Мигранты у ворот. Зачем Трамп ищет козлов отпущения в министерстве нацбезопасности
Поскольку главным противником президента Трампа является вовсе не Китай или Россия, а само американское государство, то недавно он достиг новых успехов в борьбе с этим монстром, закабалившим простого американского фермера и шахтера.
Что может президент
Превратив в посмешище американскую внешнюю политику (свидетельства чему - коллапс в Венесуэле, где может появиться российская военная база, игнорирование американских заявлений сторонами конфликта в Ливии, а также европейский триумф Китая) и раскачав судебную систему, президент Трамп принялся за политику внутреннюю.
Сегодня многие задаются вопросом - почему Трамп не воспользовался на первых порах успешными попытками генпрокурора Барра отбелить главу государства (после утечек из команды Мюллера и нарастающих требований конгрессменов предать его доклад по русскому досье гласности эта спецоперация уже не выглядит безукоризненной) и на некоторое время не расслабился бы. Почивал бы, так сказать на лаврах, пусть и на пластиковых.
Но нет, Трамп сразу же бросился крушить новый сектор - министерство нацбезопасности. Точнее - внутренних дел (это все-таки наиболее близкое определение Homeland Security, но имеет лишь часть его функций: борьба с терроризмом, охрана границ, миграция и таможня, кибербезопасность и противостояние природным катаклизмам).
Ясное дело, что из всего перечисленного Трампа интересует только миграция и связанная с ней пограничная деятельность. Провалы в кибернетической безопасности стали фирменным знаком 45-го президентства, успехи в борьбе с терроризмом крайне двусмысленны. Что же касается таможни, то "добра она не дает", поскольку коварные мексиканцы и немцы так и не намерены платить повышенные пошлины на ввоз в Америку автомобилей.
С катаклизмами дело тоже обстоит не важно - тот же Пуэрто-Рико все ждет федеральных денег после своего урагана, а учитывая, что главное стихийное бедствие происходит уже третий год в Вашингтоне и никаких действий по его поводу министерство не предприняло, это бедствие добралось и до него.
Остается миграция - как и сам Трамп, его избиратель свято верит в то, что "криминальные мигранты" миллионами прорываются в США и белым леди теперь опасно выходить на улицу. Здесь следует уточнить, что, отказываясь от протектората над Латинской Америкой (этот отказ начал проявляться еще при Обаме), почти 200 лет назад провозглашенного Джеймсом Монро, США сами накликают на себя миграционные потоки с юга. Притом что навести порядок в том же Сальвадоре - гораздо дешевле, чем строить "великую американскую стену".
Да и отменить американскую мечту Дональд Трамп при всем желании не может, поэтому мотивированные беспределом в своих странах, люди будут подкапываться под эту стену, перелетать ее на дронах, но самое главное - проникать в США по другим маршрутам. Как, кстати, это происходит и сейчас - через аэропорты, отчего все телодвижения Трампа около мексиканской границы и выглядят не более чем отвлечением внимания от более важных вопросов. Кроме того, как представляется, "бесконечная борьба с миграцией" приведет разве что к расцвету коррупции в этой сфере.
Однако смысл увольнения Кирстен Нильсен (которого добился советник Трампа по миграционной политике Стивен Миллер) и начавшегося после этого хаоса даже не в том, чтобы найти крайнего за якобы не ведущуюся борьбу с нелегальной миграцией и, вообще, переключить общественное внимание в очередной раз (что удается все хуже).
Он в том, во-первых, что Трамп опять пробует воду в вопросе о президентских полномочиях, а во-вторых, продолжает воевать с истеблишментом - или, вернее, профессионалами, а точнее всеми, кто способен рационально мыслить.
Кирстен Нильсен привел на свою должность генерал Джон Келли, уходя на пост главы администрации, так что, по-видимому, ей все равно пришлось бы уйти после того, как Келли покинул Белый дом в первых числах января.
Кстати говоря, несмотря на свою известную падкость на женщин, сам Трамп вряд ли бы назначил Нильсен на должность руководителя такого могущественного ведомства (более 240 тыс. служащих, бюджет в $40,6 млрд, третье по величине министерство после Пентагона и департамента по делам ветеранов). Потому что она ведь работала помощником президента при Джордже Буше-младшем и одним из директоров совета по внутренней безопасности, созданного, как и министерство, в ответ на теракт 11 сентября 2001 г. А после работы в той администрации Нильсен (кстати, типичный бенефициар эпохи 90-х) была сотрудницей Мирового экономического форума (то есть Давоса).
Обе эти темы действуют на Трампа, как красная тряпка на быка, ведь с его точки зрения теракт 9/11 - дело непонятное, Буш-младший втравил Америку в разнообразные войны (вместо того, чтобы строить небоскребы в Москве), а Давос - это сборище глобалистов, неудивительно, что даже рифмуется с "Сорос".
Однако, как известно, особенного выбора у Трампа не было - тут он доверился Келли (который прошел иракскую кампанию, но стал крупным военачальником при Обаме) и сделал Нильсен министром, притом что ее должен был утверждать Сенат (как и всех членов кабинета), и сделал это с запасом.
По-видимому, демократы были рады дополнительному человеку с неким опытом, вышедшему не из бутлегеров. Впрочем, трудно вспомнить, чтобы Трамп был хотя бы в какой-то момент доволен миграционной ситуацией - шишки падали на Нильсен весь 2018 г., тем более что, судя по ее заявлениям, министру пришлось лавировать между Белым домом и законодателями. А президенту Трампу, как мы увидели из дела Майкла Коэна, такое не нравится - если это нужно для защиты президента, его подчиненный обязан признать себя даже членом Ку-клукс-клана.
