Почтительно и уважительно. Почему Путину понравилось в Женеве
Организаторы саммита приложили максимум усилий для того, чтобы Путину казалось, что он лидер сверхдержавы
Корреспондент Time в Белом доме Брайан Беннетт в своем материале о встрече президентов США и России отметил, что Владимира Путина принимали как лидера действительно мировой державы.
Во время встречи президента Джо Байдена и лидера России Владимира Путина в особняке XVIII века с видом на горы Швейцарии и воды Женевского озера были задействованы все атрибуты крупного международного саммита. Вдоль главного моста Женевы, Пон-дю-Монблан, были установлены большие флаги России и США. Знаменитые 400-футовые фонтаны Женевского озера накануне вечером подсветили красным и синим — цветами флагов обеих стран. Вдоль улиц выстроились тысячи швейцарцев (некоторые приветствовали или протестовали, большинство с нейтральным выражением лица просто фотографировались), чтобы посмотреть, как кортежи двух лидеров проедут по городу.
Эта сцена призвана была сыграть на тщеславии Путина и его стремлении к тому, чтобы Россию воспринимали всерьез и в качестве главного соперника США. Саммит организовали таким образом, чтобы оба лидера находились в равных условиях, и чтобы подчеркнуть огромную мощь, которой они обладают. Когда Байден и Путин сели в кресла в библиотеке виллы Ла Гранж, заполненной книгами в кожаных переплетах, между ними поставили старинный глобус.
В самом начале встречи Путин поспешил напомнить о том, что саммит был идеей Байдена. "Господин президент, я хотел бы поблагодарить вас за вашу инициативу встретиться сегодня, — сказал Путин, откинувшись на спинку стула. — В отношениях США и России накопилось много вопросов, которые требуют встречи на высшем уровне". И выразил надежду на то, что встреча будет "продуктивной".
Когда Байден взял слово, он назвал США и Россию "двумя великими державами", сказав также: "Я считаю, что всегда лучше общаться лично".
Белый дом уже заявил, что Байден не ехал на встречу с уступками или конкретными, заранее спланированными инициативами, которые нужно было обнародовать. Однако Байден несколько дней плотно работал с европейскими лидерами, чтобы укрепить альянсы и донести месседж о единстве перед саммитом, который состоялся после лет активного вмешательства Путина в выборы в США, обвинений в отравлении и тюремном заключении оппонентов, а также в то время, как преступные хакеры проводят разрушительные атаки программ-вымогателей на американский бизнес; и в то время, как он по—прежнему использует войска в Сирии и Украине. В ходе встречи, которая длилась чуть более трех часов без запланированного ужина, Штаты сообщили, что хотят найти общие точки соприкосновения; четко объяснить, к каким последствиям могут привести российские кибератаки и вмешательство в американскую политику.
По мнению Байдена, он знает, как заставить российского лидера действовать по этим и другим важным для США вопросам: прямо указав на желание Путина, чтобы Россию считали важным международным игроком. На пресс-конференции после встречи Байден сказал, что апеллировал к личным интересам Путина и призвал Россию прекратить вмешиваться в выборы в США и прекратить покрывать киберпреступников. Когда Путин контролирует эти процессы, "у всего мира падает к нему доверие", — отметил Байден. Несоблюдение международных норм "ухудшает положение страны, которая отчаянно пытается сохранить статус крупной мировой державы".
Путину, похоже, женевская переговорная площадка понравилась. Он единственный среди мировых лидеров, кому Байден в ходе европейского турне уделил целый день. После встречи с Байденом российский самодержец дал собственную пресс-конференцию на трибуне с гербом Российской Федерации. По его словам, они согласились работать вместе над соглашениями о кибербезопасности и ядерном оружии, при этом отклонил обвинения в кибератаках с территории России.
Когда же его спросили о его роли во вмешательстве в выборы в США, Путин в ответ обвинил правительство США во вмешательстве во внутреннюю политику России. По его словам, Байден рассказывал ему истории о своей семье и матери. "Это не имело прямого отношения к саммиту, — сказал Путин. — Но продемонстрировало его качества и моральные ценности".
На вопрос, что Байден за человек, Путин охарактеризовал американского президента как "конструктивного человека, уравновешенным и профессиональным человеком, и очевидно, что очень опытным". Путин добавил, что разговор был "откровенным", "плодотворным" и "продуктивным". "Я считаю, что мы говорили на одном языке. Это, конечно, не означает, что мы посмотрели друг другу в глаза и нашли там душу", — сказал Путин, имея в виду однажды сделанный Байденом комментарий о том, что он поступил именно так с Путиным, и пришел к выводу, что у президента России души нет.
Независимо от того, что Байден увидел в глазах Путина в среду, он убедился в том, что независимо от эгалитарности мероприятия, именно Россия находится в слабом положении.
"Россия находится в очень и очень трудном положении", — сказал Байден репортерам под крылом Air Force One за несколько минут до посадки. "На них давит Китай. Они отчаянно хотят оставаться великой державой. Вы все безосновательно пишете о том, что Байден уже дал Путину то, чего он хочет — легитимность, право стоять на мировой арене рядом с президентом Соединенных Штатов. Они отчаянно хотят релевантности", — отметил Байден.