И даже успешно освоенная после нескольких лет ЧП и аварий V-2 летала так себе: относительно предсказуемо, но не очень точно.

Второй пример: Муаммар Каддафи, получивший от советского Большого брата около 400 Р17/R300, известных на Западе под прозвищем Scud, попытался как-то обстрелять итальянский остров Лампедузу. Но в Лампедузу не попал.

При этом и V-2, и её клоны, и Р-17 по технологической сложности в производстве и по требованиям к квалификации персонала, запускающего их по какой-либо цели, пусть и с целую Лампедузу величиной, несравнимо проще того, чем Ким Чен Ын угрожает США. Для того чтобы достать Соединенные Штаты или хотя бы базу США на Гуаме, Киму нужны изделия совсем другого, межконтинентального класса. На порядок более продвинутые. При этом КНДР, не произведя ни одного испытательного пуска, поставила на вооружение в течение полугода целых семь типов ракет разных типов и размеров с громкими названиями. Последовательно запуская их один-два раза для демонстрации их наличия и своей возросшей военной мощи.

Здесь возможно только одно объяснение: никакого собственного конструирования ракет в КНДР нет и никогда не было. Мелкосерийное производство древних Р-17 с дальностью в 300 км, освоенное при помощи российских и китайских специалистов, - да, есть. Отверточная сборка из готовых узлов штучных экземпляров МБР - тоже возможна. Но не более. Основные узлы для сборки были доставлены извне. Откуда? От верблюда... Увы, но точнее ничего не известно. Есть предположения, но нет фактов.

Реклама на dsnews.ua

Возможности подойти и потрогать северокорейскую ракету руками, а еще лучше - заглянуть под кожух, посмотреть на агрегаты и попытаться определить их происхождение, крайне ограничены. О северокорейских ракетах известно по большей части ровно столько, сколько показал и рассказал о них миру кимовский режим. Плюс данные со спутников о том, что что-то там действительно летает и иногда довольно далеко. Располагая хотя бы обломками запущенных КНДР ракет, можно было бы уточнить ее происхождение, но Ын предусмотрительно топит обломки в море. Правда, южнокорейским спецам удалось кое-что все-таки выудить и идентифицировать улов как конструкцию, похожую на советскую МБР разработки 60-70-годов. Можно предположить, что комплектующие для нее, а, возможно, и ракета в сборе были поставлены из России - но проследить весь путь ракеты от производителя до Северной Кореи нет возможности.

Кому выгодно

Некоторое количество персонала, способного осуществлять сборку и текущую эксплуатацию небольшого количества Р-17 и Р-27, подготовленного в СССР, Китае и России, у Пхеньяна, очевидно, есть. Есть, вероятно, и небольшое число спецов, способных обеспечить пуск и чего-то более крупного. Кстати, двигатель Hwasong-14 по виду похож на РД-250, использовавшийся на Р-36, правда, несколько модифицированный, с одной камерой сгорания вместо двух. Нет только ясности с тем, откуда у Кима появились комплектующие для такого изделия. Самостоятельно КНДР изготовить их не могла.

Остается прибегнуть к известной формуле fecit cui profuit. Итак, cui profuit? Кому и зачем нужен северокорейский ракетный кризис?

Интересы Ына тут очевидны. Экономически КНДР - полный банкрот и добывает средства к существованию с помощью шантажа и криминала. Кроме того, она живет на подачки Китая и России, которым по ряду причин выгодно поддерживать на плаву режим Кима, а также США и Южной Кореи, которым очень не хочется заниматься рекультивацией этой помойки, и которые предпочитают консервировать ситуацию, поддерживая КНДР на плаву, хотя и по минимуму.

Но денег не хватает - и Ыну нужно добиться увеличения субсидий от США и Южной Кореи. Больше угроза - больше субсидии, а также меньше соблазна раззадориться и вскрыть этот гнойник. На северокорейском новоязе это называется "улучшением отношений с США".

