• USD 41.9
  • EUR 44
  • GBP 53.3
Спецпроекты

Ядовитый обычай. Зачем Путин полез в трусы Навального и почему это неудивительно

Государственное отравительство – давняя советская традиция, любовно возрожденная в современной России

Сторонник Алексея Навального
Сторонник Алексея Навального / twitter Лев Гяммер
Реклама на dsnews.ua

Точная дата создания лаборатории для изучения и разработки новых боевых отравляющих веществ, первоначально названной "Специальный кабинет", сегодня неизвестна. Во всяком случае, она была открыта не позднее 1921 года, и первое время работала, что известно уже совершенно точно, по прямым указаниям Ленина, занимаясь разработкой боевых отравляющих веществ (ОВ). Таким образом, идея травить врагов Кремля — ровесница постромановской России, и, в силу этого, для россиян привычна. Она не вызывает у них ни малейшего отторжения и воспринимается как норма: ну, приказали отравить — мы и отравили, и ну что тут такого? Именно обыденность отравительства в российских реалиях, а вовсе не детали операции и стали главным публичным открытием, сделанным Алексеем Навальным, раскрутившим на телефонные признания одного из исполнителей своего отравления.

Что сказал Кудрявцев

Используя программу подмены номера, Алексей Навальный выдал себя в телефонном разговоре за помощника главы ФСБ Николая Патрушева, готовящего доклад о прошедшей операции, и заставил военного химика из ведомственного НИИ криминалистики ФСБ Константина Кудрявцева признаться в том, что тот участвовал в попытке отравить политика, а затем помогал скрывать следы совершенного преступления. Запись разговора появилась на сайте Навального.

Я позвонил своему убийце. Он признался

Итак, можно считать доказанным, что группа сотрудников ФСБ, притом, именно специалистов-химиков и медиков, долгое время следившая за Навальным, в какой-то момент действительно получила приказ его отравить. Конечно, в этой истории по-прежнему много сомнительного и неясного, но есть Кудрявцев, признавшийся по телефону в том, что он знал о готовящемся отравлении, и предположивший в разговоре с "помощником Патрушева", что Навальный остался жив, поскольку все испортили пилоты, слишком быстро посадившие самолет, а также врачи омских "скорой" и больницы. Очевидно, что Кудрявцев был простым исполнителем, приготовившим раствор для пропитывания им трусов Навального, а затем смывавшим с них и с другой похищенной одежды Навального, уже попавшего в больницу, следы яда. Он мог и не знать всех деталей и целей операции, но сам факт "приказали – отравили" обсуждался им совершенно непринужденно. Причем это реальный человек, живущий в Москве, по известному адресу, легко опознаваемый по голосу и фото.

Какую контрверсию в итоге примет Кремль? Здесь возможны два варианта. Либо это постановка Навального, а Кудрявцев да, реальный человек, но вовсе не работник ФСБ, а подставное лицо, сыгравшее роль работника "по заказу западных спецслужб"? Либо это, опять же, постановка Навального, но никакого Кудрявцева вообще никогда не было: фото создано в фотошопе либо взято из фотобанка, а голос может принадлежать кому угодно. Пока что в Кремле взяли паузу, предоставив отдуваться центру общественных связей ФСБ, где уже заявили, что "использование способа подмены номера абонента — известный прием иностранных спецслужб, ранее не раз апробированный в антироссийских акциях, позволяющий исключить возможность установки реальных участников разговора", и что в ФСБ уже начали проверку, по результатам которой действиям Навального "будет дана процессуальная оценка".

Где сейчас Кудрявцев и жив ли он вообще – неизвестно. Возможно, сидит в московской квартире в ожидании решения своей судьбы, а, возможно кается на допросе, убеждая следователей, что произошла чудовищная ошибка, и кто же, в самом деле, мог знать, что номер с коммутатора ФСБ – поддельный. Что с ним станется – неясно. Конечно, профессионального отравителя в любом случае нисколько не жаль, но полностью стереть человека, равно как и выдать реального работника ФСБ за подставного, в наше время сложно. Очень уж трудно будет уничтожить все следы – хоть что-нибудь да останется и всплывет в самый неподходящий момент. К тому же у Кремля слишком обширный бэкграунд такого рода мокрых дел, и любые его оправдания априори не вызывают доверия.

Реклама на dsnews.ua

Таким образом, хотя в деталях этой истории по-прежнему остается много неясного, тот факт, что в России, на официальном уровне существует практика тайных убийств неугодных Кремлю лиц при помощи ядов, в целом можно считать доказанным. Причем, что принципиально важно, такая практика существует "здесь и сейчас", в настоящем времени, продолжая традицию столетней давности, и для ее реализации держат штат узкопрофильных специалистов. Да, все это всегда было очевидно, и, по большому счету, особой новости тут нет. Но очевидность – это одно, а доказанность – несколько другое.  

