Приручить леопарда. Когда Германия может согласовать передачу танков Украине
Несмотря на очередное промедление со снабжением танков "леопардов", можно ожидать сдвига в этом вопросе уже во время следующего "Рамштайна"
Кристине Ламбрехт, которая была одной из ведущих противниц передачи танков Украины, 16 января ушла в отставку с должности министра обороны Германии из-за "многомесячного внимания СМИ к ней лично". И канцлер Олаф Шольц ее заявление согласовал.
Ламбрехт, в частности, отметила, что прикованное к ней внимание будет мешать провести публичную дискуссию по вопросам безопасности и вопросу усиления Бундесвера.
Одна из причин — та, в тени которой и произошла отставка Ламбрехт — это скандал из-за записанного на улице новогоднего поздравления министра, в котором она упоминала и войну РФ против Украины, постоянно перекрикивая фейерверки.
Кроме того, была еще фотография ее сына в служебном вертолете, и в целом критика в ее адрес из-за промедления с поставкой тяжелой техники в Украину.
Действительно, не слишком профессионально и не очень морально (в конце концов то же самое можно сказать и о смехе экс-кандидата на должность канцлера от ХДС Армина Лашета во время выступления президента Франко-Вальтера Штайнмайера относительно пострадавших из-за масштабных наводнений). Однако в условиях войны в Европе, самой масштабной со времен Второй мировой, когда есть неотложная потребность в сплоченности и усиленном взаимодействии, отставка выглядит скорее медийной игрой во влияние на общественное мнение на фоне новой волны критики в адрес Берлина из-за очередного промедления с передачей танков в Украину. Тем более что и вероятная следующая глава немецкого Минобороны Ева Хёгль (экс-зам Ламбрехт) тоже не является поклонницей передачи Киеву "леопардов".
Поэтому эти кадровые пертурбации более похожи на иллюзию изменений, произошедших на фоне заявления премьер-министра Великобритании Риши Сунака о передаче Украине танков Challenger 2. Танков у британцев немного, и в нынешней ситуации этот шаг скорее толчок к консолидированным действиям союзников, к коалиционному решению по отправке танков в Киев. То есть Лондон исполнил (далеко не впервые за год) роль провокатора, переходящего красные линии, чтобы союзники не боялись быть более решительными.
Прежде всего, это касается правительства ФРГ. Олаф Шольц сопротивлялся до последнего. По крайней мере, в публичном пространстве. Но под давлением союзников, в частности, по сообщениям в СМИ, США и Франции, был вынужден сымитировать готовность принять соответствующее решение по танкам. Но выдвинул условие: Берлин начнет поставлять Украине танки только при условии, что другие союзники будут делать то же самое. Уже через несколько дней Варшава, которая долгое время находится в оппозиции к ФРГ в самом ЕС, поставила канцлера в неудобное положение, когда анонсировала передачу роты Leopard 2 в Украину.
Поэтому оговорки и условия вроде бы нивелированы. Вроде бы.
Однако Социал-демократическая партия Германии, которую представляет Шольц, похоже, слишком долго — и не без успеха — употреблялась в реноме путинферштееров ("понимающих Путина"). Она как будто изменила общий вектор своей российской политики, но очень тяжело принимает реалии.
И несмотря на то, что Германия на самом деле оказывает колоссальные объемы помощи Украине (просто не спешит с передачей тяжелой техники), несомнен факт, что немецкий ОПК до сих пор находится в далеко не лучшей форме, поэтому выпуск новой и модернизация имеющейся техники — даже для Бундесвера — происходит крайне неспешно.
Поэтому мы сейчас снова наблюдаем, как дискуссия по поводу танков еще больше актуализируется в медийной плоскости. В противоположность призывам оппозиции (ХДС) и членам коалиции (СвДП и "Зеленым") раздаются и откровенно тождественные кремлевским манипуляции в вопросе военной помощи Украине.
Яркий пример — недавнее заявление участника некогда популярной немецкой группы Modern Talking Дитера Болена с призывом не предоставлять Украине оружие. В интервью Stern он повторил нарратив Кремля о том, что увеличение военного оружия не остановит войну. Почему? Свою позицию певец, популярный на постсоветском пространстве, объяснил знанием законов физики. "Действие вызывает противодействие", — отметил он.
Однако, как и любая типичная кремлевская "консерва", Болен исказил реальность. Да: действие вызывает противодействие. Но Болен не до конца разобрался в самом смысле ситуации, когда упоминал законы физики. В действительности уравнение выглядит так: каждая новая атака РФ (действие) провоцирует увеличение военной помощи Украине (противодействие) от партнеров.
Гибкий "металл"
Но заявление Болена, конечно, нашло свою аудиторию не только в России, но и в ФРГ. И помогло отчасти создать медийную подоплеку для дальнейшего танкового промедления.