У КНДР нет никакого позитивного имиджа, об утере которого стоило бы беспокоиться. Пхеньян всегда лжет и всегда нарушает любые международные договоры. Северная Корея живет производством фальшивых денег, торговлей людьми, киберпреступлениями, производством и сбытом наркотиков и прочими предосудительными с точки зрения остального мира промыслами, не особо это и скрывая. В общем, КНДР - ровно такое же создание советских спецслужб, как и нынешняя Россия. Разве что в слегка гипертрофированном по сравнению с Россией виде. Страна-спецоперация. Ее основное оружие - дезинформация и обман. Отчего бы не покошмарить немного Вашингтон и Сеул и не выторговать пару дополнительных плюшек?

Интересы поставщиков ракет менее очевидны. И опять-таки нет доказательств, кто конкретно их поставил.

Отталкиваясь от fecit cui profuit, приходим к выводу, что поставила Россия. Китаю такое обострение в непосредственной близости от его границ явно ни к чему. Украине, нуждающейся в американской помощи и оружейных поставках, связываться с КНДР тем более не с руки - да и ради чего? Понятно, что Россия говорит и будет говорить, что советские ракеты можно купить "в любом военторге". Отчасти это даже правда - опасного советского железа полным-полно по всему миру. Но комплектную и исправную, готовую к запуску ракету вместе со стартовым оборудованием - или комплект для "отверточной сборки" такой ракеты и старта -  в "любом военторге" не купишь. Это явно превосходит возможности и любой третьей страны, где завалялись на складе советские подарки, и любой криминальной структуры. Такие операции под силу только стране-производителю либо прямому правопреемнику такой страны.

Пойдем дальше. Смысл межконтинентальной ракеты заключен в ядерной боеголовке. Нет никакого смысла стрелять дорогущей ракетой с низкой точностью попадания ради доставки одной-двух-трех, максимум пяти тонн ТНТ. Ядерный заряд у Кима тоже вроде бы есть - с теми же, впрочем, оговорками, что и межконтинентальные ракеты. И с тем же вероятным происхождением. Но он сыроват для установки на МБР. И тяжеловат. Так, по крайней мере, считается. Пока вдруг, откуда ни возьмись, со ссылкой на спецслужбы США не появляется информация о том, что лихие северокорейцы-атомщики сумели создать компактный ядерный заряд и растиражировать его в количестве около 60 штук.

Извините, но этому я не поверю. Путь от ядерного устройства начальной сложности к компактному ЯО следующего поколения еще дальше, чем путь от Р-17 до Р-36. Нужна целая отрасль с дорогостоящим и сложным оборудованием, сотни специалистов разного профиля и группа ведущих спецов экстра-класса, которые обеспечивают согласованную работу всех подразделений и изделие на выходе.

Отметая очевидные фейки, смотрим, что выходит в сухом осадке. Россия - и только она, поскольку Китаю такие игры совсем ни к чему, решила увеличить ставки и предоставила КНДР некоторое количество комплектов для сборки МБР, оборудование для их пуска и услуги специалистов-консультантов. Кроме того, КНДР, возможно - но не наверняка! - получила от России несколько, но безусловно не 60, ядерных устройств. Не обязательно согласуемых с поставленными ракетами. Для чего это Киму - понятно. Осталось понять, для чего это понадобилось Москве.

Предложение Трампу, от которого тот не сможет отказаться

Поставка КНДР таких опасных игрушек означает выход России из договоров о запрете на передачу ракетных технологий и нераспространении ЯО, а также нарушение запрета на поставку оружия в санкционные страны. Разумеется, Россия тщательно замела следы - но их все равно можно раскопать и доказать факт поставок. Допустим, его доказали. Что дальше?

Дальше надо что-то предпринимать, потому что невозможно оставить такие действия без ответа. Но что?