Советское наследие

В 1926 году, с приходом в ОГПУ нового председателя Вячеслава Менжинского, Кабинет, ставший Лабораторией №1, был передан под его полный контроль. Начиная примерно с 1933 года работа над боевыми ОВ была передана другим структурам, а Лаборатория №1 сосредоточилась на ядах для тайных операций. В 1937 году ее главой стал Григорий Моисеевич Майрановский, приступивший к экспериментам над осужденными к смертной казни. Именно при Майрановском Лаборатория №1 достигла впечатляющих успехов. В числе ее удачных операций были убийства Степана Бандеры и Льва Ребета. Впрочем, это известные персоны, общий же счет жертв шел, вероятно, на сотни, а погибших подопытных — на тысячи.

Два отравителя из двух эпох: слева - Григорий Майрановский, справа - Константин Кудрявцев
Два отравителя из двух эпох: слева - Григорий Майрановский, справа - Константин Кудрявцев

Майрановский, как один из людей, приближенных к Берии, был снят с должности при Хрущеве, проходил свидетелем по ряду дел, был осужден на 10 лет, в 1962 году освободился и отправился в изгнание в Махачкалу, где работал в одном из местных НИИ, а в 1964 умер от сердечного приступа, который так успешно имитировали его яды. Но Лаборатория №1, переименованная для заметания следов в Лабораторию №12, не прекращала работу ни на минуту, и на закате СССР была передана в Центральный НИИ спецтехники при КГБ. Рицин, разработанный еще при Майрановском, использовался при покушениях на Александра Солженицына, премьер-министра Афганистана Хафизуллу Амина (оба выжили) и болгарского писателя Георгия Маркова (погиб). След Лаборатории № 12 затерялся в 80-е, и было непонятно, сохранилась ли она в том или ином виде. Но в дальнейшем выяснилось, что сохранилась, и продолжает успешно работать: возможные свидетельства тому — попытки отравления Юрия Щекочихина (успешная, 2003), Анны Политковской (неудачная, 2004), Александра Литвиненко (успешная, 2006). А также несколько случаев с отравленными, но выжившими, самые известные – Емельян Гебрев и Сергей Скрипаль. Однако, как уже было сказано, знать – одно дело, а доказать – другое. И, вот, Алексей Навальный раздобыл доказательства того, что наследники Майрановского живут и работают в путинской России.

Чья это игра

Тем не менее версия Навального как героя-одиночки, мало-помалу обросшего последователями и создавшего негосударственную структуру, противостоящую российскому государству, выглядит сомнительной. Зато версии о внутренней борьбе в российских верхах находят все новые подтверждения.

По одной из таких версий, глава Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин, видя, что Путин в ближайшее время может завершить политическую карьеру, решил предпринять попытку занять его место. С этой целью он делает тайные шаги для сближения с Западом, в том числе и в связи с делом Навального, намеренно ухудшая положение Путина историей с отравлением широко известного оппозиционера.

Об этом говорит, к примеру, и то, что, российский проект The Insider, один из участников совместного с Bellingcat и CNN при участии Der Spiegel, расследования, установившего имена, звания и даже домашние адреса сотрудников ФСБ, отравивших Навального, часто пишет о провалах сотрудников ГРУ и ФСБ, но никогда не трогает СВР. Такая избирательность, наряду с неуязвимостью The Insider, избегающего блокировок в России, наводит на мысль о том, что сайт этот — проект СВР, а, возможно, и лично Нарышкина, созданный для борьбы с конкурентами из ГРУ и ФСБ.

Борьба конкурирующих российских спецслужб объясняет и тот странный факт, что группа профессиональных отравителей из сверхсекретного подразделения ФСБ, действия которой обеспечивали нескольких секретных НИИ, не смогла ни убить Навального с первой попытки в Томске, ни добить его в омской больнице, перед отправкой в Германию, чтобы списать смерть в самолете на ошибку немецких врачей.

Впрочем, все эти предположения — а это пока все-таки предположения — нисколько не умоляют значимости проведенного расследования и блестящего "взлома" Кудрявцева.

И последнее. В комментариях в связи с опубликованием разговора "помощника Патрушева" Алексея Навального с Константином Кудрявцевым часто появляются утверждения о том, что современная РФ — никакое не государство, а ОПГ, захватившая целую страну. Это так, но одновременно и не совсем так. Современная РФ — прямой наследник СССР, а вот СССР действительно был территорией, на которой ОПГ, удерживавшая ее под своей властью с 1917 года, имитировала государство. Это очень важное замечание, поскольку Международный трибунал над современной Россией, проведенный по образцу Нюрнбергского процесса, который рано или поздно состоится, не должен ограничиваться несколькими последними десятилетиями.

Копать нужно глубже, начиная с 1917, с преступлений, совершенных Лениным и его приближенными, и уже от них, идя шаг за шагом, доказывать железную преемственность каждой новой генерации советской/российской власти относительно ее предшественников. Без такой глубокой, полной и бескомпромиссной декоммунизации Россия снова и снова будет сваливаться в ностальгию по "вкусному пломбиру", возвращаясь на тот же, кровавый и преступный путь. 

    Реклама на dsnews.ua