Военные инструкторы ЕС в Украине. Решится ли Брюссель бросить вызов Кремлю?
Россия ожидаемо в штыки восприняла идею Евросоюза создать в Киеве военно-учебный центр
В европейском, в том числе украинском, и российском информпространстве идет активное обсуждение сообщения газеты Welt am Sonntag о возможном создании в Украине военно-учебной миссии Европейского Союза.
В действительности же соответствующая информация появилась несколько раньше — в публикации "Радио Свобода", которое со ссылкой на внутренний документ внешнеполитической службы ЕС еще 16 сентября сообщило о том, что ЕС подумывает создать такую миссию с аббревиатурой EUATM как прямой ответ на эскалацию конфликта, созданную Россией ранее в этом году на украинской границе.
Помимо собственно центра для обучения украинских военных в документе указаны и другие варианты такого рода сотрудничества с Киевом. Правда, куда более компромиссные: к примеру, попросту расширить действующую гражданскую миссию ЕС в Киеве, добавив военно-учебный элемент. Или же отправить европейских экспертов в этой сфере в представительство ЕС в Киеве.
Впрочем, особого резонанса материал "Радио Свобода" не вызвал. Разве что отчасти реакцией на эту новость можно считать прозвучавшие в унисон из Минска и Москвы "страшилки" о базах НАТО в Украине и готовности этому противодействовать.
В целом такого размаха в обсуждении идея ЕС с военно-учебным центром, как есть сейчас, все же не наблюдалось.
Судя по всему, по той простой причине, что в тот момент руководство России как раз с головой окунулось в парламентские выборы, больше заботясь о "правильных" цифрах в протоколах голосования.
А затем, фактически сразу, состоялись не менее долгожданные выборы уже в парламент Германии. К ним было приковано внимание и ЕС, и США, и Киева, и Москвы в виду их значения для будущего Европы, отношений между ЕС и Россией, между ЕС и Украиной, между ЕС и США.
По их завершению тема снова ожила и заиграла буйством красок.
Министерство иностранных дел Украины оперативно подтвердило, что Киев и Брюссель обсуждают формирование EUATM в дополнение к действующей гражданской миссии EUAM, что "соответствует стратегическим интересам как Украины, так и ЕС".
Поскольку планы получили публичную огласку, Брюссель тоже был вынужден обозначить свою позицию. Но ограничился осторожным комментарием спикера Еврокомиссии Набили Массрали: "ЕС изучает пути повышения устойчивости Украины, переговоры по возможным мерам поддержки продолжаются".
Отреагировали и в Москве. Не только обилием публикацией в рунете, но и комментариями говорящих голов режима. Озвучивать московское "фе" поручили главе думского комитета по международным делам Леониду Слуцкому, который в своем Telegram-канале разродился завуалированными и не очень угрозами в адрес Европейского Союза.
Например, комментируя тезис о том, что посредством создания миссии в Киеве ЕС реагирует на военную угрозу со стороны России, в частности во время недавних учений "Запад-2021", Слуцкий отметил, что, мол, на своей территории (к которой в Москве теперь явно относят и Беларусь) можем и будем делать, что захотим.
С другой стороны, за этой стандартной отповедью российского чиновника проступала и плохо скрываемая тревога — депутат Госдумы несколько раз посоветовал Брюсселю заставить Киев выполнять "Минские соглашения" вместо того, чтобы направлять в Украину военных инструкторов.
Германский фактор
Вопрос создания военно-учебного центра ЕС в Украине на самом деле стал триггером не только для России. Но — и для Германии. Причем (важный нюанс) стал он таковым с подачи именно немецкого СМИ — Welt am Sonntag.
Выборы в Бундестаг состоялись, победители и примерный расклад сил в нижней палате парламента ФРГ уже ясны. Сейчас идет непростой процесс формирования коалиции "светофор" — Социал-демократическая партия (СДПГ), Свободная демократическая партия (СвДП) и "Союз 90/Зеленые".