Очевидно, нужно наглухо изолировать Россию, заморозить все российские счета и все сообщение с внешними миром, выслать из западных стран почти всех российских представителей - МИДа, различных фирм, сократив их присутствие до минимума, прекратить что-либо продавать России и что-либо покупать у нее, а режим Кима показательно разгромить, разоружить, установить в бывшей КНДР власть оккупационной администрации и начать возвращать северокорейцев в более или менее нормальное состояние. Более мягкая реакция в такой ситуации невозможна. Точнее, она возможна, но будет означать капитуляцию Запада перед Москвой и Пхеньяном. А Запад - и в особенности США - не готов публично перед ними капитулировать. Но и действовать с такой решимостью он тоже не готов. Европа, если вытащить всю эту ситуацию на всеобщее обозрение, выразит глубокую обеспокоенность и созовет чрезвычайное заседание СБ ООН, которое Россия тут же прихлопнет своим вето. Соединенные Штаты окажутся в крайне двусмысленном положении: им придется пойти на попятный. Таким образом, самое лучшее для США - заболтать и размазать эту неприятную новость. Мол, черт его знает, откуда у Кима взялись ракеты и ЯО, но они у него есть - и в существенном количестве, а значит, действовать надлежит мудро и осторожно - как и положено великой стране, ощущающей ответственность за судьбы мира.

Именно в этот момент очень удачно появилась статья в The New York Times, в которой, со ссылкой на эксперта по ракетам Майкла Эллемана, была вброшена версия о возможной причастности Украины к поставкам двигателей для ракет КНДР. Статья выглядит как попытка слепить сенсацию, аргументации никакой, но неприятный осадок подобные новости оставляют. Само предположение о том, что у Украины из-под носа могли украсть опасные технологии, может отрицательно сказаться на перспективах оружейных поставок из США.

Естественно, за статью тут же ухватилась и Россия, обыгрывая и обсасывая ее на все лады. Но это не более чем побочное следствие, к основной сюжетной линии никакого отношения не имеющее. Основные события разыгрываются в треугольнике Москва—Пхеньян—Вашингтон.

На поле ракетно-ядерного скандала остались США, КНДР и где-то с краю - Южная Корея, которая, впрочем, уже подала голос о том, что никакой войны на полуострове она не допустит. Пекин удобно расположился в вип-ложе и с интересом наблюдает за развитием событий, респектабельно дистанцировавшись от ситуации, то есть прекратив с Пхеньяном всякую торговлю. Япония ударными темпами строит ПРО. Пхеньян рассчитывает на то, что США спасуют и не пойдут на прямой военный конфликт. И Вашингтон тоже не хочет идти на риск. Но Россия всеми силами пытается создать ситуацию, когда у Трампа не будет иного выхода, кроме как нанести по Северной Корее превентивный удар.

Зачем Москве новая корейская война?

Нельзя сказать, что идея ударить по КНДР и закрыть вопрос с Кимами так уж нова. В сети доступен подробный доклад Stratfor о возможной реализации такого удара, необходимых ресурсах, предполагаемой стоимости операции и ее последствиях. В целом, с учетом сказанного выше, все выглядит крайне нерадужно.

Вопрос о выжигании всей КНДР до стекловидной поверхности, что, конечно, закрыло бы проблему раз и навсегда, разумеется, не стоит вообще. Это невозможно ни технически, ни политически. Но тогда непонятно, по каким, собственно, целям следует наносить точечные удары? По центрам производства ракет и ЯО? Но если некоторое количество ракет и ядерных зарядов могло быть поставлено из-за рубежа, находиться могут где угодно, и обнаружить их нет возможности, то это не решает проблемы.

Ударить лично по Ким Чен Ыну? Как показывает опыт такого рода операций, вероятность его успешной ликвидации в ходе воздушного или ракетного удара минимальна. И даже если это удастся сделать, полученные выгоды будут незначительны.

Кроме того, нельзя не учитывать того факта, что у КНДР есть и обычные вооружения, и, с очень большой долей вероятности, несколько ядерных зарядов. Ядерный заряд может быть доставлен в США безо всяких МБР, к примеру, на дизельной подлодке или на обычном торговом судне и подорван в непосредственной близости от американского побережья. Даже без особого ущерба и жертв с американской стороны - Ыну это не нужно, ему США еще доить и доить - такой подрыв нанесет огромную психологическую травму всему американскому обществу. И что со всем этим делать администрации Трампа, если такое случится?

