Новый этап битвы за Арктику. Смогут ли американские субмарины в Норвегии умерить аппетиты России

Норвегия и США намерены снова открыть военную базу по соседству с Россией. Москва пытается этому помешать

Подводная лодка США USS Seawolf (SSN-21) у берегов Норвегии / US Navy

В конце прошлой недели в СМИ появилась новость о намерении Осло возобновить работу базы ВМС Норвегии Олавсверн, в 15 км от города Тромсе и примерно в 500 км от базы российских подлодок на Кольском полуострове. Мало того, как сообщает норвежский телеканал NRK, по итогам встречи с делегацией из США, состоявшейся 9 октября в Минобороны Норвегии, доступ к базе получат три американские субмарины, которым уже позволили заходить в коммерческий порт Гретсунд, расположенный к северу от Тромсе. 

Однако именно Олавсверн, которую в последнее время несколько раз посещали представители ВМС США, — это главный приз.

Если обратимся к истории возникновения и функционирования этой базы, станет ясно почему.

Олавсверн — это огромный комплекс, общей площадью 25 тыс. кв. м, который союзники по НАТО — Норвегия, США, Великобритания — построили в разгар холодной войны в 1967 г.

База вырублена в скалах и имеет сухие подземные доки площадью 2,5 тыс. кв. м. для субмарин и надводных кораблей. Американских, к слову.

Подземные доки бывшей военно-морской базы ВМС Норвегии Олавсверн

Американцы также отвечали за технологическое оснащение базы, норвежцы — за прокладку тоннелей, а британцы занимались обеспечением безопасности.

В наземной ее части находились казармы, складские помещения, кабинеты офицеров, залы заседаний и т.д.

Тоннели базы Олавсверн

База Олавсверн обошлась союзникам в немалые по тем временам почти $500 млн и была важным сдерживающим фактором для СССР.

Однако по мере того, как отношения между Западом и Москвой стабилизировались, пропадал интерес и к базе. Пока, наконец, в 2002 г. правительство нынешнего генсека НАТО, а тогда премьера Норвегии Йенса Столтенберга, не приняло решение лишить Олавсверн статуса военно-морской базы.

Спустя семь лет база была закрыта, а еще через два года, в 2011-м, бывшую уже базу выставили на продажу на платформе finn.no (eBay).

База для российских судов

Власти хотели выручить хотя бы $17,5 млн, однако за такие деньги желающих косплеить мировых злодеев с собственной секретной базой не нашлось.

Лишь когда цена была снижена до $6,5 млн ее приобрела компания Triko AS, на то время никому неизвестного бизнесмена — 56-летнего Гуннара Вильгельмсена из Тромсе.

Он выстроил свой бизнес в этом же городе, где и родился, начав работать с отцом, с которым они владели 11 магазинами на севере страны. После он с тремя братьями создал компанию Triko Eiendom, которая и объединила всю небольшую бизнес-империю, пока не вышел в высший эшелон, купив бывшую военно-морскую базу.

Для управления и ведения дел (фрахт, аренда помещений и доков) создали компанию Olavsvern Group Ltd.

Одним из первых клиентов Вильгельмсена в 2014 г., т.е. когда Россия уже аннексировала Крым и вторглась на Донбасс, стала российская компания "Севморнефтегеофизика", которая входит в состав государственного холдинга "Росгеология" и занимается геологической разведкой, в том числе по контрактам "Газпрома", в северных водах.

Научно-исследовательские суда "Севморнефтегеофизики" "Академик Немчинов" и "Академик Шатский" получили возможность останавливаться в доках бывшей базы НАТО. И, понятное дело, россияне также имели возможность изучить ее вдоль и поперек.

Чего наворотили

Присутствие там россиян, мягко говоря, норвежских военных расстроило.

Так, в апреле 2015 г. экс-командующий северными силами страны, вице-адмирал Эйнар Скорген говорил в комментарии AFP: "Мы продали единственную достойную базу подлодок. Это чистое безумие. Мы лишили себя важнейшего плацдарма и заставили свои субмарины проделывать сотни дополнительных миль от своих баз. У нас с Россией общая граница в Баренцевом море. Очевидно, что наш военно-морской флот должен быть размещен на морской базе в Арктике".