Нильсен же придерживалась ровной линии, при этом честно боролась с "караваном беженцев" и прочими "фантастическими тварями" 45-го президентства.
Тем не менее на дворе - начало президентской кампании 2020 г., и за неимением лучшего миграция вновь будет сделана одной из главных тем. И "ядерному" избирателю нужно как-то объяснить, почему, несмотря на все усилия доброго патриота Трампа, Америка все еще не выглядит как Северный полюс в солнечный день. Логичный ответ - интриги внутреннего врага, "глубокого государства", "пятой колонны", саботирующей или извращающей указания президента.
Уволить нельзя оставить
С этой коннотацией Трамп и уволил Нильсен - хотя пока что все еще в должности, поскольку, являясь светилом компетентности в государственном управлении и законодательстве, далее он нагородил легальных коллизий. Где же президент дал маху? В отличие от случаев, когда он назначал и.о. генпрокурора Мэтью Витекера или начальником службы защиты прав потребителей нынешнего главу Белого дома Майка Малвэни, - у министерства внутренних дел есть устав, согласно которому следующим и.о. должна стать и.о. заместителя секретаря ("старший исполняющий обязанности чиновник") Клэр М. Грэйди. Поскольку, несмотря на то что она госслужащий, она при этом политический назначенец, соответственно, президент может лично ее уволить. И вряд ли кто-то сомневается, что сделает. Правда, сама по себе заминка позабавила прессу и Конгресс, поскольку показала - приближаясь к двум с половиной годам на должности, президент "и его молодая команда" мало продвинулись в знании американских законов.
Трамп намерен поставить на эту должность начальника (комиссара) таможни и пограничной службы Кевина МакАлинана, сравнительно молодого выходца из ирландско-финской семьи, сменившего частную юридическую практику на ФБР в 2001 г. из патриотических побуждений. МакАлинан, собственно, и создал нынешнюю службу охраны таможен и границы, несколько раз возглавлял крупнейшие аэропорты страны и в определенные периоды одновременно управлял американской инфраструктурой в десятках стран. С января 2017 г. он вновь возглавляет всю эту службу, ключевым сюжетом жизнедеятельности которой в президентство Трампа стало патрулирование юго-западной границы.
Ведь, как ни парадоксально, именно при Трампе миграционное давление на эту границу США стало усиливаться - и не в последнюю очередь благодаря ослаблению американского внешнеполитического влияния в регионе. К примеру, похоже, кроме Бразилии и Боливии (да и то, нерешительность Вашингтона в венесуэльской ситуации может это испортить), у США не осталось партнеров в Латинской Америке.
Нынешнее мексиканское руководство вообще рассматривает транзит миграции как определенное оружие против США. Президент Лопес Обрадор иногда говорит об этом то в шутку, то всерьез. Но при этом попыток сменить власть в Мехико, как видим, не наблюдается, поэтому не только в Латинской Америке, но и в мире начинают относиться к угрозам со стороны США как к передаче точного времени по радио.
В этой сложной ситуации Кирстен Нильсен может радоваться, что избавлена от такой сложной ноши, а Кевин МакАлинан - вздыхать, что именно ему она досталась. Ведь палата представителей Конгресса сегодня в упор не воспринимает никакие заявления и действия президента - даже когда караван беженцев расположится на лужайке Белого дома, конгрессмены будут лишь посмеиваться. Нарастает сопротивление правоконсервативному курсу и в судебной системе - так, как будто в ответ на увольнение Нильсен судья в Сан-Франциско запретил высылать мигрантов в Мексику ждать решений по своим делам. Конечно, рано или поздно этот вопрос дойдет до Верховного суда, а там Трамп обеспечил себе большинство. Теперь, похоже, ему нужна еще одна подчиненная президенту вертикаль - все-таки не доверяет Трамп ФБР, ЦРУ, АНБ и другим силовым ведомствам. Правда, сам по себе МакАлинан вовсе не выглядит фанатиком, нередко соглашаясь с критикой со стороны прессы, оппозиции или других служб. Отсюда и вопрос - сколько он продержится на этой должности, где будет уже четвертым при Трампе?
Ком проблем, порождаемый как миграцией, так и борьбой с ней, приводит к тому, что в своих начавшихся кампаниях кандидаты в президенты от демократов стали говорить о федеральных программах развития инфраструктуры (здесь у Трампа полный провал) времен Франклина Д. Рузвельта, а не о миграции. Миграцию Демпартия оставит Трампу, вероятно, чтобы он успел с ней надоесть до ноября 2020 г. Думается, чтобы информационно смазать эту ситуацию, правительство США предложило новые защитные тарифы против европейских товаров. Чтобы теперь обсуждали вот это, а не запутавшийся клубок миграционных вопросов, утечку из следствия Мюллера, расследование Конгресса и гонки политиков-демократов. Потом, по-видимому, будут обсуждать переговоры с Китаем...
Тем временем мигранты будут продолжать идти, лететь и плыть в США, как уже происходит 240 лет подряд и будет происходить дальше, пока существует многократный перепад в развитии между Соединенными Штатами и многими другими странами мира. Кадровыми решениями эту проблему, увы, не решишь.