Пойдем дальше. Допустим, что таких крайностей удалось избежать. Допустим даже, что северокорейская артиллерия была быстро и успешно подавлена, и не успела разгромить Сеул. Дальше что? Никаких гарантий, что все ЯО и все МБР уничтожены, нет и не будет. Тем более не будет гарантий, что аналогичные игрушки не будут вновь поставлены по отработанным каналам. Наземная операция? Допустим, Китай не будет протестовать слишком сильно - хотя и смолчать Пекин в такой ситуации тоже не сможет. Представим, что решительно все благоприятствует Трампу, - что дальше? Кто полезет в КНДР? Южнокорейская армия определенно не рвется в такую авантюру.

Допустим, все-таки полезли. А там их ждут 25 млн человек, у многих из которых мозги начисто вынесены десятилетиями пропаганды. Даже если каждый десятый из них выпустит по одному магазину из "калаша" или по 1-2 гранаты из РПГ - это уже большая проблема. Ким при этом с почти 100%-ной вероятностью сбежит в Китай либо Россию - а возможны и экзотические варианты, вроде Абхазии, Ирана или Сирии. В общем, будет находиться вне досягаемости длинной американской руки и вещать на весь мир в роли законного правителя в изгнании. Можно не сомневаться и в том, что в КНДР найдется хотя бы пяток миллионов преданных ему корейцев, мечтающих вернуть золотое время чучхе. И что их поддержат сколько-то миллионов отмороженных леваков и антиимпериалистов на самом Западе. И некоторое количество стран, готовых на все, чтобы подгадить США.

В финале такой авантюры явственно вырисовывается вялотекущая партизанская война, втихую подпитываемая из России и Китая. Огромные проблемы администрации Трампа - вплоть до импичмента. Стойкое, на многие десятилетия, отвращение США к силовой политике и замена Трампа на президента-миротворца, рядом с которым даже Обама покажется доктором Стрейнжлавом, сидящим верхом на водородной бомбе. И в качестве окончательного унижения США - миротворческое посредничество Пекина и упавшей Пекину на хвост Москвы в урегулировании затяжного северокорейского кризиса. На выходе, после долгих переговоров, компромиссный режим "Ким-2", лишь немного менее людоедский, чем "Ким-1". И это еще в лучшем случае. Не исключено и просто триумфальное возвращение Ким Чен Ына в Пхеньян.

Возможен и лайт-вариант: Россия выступает миротворцем, в последнюю минуту уговорив Кима пойти на попятный на самых почетных условиях. Путина пышно примут в Пхеньяне и в Сеуле, ООН и мировая общественность будут приветствовать миротворческие усилия России, под эти фанфары с Москвы снимут часть санкций. Ну и выборы президента в 2018 г. пройдут на ура.

Клинч и пат

Таким образом, США заинтересованы в том, чтобы загасить и смикшировать ракетный кризис. Вероятнее всего, так и будет - хотя Россия по мере возможности постарается обострить ситуацию. Теоретически США могут превратить КНДР в кучку пепла и облачко дыма. Но это только в теории. А на практике Вашингтон вынужден считать затраты и последствия, ибо и президент, и Конгресс подотчетны избирателям и налогоплательщикам. США совершенно не готовы идти на высокие риски и играть ва-банк. А Ким играет только ва-банк и по-другому играть просто не может. Киму надо удержаться у власти любой ценой, а сделать это он может одним способом: разыгрывая из себя обезумевшую обезьяну с ядерной бомбой. Ким будет играть эту роль до тех пор, пока его визави не пойдут на попятный. И неважно, если ему в ходе спектакля потребуется даже применить ЯО.

На рядовых сограждан Киму плевать, они для него расходный материал. На людские потери Южной Кореи ему наплевать тем более. На потери США Киму, конечно, не наплевать, тут он будет осторожен, чтобы не разозлить американцев по-настоящему, а лишь дать им предметный урок.

Китай сам по себе едва ли стал бы ввязываться в такие авантюры. Но Китай совсем не против, чтобы Россия немного покатала США на такой карусели. Ему это объективно выгодно. Заодно, в качестве дополнительного бонуса, при горячем сценарии Пекин мог бы надолго избавиться от южнокорейской экономической конкуренции. Ну а Россия очень хочет дать США предметный урок: вот отморозок Ким, и сделать с ним ничего невозможно. И если даже расправа с ничтожным Кимом оказывается столь проблематичной, то насколько же проблематична силовая расправа с Москвой?!

    Реклама на dsnews.ua