Переговорный процесс может быть довольно продолжительным по причине наличия спорных для их участников моментов в программах партий.
Так, СДПГ склонна к налаживанию диалога и взаимовыгодному партнерству с Кремлем, "Зеленые" выступают против этого, в том числе и против "Северного потока-2", предлагая в то же время поставлять оружие Киеву.
Что касается СвДП, то либералам, отстаивающим интересы крупного бизнеса, нужно прийти к соглашению с эсдеками по налоговой политике.
И пока они договариваются, другие парламентские игроки, оставшиеся за бортом коалиционных переговоров, спешат засветиться, обозначив со своей позицией по украинскому вопросу.
Так, партия уходящего канцлера Ангелы Меркель — "Христианско-демократический союз" — поддержала EUATM.
Спикер ХДС Юрген Хардт подчеркнул, что "хорошо обученные украинские вооруженные силы" — в интересах Германии, поскольку являются "сдерживающим фактором" для боевиков и российских наемников.
Российские политические прокси — "Левые" и АдГ — ожидаемо выступили против.
Лидер "Левых" Сюзанне Хенниг-Вельзов завела старую песню о том, что вместо обучения украинских военных, которое может спровоцировать эскалацию конфликта, нужно полагаться сугубо на дипломатию — на прямые переговоры между Украиной и Россией.
Полную солидарность с немецкими левыми продемонстрировала и глава фракции ультраправой АДГ Алис Вайдель, также ратуя за роль посредника для Германии и пугая немцев вовлечением в "военный конфликт".
Для ХДС как оппозиции EUATM — это возможность заполучить неплохой повод для критики эсдеков, а также АдГ и "Левых" за откровенное подыгрывание интересам Кремля вместо поддержки решений Евросоюза, если новое федеральное правительство во главе с СДПГ будет игнорировать или вовсе выступит против инициативы.
Запнется или доведет дело до конца
В Брюсселе поддержка EUATM, судя по цитатам из внутренней документации, опубликованным "Радио Свобода" и Welt am Sonntag, имеется.
Аргументация ведомства Жозепа Борреля вполне логична. Создание в Украине подобного центра станет серьезным, причем не декларативным и не кулуарным шагом для ЕС в его поддержке Киева.
Во-первых, заметим, что в Европе функционирует лишь один подобный военно-учебный центр — в Литве, где с европейцами также взаимодействуют Великобритания, Канада и Соединенные Штаты. Во-вторых, открытие миссии в Украине станет четкой демонстрацией внешнеполитических приоритетов Евросоюза. И если Брюссель решится на такой ход, то он ознаменует новый этап сотрудничества, которое выйдет за рамки политического и экономического.
С другой стороны, обтекаемый, осторожный комментарий Брюсселя не дает представления о том, какие настроения царят в высоких кабинетах органов власти ЕС и к какому решению его руководство может прийти.
Определенно на него окажут влияние лидеры Евросоюза — те же Германия и Франция. И есть основания предполагать, что в конечном итоге Брюссель под их давлением предложит Киеву половинчатое решение — расширить действующую консультативную миссию.
Основания же для такого поворота следующие: извечная боязнь ЕС спровоцировать Москву; тактика малых шагов и поддержания диалога с Кремлем, пусть даже если и диалога как такового и нет вовсе. Но даже разговоры о том, что его имитация может быть полностью свернута, воспринимаются в Брюсселе очень болезненно (см. пункт 1).
Потому сейчас очень важно, кто же окажется убедительнее, напористее и красноречивее, Украина и ее партнеры или Россия и сторонники замирения с Кремлем в ЕС.
Если страхи окажутся сильнее приоритетов и ценностей, то тогда Киеву будет целесообразно обсуждать альтернативный — более локальный вариант — с европейскими союзниками в лице Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Словакии, Чехии. То есть с теми странами, с которыми Варшава ранее предложила создать общий дипломатический формат в связи с осложнением ситуации в регионе.