По мере того, как россияне, пользуясь моментом, наращивали свое присутствие в Северной Атлантике и Северном Ледовитом океане, в Осло все лучше понимали, что дали маху с продажей своей уникальной базы.

В 2019 г. правительство начало переговоры с Вильгельмсеном относительно продажи или аренды объекта.

Стоит заметить, что дела у его компании Triko AS шли не лучшим образом. Судя по данным платформы proff, прибыль начала снижаться примерно с 2017 г., видимо поэтому Вильгельмсен принял предложение властей.

В том же 2019 г. контрольный пакет акций, 66%, Olavsvern Group Ltd по запросу Отделения службы тыла вооруженных сил (Forsvarets logistikkorganisasjon) приобрела WilNor Governmental Services Ltd, дочерняя компания Wilhelmsen Group (фамилия довольно распространенная).

WilNor Governmental Services Ltd с 2015 г. является поставщиком материально-технических услуг для вооруженных сил Норвегии и ее союзников.

Теперь через WGS НАТО вернет контроль над базой с 1 января 2021 г., когда запланировано изменение структуры собственности Olavsvern Group.

Экологи—правоведы

Этому очень активно сопротивляются местные власти Тромсе, где россияне наряду с саамами и финнами — однио из крупнейших национальных меньшинств.

А мэром Тромсе с 2019 г. является… Гуннар Вильгельмсен, член Лейбористской партии.

От участия в обсуждении он самоустранился, поручив вести информационную войну с правительством Норвегии своим подчиненным — заму Малене Братен, муниципальному директору Тромсе Мари Эноксен Хульт, лидеру фракции лейбористов Ярле Хайтманну.

У них два аргумента против появления на базе близ Тромсе американских субмарин.

Первый: как пишет издание Klassekampen, муниципальный директор Тромсе Мари Эноксен Хульт заявила ранее, что никакого письменного соглашения относительно захода американских АПЛ в Олавсверн между Минобороны и ВМС США не существует. А потому город с решением правительства не согласится.

Второй аргумент против — это разные подходы к трактовке закона о портах. Согласно Статье 27, местные власти обязаны принимать все типы кораблей.

Однако муниципалитет Тромсе полагает, что вправе отказать судам с реакторами, поскольку они представляют угрозу для экологии и города. В чем с ним согласен глава норвежского "Гринписа" Фроде Плейм.

Такие же аргументы приводит и член стортинга от леворадикальной партии Rødt ("Красные") Йенс Ингвальд Ольсен.

При этом также апеллирует к тому, что в порт будут заходить атомные подводные лодки, способные нести ядерное оружие (к слову, на базе предусмотрены арсеналы для его хранения).

Одно дело, по словам Ольсена, когда в Тромсе приходят немецкий парусник "Роальд Амундсмен" или российские траулеры (кстати один такой траулер, "Арктик лайон", завалился в порту 28 июля 2020 г.); а другое — АПЛ с ядерным оружием. 

Он единственный представитель "Красных" в стортинге Тромсе. Но за ним стоит лидер всей партии Бьернар Мокснес, который является членом национального парламента и делает аналогичные заявления об американских субмаринах и давлении НАТО на Осло.

Во-вторых, у лейбористов в стортинге (парламенте) Тромсе самая многочисленная фракция — 49 из 169 мандатов.

Итого, как минимум треть, законодателей будут сопротивляться планам правительства, США и НАТО.

Что, безусловно, на руку Москве. Если она этой самой рукой по локоть не влезла во внутреннюю политику города Тромсе.

Хакеров спустили с поводка

Еще в мае этого года Норвегия не проявила интереса к визиту Шестого флота ВМС США и британского корабля в Баренцево море. Глава Минобороны Норвегии Франк Бакке-Йенсен тогда говорил, что это, мол, все, конечно, интересно, но в сферу приоритетов страны участие в таких миссиях не входит.

Менее чем через полгода, в начале сентября, отношение кардинально изменилось. Норвежский фрегат KNM Thor Heyerdahl, американский эсминец USS Ross и британский фрегат HMS Sutherland вместе отправились в Баренцево море — к экономической зоне России.

