• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Война в Эфиопии. Как Россия пытается не пустить ЕС на Африканский рог

После того, как Брюссель к неудовольствию Москвы активизировался на африканском направлении, ориентируясь на Эфиопию, в этой стране вдруг разразилась война

Спецподразделения полиции Тыграя / bbc.com
Спецподразделения полиции Тыграя / bbc.com
Реклама на dsnews.ua

С приходом в Белый дом Джо Байдена начала стремительно меняться не только внутренняя политика США, но и внешняя.

Так, Вашингтон резко изменил свою позицию относительно разгоревшейся во второй по численности населения в Африке стране — Эфиопии (114 млн человек) войны между правительственными силами и силами региона Тыграй, который контролирует Народный фронт освобождения Тыграя.

В конфликт также вмешалась соседняя Эритрея, где 55% населения — это представители той же этнической группы, которая населяет эфиопский Тыграй — Тигринья, а еще 30% — это родственный этнос Тигре.

Но при этом Эритрея выступает на стороне не соплеменников, а Аддис-Абебы. Одни тигринья убивают других тигринья.

На самом деле ничего экстраординарного здесь нет. История полнится такими примерами. В том числе, и современная, включая украинскую — в конце концов, марионеточные режимы оккупированных территорий позволяют Кремлю представлять конфликт на Донбассе как гражданскую войну.

Такого рода конфликты очень часто являются или срежиссированными, или подогреваемыми извне. Вот и войну в Эфиопии пытаются использовать одни крупные геополитические игроки (к примеру, Россия), которым, в свою очередь, стремятся помешать другие крупные геополитические игроки. В данном случае США.

Если раньше — при Дональде Трампе — его администрация, в частности уже экс-госсекретарь Майк Помпео жестко раскритиковал НФОТ за обстрел аэропорта в столице Эритреи Асмэре и попытки перенести конфликт за границы Эфиопии, то уже при Байдене американские дипломаты в комментариях AP или Reuters выражают обеспокоенность участием Эритреи в конфликте.

Реклама на dsnews.ua

И Эфиопия, и Эритрея официально отрицают участие эритрейских солдат в конфликте, однако в СМИ уже опубликовано немало свидетельств очевидцев, которые своими глазами видели бойцов из Эритреи, грабивших местное население и даже подменявших собой органы власти.

Пусть официальная Аддис-Абеба этого не признает, но, если сведения журналистов верны, то Асмэра в Тыграе явно действует с позволения и одобрения Эфиопии.

Что несколько необычно, учитывая специфику и историю взаимоотношений между современными Эфиопией и Эритреей.

От Италии до независимости

История Эфиопии и Эритреи, в том числе их государственности давно и тесно переплетены.

Так, в I веке часть Эритреи и Северная Эфиопия были королевством Аксум. После его краха, современная Эритрея входила в состав различных эфиопских государств, а затем были и османы, и египтяне. Пока в XIX веке не пришли итальянцы.

Колонией Италии Эритрея была до Второй мировой войны, в ходе которой британцы нанесли поражение итальянцам и не основали там свою военную администрацию, действовавшую вплоть до 1952 г., когда ООН приняла решение, что Эритрея войдет в Эфиопскую федерацию с сохранением собственного парламента.

Правда, в таком статусе Эритрея пробыла недолго — 10 лет. В 1962 г. император Эфиопии Хайле Селассие упразднил федеративное устройство и аннексировал Эритрею, чем спровоцировал Народный фронт освобождения Эритреи (НФОЭ) на партизанскую войну.

Она длилась до 1991 г. и завершилась победой повстанцев-сепаратистов. При этом успеха им удалось добиться в немалой степени благодаря Огаденской войне (1977—1978 гг.) между Эфиопией и Сомали за контроль над спорной эфиопской провинцией, населенное преимущественно сомалийцами.

НФОЭ после обретения независимости, в 1994 г., переименовалась в Народный фронт за демократию и справедливость, получив партийную монополию в стране.

