Коротко ни о чем. "Большое интервью" Путина против обыкновения оказалось совсем небольшим
Всего 20 минут, против обычных одного-двух часов, но правда, все вопросы и ответы – по самым горячим темам. Почему российский диктатор появился на публике вне плана?
Коронавирус и вакцина, экономика, Беларусь – вот, собственно, все темы, которых коснулся Путин в интервью, данном Сергею Брилеву, одному из лондонских колокольчиков Роспропаганды, симулирующих наличие в России свободы слова. Цели интервью были очевидны: твердо обозначить позицию главы государства по самым горячим темам, продемонстрировать доброго дедушку Путина с человеческим лицом и, наконец, сообщить, что Россия, как обычно, достигает успеха за успехом. Итак, что сказал Путин? И как он это сказал?
Пандемия, вакцина, коронавирус
С эпидемией коронавируса в России всё обстоит хорошо, ситуация стабилизируется, пик заболеваемости пройден. Вакцина всесторонне испытана, безвредна и формирует устойчивый иммунитет. На подходе вторая (первая – центр Гамалеи, вторая – новосибирский "Вектор"). Подопытную дочь Путин по имени не назвал, и только Брилев предположил, что "это та ваша дочь, которая биологическими делами занимается" (имея, очевидно, ввиду Марию Воронцову) — а Путин промолчал, не возразив.
Экономика
И с сокращением экономики в России все неплохо — она сокращается просто замечательно. Это нормально, вся мировая экономика столкнулась с последствиями эпидемии. России прогнозируют сокращение ВВП на 8,5% но "наши специалисты говорят о 5-6%", в то время, как в США, только за первое полугодие – минус 9,5%, а в ЕС – минус 15%. Тут, правда, есть деталь – сравнительно небольшое сокращение объяснимо тем, что Россия и так находилась в кризисе и сокращаться особо было некуда – но это объяснение мало кому придет в голову при взгляде на доброе, улыбчивое лицо дедушки Путина.
По поводу дедушки надо сказать особо. Путин, хотя и неохотно, но мало-помалу надевает на себя этот образ, выходя из привычного образа мачо. Такие вещи случайными не бывают – налицо явная политтехнологическая разработка. За последний год у российского диктатора очень существенно изменились тон и выражение лица в ходе публичных выступлений. В связи с этим, совершенно не исключено, что в путинском окружении прорабатывается назарбаевский вариант – создание "под Путина" некоей новой почетной должности, формально ставящей его чуть в стороне от власти, а по факту – сохраняющей у руля на неопределенно долгий срок. Конституционная реформа все же была проведена грубо и вызвала слишком много негативных реакций, так что маневр резко в сторону, "я не для себя это делал", совершенно не исключен. Это будет уже третий политический образ Путина, считая его раннее, допрезидентское лицо времен Собчака.
Беларусь не отдадим
И, наконец, Беларусь, которой по времени была посвящена ровно половина интервью. Здесь основные тезисы были следующие. Первое: "мы ведем себя очень сдержанно и нейтрально, более сдержанно и нейтрально, чем многие другие страны, те же США". Второе: если люди протестуют – значит есть причина, но нужно чтобы все было в рамках закона. Нельзя выходить за рамки действующей конституции. Третье: история с вагнеровцами, которых завезли в Беларусь из России нелегально, по поддельным документам – совместная операция американских и украинских спецслужб. И, наконец, четвертое, самое важное: в договорах о Союзном государстве и ОДКБ предусматрена помощь по защите суверенитета и стабильности – и Россия готова исполнить свои обязательства перед Беларусью. Лукашенко уже запросил подготовку "резерва из сотрудников правоохранительных органов" — и он подготовлен, но будет переброшен в Беларусь только по просьбе Лукашенко, как крайняя мера, если "деструктивные элементы перейдут просто к разбою".
Иными словами, Россия уже подготовилась к прямому вторжению в Беларусь, в основном — силами Росгвардии, на тот случай, если протестующие все же прибегнут к силе и Лукашенко запросит о помощи. Впрочем, пик протестов уже явно прошел, и этого, очевидно, не будет. Тема закрыта.
И вообще, по мнению Путина "правоохранительные органы Беларуси ведут себя достаточно сдержанно". А в некоторых европейских странах в ходе протестов люди гибнут, но никто их власти не осуждает. В общем – не надо тут беларусофобии.
Итоги
О чем не было сказано? О Навальном. Брилев не спросил – а Путин не ответил, мало ли кому стало плохо в самолете.
Общие выводы из интервью не самые радостные. Кремль вполне адаптировался к санкциям и не боится их – а Запад не расположен идти на дальнейшее обострение. Беларусь Москва безусловно не отдаст, охотно пойдя навстречу Лукашенко, если тот запросит помощи. Правда, эта помощь будет сильно напоминать оккупацию и сделает Лукашенко абсолютно зависимым от оккупационной, по факту, администрации. Но судя по всему, "Батьку" умело накручивают и пугают. Кроме того, в критической ситуации Кремль может ввести войска, и не дожидаясь его призыва. Так что вопрос о поглощении Беларуси Россией вовсе не снят с повестки дня.
В остальном же интервью Путина очень напоминало северокорейские выпуски новостей, повествующие о небывалых успехах КНДР. И, надо признать, есть все основания полагать, что из нынешних россиян, при правильном подходе к их воспитанию, всего лет за 20 вполне смогут получиться образцовые северокорейцы. В Кремле же полны решимости найти такой подход.