Несколько ранее, 17 августа, в Тромсе после 50 дней патрулирования в северных водах зашел другой американский эсминец —USS Roosevelt.

Спустя пять дней там же обозначила себя подводная лодка США USS Seawolf (SSN-21), которая вообще, заметим, очень редко дает о себе знать и действует тайно.

Но в данном случае она не просто всплыла. Об этом на весь мир объявило командование Шестого флота ВМС США. Что вообще до сих пор было нонсенсом.

И в то же время, это явный месседж Москве. А также, как оказалось, и зондирование ситуации с целью определить уровень реагирования РФ.

Кремль, судя по всему, наживку заглотил. Ведь через три дни после всплытия у Тромсе американской АПЛ норвежский парламент подвергся масштабной кибератаке, в результате которой была взломана электронная почта ряда депутатов и работников.

Хакеры, сообщает NRK, сумели выкрасть некоторые данные. Какие — не сообщается, однако в Осло полагают, что за атакой стояли российские хакеры, которые имеют опыт в такого рода "взаимодействии" с законодательными органами европейских стран. В 2015 г., например, кибератаке подвергся Бундестаг.

Подводная лодка США USS Seawolf (SSN-21)

Занервничали

Если сопоставить все эти события, очень похоже на то, что Москва очень серьезно воспринимает последние телодвижения союзников по НАТО, включая возвращение контроля над базой Олавсверн, которая еще не так давно была пристанищем для российских судов.

Эти суда сейчас, нужно подчеркнуть, для "Газпрома" участвуют в геологической разведке в Северном Ледовитом океане.

В августе 2015 г., т.е. после того, как получила доступ к Олавсверну, Россия направила в комиссию ООН заявку на расширение границ континентального шельфа в Арктике на 1,2 млн кв. км., где, по оценкам экспертов, может находиться порядка 4,9 млрд тонн углеводородов.

Чтобы подкрепить заявку конкретными данными, флот "Росгеологии" участвует в изучении региона.

Так, вышеупомянутый "Академик Немчинов", а также еще одно судно "Росгеологии" — "Академик Примаков" с 2019 г. работают в Карском море, окраинном море Северного Ледовитого. 

14 октября 2020 г. разведку в северной части моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря Северного Ледовитого океана завершило судно "Академик Лазарев".

Тот факт, что Осло в связке с Вашингтоном решил снова обжиться на базе возле Тромсе, может свидетельствовать о намерениях ограничить аппетиты России в высоких широтах. То есть, фактически речь идет о новом этапе соперничества за ресурсы Арктики.

Во-вторых, Олавсверн имеет стратегическое значение, поскольку, повторимся, от нее рукой подать до Кольского полуострова и Баренцева моря, где россияне периодически роняют в воду свои суперсовременные ракеты. И обнародование планов возврата сюда американцев может быть, помимо всего прочего, связано с попыткой Вашингтона усилить стартовые позиции в переговорах о дальнейшей судьбе третьего Договора о стратегических наступательных вооружениях (ДСНВ-3), срок действия которого истекает 5 февраля 2021 года.

Тромсе в этом смысле важен, поскольку на Кольском полуострове базируются российские подлодки и корабли.

В частности, в Мотовском заливе, а именно в Западной Лице дислоцируется многоцелевая подводная лодка 4-го поколения "Северодвинск"; в другой бухте — в Видяево — находятся несколько АПЛ проекта 941 "Акула", АПЛ "Барракуда" и одна ударная подводная лодка класса "Щука" (дизель).

Несколько восточнее, в Гаджиево, базируются шесть АПЛ 667БДРМ "Дельфин" и две АПЛ 4—го поколения проекта 955 "Борей". 

Кроме того, в регионе расположены пять хранилищ ядерных боеголовок 12-го Главного управления Министерства обороны РФ, отвечающего за ядерно—техническое обеспечение и безопасность.

И, в-третьих, Олавсверн — это де-факто ворота в Северную Атлантику, куда как к себе домой повадились ходить российские субмарины. Что уже несколько лет является поводом для беспокойства для НАТО.

Возвращение же базы позволит усилить контроль НАТО в регионе и в случае необходимости даст им возможность эти самые ворота захлопнуть перед носом Северного флота России по линии Великобритания—Исландия—Гренландия оперативно.