Вмешательство Москвы

Делу НФОЭ, заключившего союз с эфиопскими оппозиционными силами, в отделении от Эфиопии помимо Огаденской войны также помог развал Советского Союза.

Москва прямо и весьма активно вмешивалась во внутренние дела стран Африканского Рога.

СССР устроил военный переворот в Эфиопии в 1974 г., в результате которого к власти пришел Дерг (поддерживаемая СССР хунта) во главе с Менгисту Хайле Мариамом.

Занятно то, что тогда, до Огаденской войны, Москва поддерживала и снабжала оружием и Эфиопию, и Сомали.

Когда война началась, выбор был сделан в пользу Аддис-Абебы и ее ленинско-марксистского руководства, поскольку сомалийцы решили, что социализм — это не их путь.

Как результат, во время войны между двумя странами стороны убивали друг друга советским же оружием. А эфиопам к тому же еще и помогали порядка 15 тыс. наемников с дружественной СССР Кубы.

И все же Союз не спас режим от эритрейско-эфиопского сопротивления, бойцы которого в мае 1991 г. подошли к Аддис-Абебе, потому что СССР развалился. Менгисту же был вынужден бежать в Зимбабве.

Новый конфликт

Эта война, длившаяся почти 30 лет, была не единственной.

Уже в 1998 г., через пять лет после обретения Эритреей независимости от Эфиопии, между ними вспыхнул конфликт из-за спора вокруг нескольких приграничных районов, в частности из-за городка Бадыме. 

Страны разорвали дипотношения. Война продлилась два года. И опять не обошлось без России, которая продавала оружие и вооружения (вертолеты, ЗРК) и Эфиопии, и Эритрее.

В 2000 г. вмешался Совбез ООН, который ввел эмбарго на поставки оружия в обе страны. Запрет был снят после подписания Аддис-Абебой и Асмэрой в декабре того же года мирного договора.

Была создана комиссия по демаркации границ, но Аддис-Абеба не согласилась с ее решением, а Эритрея вышла из переговоров.

Конфликт погасить не удалось, хотя стороны больше не воевали, предпочитая действовать подпольно. Так, в 2011 г. эритрейское правительство обвиняли в подготовке теракта в столице Эфиопии, а в 2009 г. — в поддержке исламистов в Сомали, за что ООН ввела в ее отношении санкции.

Ситуация стабилизировалась, как казалось, лишь в конце 2018 г., когда новым премьер-министром Эфиопии был избран Абий Ахмед Ли.

Обе страны очень оперативно подписали декларацию о мире и дружбе и нормализовали отношения.

Яйца российской кукушки

То, что страны смогли положить конец 20-летнему конфликту, а на самом деле, как видим, полувековому, — прекрасно.

Но нельзя не обратить внимания на то, что мирный договор был заключен в то же время, когда в Эритрею с визитом наведался глава МИД РФ Сергей Лавров.

В Асмэре он заключил предварительное соглашение о строительстве "логистического центра".

Возможное месторасположение так называемого центра неизвестно. Но не исключено, что в Москве рассматривали вариант с возвращением на архипелаг Дахлак, где у СССР была военно-морская база.

Кремль зациклен на возвращении былого могущество, в том числе посредством размещения баз за рубежом. Пока Россия может похвастать лишь одной — в сирийском Тартусе, но стремится закрепиться и в Красном море, где находится важнейшая нефтяная транспортная артерия.

В обмен на базу и, в целом, усиление присутствия РФ в Восточной Африке Путин 22 июля 2019 г. отменил санкции в отношении Эритреи, введенные в рамках резолюции СБ ООН в 2010 г. Дмитрием Медведевым, который тогда изображал российского президента.

Правда, никакого "логистического центра" в Эритрее по состоянию на сегодняшний день так и не появилось.

Переговоры явно застопорились. Видимо, поэтому Москва переключилась на Судан, с которым в конце прошлого года договорилась о строительстве базы ВМФ РФ в Порт-Судане.