Вдобавок правительство ФРГ также имеет уже и гораздо более убедительный аргумент. А именно комментарий Армина Паппергера, руководителя Rheinmetall, одного из крупнейших предприятий немецкого ВПК, изданию Bild о сроках восстановления и поставках в Украину как танков Leopard 2, так и БМП Marder, находящихся на складах компании в количестве 22 и 140 единиц (из них Украина может получить 100) соответственно. Если коротко: поставить их в Украину Германия может не раньше следующего года.
Интересно вообще, как позиция непосредственно Паппергера менялась в течение года в контексте намерений и стремлений компании относительно военной помощи Киеву.
В первой половине апреля 2022 г., как сообщал Bild, компания Rheinmetal предложила Киеву — 35 единиц БМП Marder и была готова продать их Украине уже до конца прошлого года. 6 единиц из запасов компания хотела передать Киеву сразу при условии компенсации Бундесверу новыми образцами. Но Минобороны ФРГ выступило против.
Также в апреле Паппргер в интервью Hadesblatt говорил о готовности предоставить Украине 50 б/у танков Leopard 1 из старых запасов других стран. Да, не Leopard 2, но все же это был бы колоссальный сдвиг для Берлина и ЕС в то время.
10 мая вышло интервью Паппергера Süddeutsche Zeitung, в котором он конкретизировал количество Marder, которые можно передать Украине – 100 единиц. И, внимание, первая партия была бы готова уже через три недели. Компания, по его словам, ожидала утверждения правительством. Стоит отметить, что в декабре снова речь шла о Marder и, вообще, казалось, что вот-вот будет положительное решение. Но сейчас недавно решительный Паппергер вдруг сообщает о сроках продолжительностью в год или больше.
Это уж очень похоже на признак политического давления из-за "неприемлемого" энтузиазма руководителя Rheinmetall. И благодаря этому лица, незаинтересованные в поставках танков в Украину, получают лазейку в стиле "независимых от нас обстоятельств". Весь негатив уже принимает на себя компания и ее руководитель, несмотря на то, что еще недавно он активно выдвигал конкретные предложения по военной помощи.
Другой путь
Этот другой, альтернативный, путь непосредственно Берлина мог бы быть компромиссным для немецких "голубей" публичным одобрением снабжения Leopard 2 различных модификаций странами-партнерами, многие из которых имеют достаточно большие запасы этих танков. Это и Австрия, и Испания (которая, кстати, пыталась это сделать, но Берлин был против), и Канада, и Греция, и Швейцария (но швейцарцы прикрываются нейтралитетом), и Польша.
Кстати, стоит отдельно остановиться на Польше. Хотя Варшава уже пообещала нам роту "леопардов", тем не менее этой ротой все может и ограничиться. И не потому, что Варшава вдруг изменила свою позицию по поддержке Украины.
Дело в том, что именно из-за угрозы со стороны России и ее де-факто Северо-Западного округа — Беларуси — военно-политическое руководство Польши отказалось от оборонной концепции, которая предусматривала отвод войск за Вислу для эффективного сдерживания и уничтожения российско-белорусских сил.
Варшава учла поведение россиян на оккупированных территориях Украины, совершенные ими там преступления, и ради неповторения Бучи или Мариуполя предпочитает нанести удар агрессору непосредственно на границах. Для этого польское войско, конечно же, требует максимального привлечения всей имеющейся техники, а также той, которая должна поступить в соответствии с контрактами, заключенными, например, с США и Южной Кореей.
Поэтому объемы военно-технической помощи из Польши могут сократиться. По крайней мере, в том, что касается танков, БМП и артиллерии.
С другой стороны, кроме Польши, напомним, у других европейских стран-членов НАТО есть свои танки, и это преимущественно "леопарды". И конкретные шаги Берлина в этом направлении могли бы стать движущей силой для поставок танков в Киев.
Однако в настоящее время Германия продолжает оставаться слабым звеном в Альянсе с неопределенной позицией — и черепашьей скоростью принятия решений.
С другой стороны, сопротивление Берлину может быть преодолено благодаря совместному давлению союзников (США, Британии, Польше, Литвы, Канады и т.п.). К примеру, во время следующей встречи участников "Рамштайна", которая запланирована на 20 января. И стоит принять во внимание следующую тенденцию: перед каждым таким мероприятием Россия совершает очередное военное преступление. В этот раз — это был ужас в Днепре, где российская ракета уничтожила два подъезда дома, в результате чего погибли, по меньшей мере, 40 человек.
И каждый раз, когда российские военные преступники шокируют мир своей жестокостью, участники "Рамштайна" с чистой совестью и чувством исполненного долга перед избирателями предоставляют Украине больше, чем ожидалось. Поэтому есть основания полагать, что и вопрос танков будет решен либо 20 января, либо во время следующей встречи участников "Рамштайна".