В тесноте и обиде

Главным игроком в Африке на сегодняшний день является Китай, который тратит миллиарды долларов как в виде инвестиций в те или иные страны, так и на строительство промышленных и инфраструктурных объектов.

Россия, пытающаяся вернуться к истокам — к внешней политике СССР, не способна тягаться с Поднебесной в плане ресурсов.

Поэтому действует иными методами. А это наряду с откровенным поощрением коррупци путем подкупа местных элит, также гибридные инструменты влияния — отправка наемников и политтехнологов в те же ЦАР, Судан и т.д. С их помощью Москва пытается не закрепиться в Африке, а хотя бы не быть выброшенной с континента.

Но на этой арене становится все теснее.

Начнем с того, что Соединенные Штаты еще в 2019 г. четко обозначили свое намерение усилить присутствие в Африке и бороться с гибридными стратегиями России. А со сменой руководства ЕС, т.е. в Еврокомиссии, Евросовете и т.п., претерпела изменения и африканская политика Брюсселя.

Ключевую роль в этой политике Евросоюз явно отводит как раз Аддис-Абебе, где расположены штаб-квартиры ряда международных организаций и куда уже давно Вашингтон хотел бы перевести штаб Africom; отводя Эфиопии роль главной в Африке переговорной геополитической площадки.

ЕС начал укреплять отношения с Эфиопией в конце 2019 г. с визита новой президента ЕК Урсулы фон дер Ляйен. А в феврале в Аддис-Абебу прибыла целая делегация самых высокопоставленных еврочиновников.

Но свои интересы в Эфиопии есть и у России, которой планы Брюсселя относительно этой страны и Африки в целом вообще не выгодны.

Ну, к примеру, "Росатом" в 2019 г. заключил с Аддис-Абебой соглашение о строительстве амбициозного проекта "Великая Эфиопская Плотина Возрождения". Это ГЭС на Ниле, которая должна обеспечить электричеством 65 млн жителей Эфиопии.

Проект резко контрастирует с общей российской стратегии по освоению Африки. Это не гибридное вмешательство, а реальная инвестиция, которая могла бы значительно увеличить влияние Москвы в регионе в пику Китаю.

В этом контексте намерения США и ЕС сотрудничать с Эфиопией представляют угрозу для России.

Война с Тыграем

И тут, осенью 2020 г., разгорается конфликт между Аддис-Абебой и автономным регионом Тыграй.

Началось все с того, что власти автономии вопреки запрету на проведение выборов из-за пандемии 9 сентября выборы все же проводят. Победу одерживает Народный фронт освобождения Тыграя (НФОТ).

Выборы приводят к прямой эскалации между Центром и Тыграем. После серии стычек Аддис-Абеба 4 ноября отправляет к границам автономии вооруженные силы. Начались бои. Силам Эфиопии удалось постепенно разгромить НФОТ и заставить лидеров и бойцов бежать в горы.

Скорее всего, Эфиопию снова ожидает изматывающая партизанская война, как и во время конфликта с Эритреей. С той разницей, что теперь Эритрея решила поддержать не соплеменников, а бывшего обидчика. Чинимые ее солдатами, по данным СМИ, зверства на территории Тыграя точно не поспособствуют скорейшему окончанию конфликта. А это значит, что Эфиопия и регион еще долгое время будут нестабильными и непривлекательными для планов ЕС и США. Что, очевидно, на руку России. 

Причастна ли Москва к разжиганию конфликта? Очень может быть. У России сохранились связи и с Эфиопией, и с Эритреей. Последняя еще помнит о том, как СССР поддержал Эфиопию, но, судя по риторике, официальных лиц Эритреи, на США она обижена больше. Именно Штаты Асмэра винит в том, что в свое время ООН отдала страну Эфиопии.

Да и о навыках Кремля в вербовке последователей, провоцировании вооруженных конфликтов не только в Африке, но и в Европе и США, хорошо известно. Так что очень похоже на то, что в новом конфликте в Эфиопии замешана России. 

    Реклама на dsnews.ua