Тайны наголо. Как Байден наступил на грабли Трампа
Нынешний президент США оказал большую услугу своему предшественнику и сопернику, так же подставившись на небрежном хранении государственных тайн
В минувшем августе у экс-президента США Дональда Трампа, который вместе со сторонниками готовился к промежуточным выборам и к президентской кампании, стало больше хлопот: вдобавок к расследованиям препятствования выборам в 2020 г., подстрекательства сторонников к штурму Капитолия после проигрыша, а также финансовых махинаций, он попал в скандал из-за ненадлежащего хранения секретных документов в своей резиденции Мар-а-Лаго (Флорида). В общей сложности речь идет о 180 файлах, среди которых, например, информация о ядерных объектах и переписка с Ким Чен Ыном. Часть из этих документов — 20 файлов — Трамп вернул в Национальное управление архивов и документации, однако с возвращением остальных откровенно тянул время. Вернее, он разыграл образ "жертвы преследований" и активно сопротивлялся попыткам федерального правительства получить эти документы. И даже проигнорировал ответную повестку. Однако федералы все же получили эти документы по ордеру от суда в результате обысков, а Трамп получил немалую порцию внимания к своей персоне.
Но прошло несколько месяцев — и Трампу и его окружению повезло. Им подвернулась возможность отразить кейс обысков в Мар-а-Лаго на нынешнего президента Джо Байдена.
2 ноября адвокаты Байдена обнаружили 10 секретных документов времен вице-президентства их клиента в желтой папке из манильской бумаги, обозначенной "Личное". Она лежала в закрытом ящике в его офисе в Центре дипломатии и глобальной помощи имени Пенна-Байдена при Университете Пенсильвании. Это think tank, открытый Байденом в 2018 г., а документы (речи, политические записи по актуальным темам), по данным The New York Times, могли пригодиться в его будущих политических кампаниях в поствицепрезидентский период. Об этом адвокаты сразу сообщили Минюсту США. Но общественность узнала о находке гораздо позже — в первых числах января.
20 декабря еще одна партия документов с грифом была обнаружена уже в резиденции, в гараже, Байденов в штате Делавер — в Уилмингтоне (об этой находке, однако, публику не сообщали). 11 января адвокаты решили исследовать другие помещения и обнаружили еще один документ уже в складском помещении рядом с гаражом. В общей сложности там было 6 файлов — еще пять во время полного обыска в резиденции 20 января нашли агенты ФБР, которых вызвали юристы Байдена.
Конечно, эта история отрицательно сказалась на репутации президента, поскольку речь идет о ненадлежащем обращении и хранении секретных документов, в чем также обвинили и предшественника Байдена. Ситуацию усугубляет то, что демократы устроили довольно агрессивную кампанию шейминга Трампа за небрежное хранение государственных тайн (среди которых, нечего сказать, были и данные, касающиеся ядерных вооружений).
Но еще больше повлияла на общественное мнение стратегия, избранная адвокатами Байдена во главе с опытным Бобом Бауэром, которого характеризуют как адвоката, принципиально "режущего правду-матку" в глаза своего клиента и выстраивающего вполне эффективные стратегии защиты.
Стратегия, реализуемая узким кругом адвокатов и помощников Байдена, заключалась в том, чтобы, как мы уже упомянули, притормозить с обнародованием информации о документах, найденных 20 декабря и 11 января.
Осведомленные источники CNN говорят, что соответствующее решение принял Бауэр, а аргумент был таков: слишком оперативное "рапортование" Минюста о новых документах могли расценить как попытку повлиять на расследование и его подрыв.
Стоит отметить, что ведомство, которое возглавил Меррик Гарленд, долгое время было политизировано, в частности, из-за действий Трампа во время президентства. И Гарленд стремился построить "стену" между Минюстом и Белым домом.
Вероятно, Бауэр и другие адвокаты надеялись, что таким образом улучшат положение как своего клиента-нынешнего президента в контексте стратегии защиты, так и помогут стремлениям Гарленда.
Иными словами, сразу была выбрана тактика дозированного сотрудничества со следствием, потому что когда были найдены первые файлы, юристы поняли, что это в любом случае приведет к репутационным потерям, и избежать скандала не получится.
Конечно, репутационных потерь избежать и не удалось. Тот факт, что у Байдена решили немного подождать с обнародованием сообщения о новых секретных документах, поставило Гарленда в неловкое положение, потому что требовало от него более решительных действий, удовлетворивших представителей политикума, сомневающихся в политической независимости Минюста. В этом направлении он сделал довольно интересный и потенциально эффективный шаг: спецпрокурором по этому делу назначен Роберт Гур, получивший должность федерального прокурора благодаря Дональду Трампу.
Тем не менее, ставка адвокатов Байдена на "дозированные сотрудничество и покаяние" (все документы сразу переданы в Национальный архив) в ущерб должной коммуникации, еще раз отметим, уже ударило по имиджу президента.
В то же время, республиканцы получили мощный инструмент давления на администрацию и Демпартию, поскольку большинство в Палате представителей позволило им инициировать собственное расследование, а также фрагментировать кейс на несколько направлений политических ударов по Байдену.
В частности, глава наблюдательного комитета Палаты представителей Джеймс Комер уже направил запрос в Секретную службу с просьбой предоставить журналы посещений резиденции Байдена в Делавере из-за "отсутствия прозрачности" в Белом доме по поводу этих журналов (сразу вспоминается скандал с засекречиванием журналов во время каденции Трампа). В Секретной службе ответили, что в частной резиденции Байдена таких журналов и нет, о чем он, вероятно, знал.
Во-вторых, глава комитета по иностранным делам Майкл Макколл со своей стороны заинтересовался персоной Энтони Блинкена, который до вступления в должность госсекретаря работал в Центре Пенна-Байдена. Макколл, в частности, интересуется, имел ли он доступ в кабинет Байдена, где хранились секретные документы, а также требует предоставить все "документы и переписки" в период с 1 ноября 2022 г. по 23 января 2023 г. относительно конфиденциальных и тайных файлов в этом think tank и других локациях, связанных с президентом и его семьей.
Параллельно профессор права в Университете Джорджа Вашингтона Джонатан Терли в эфире Fox News, выразив сомнение по поводу мотивов и целесообразности решения адвокатов в отношении документов, также призвал к проведению обыска агентами ФБР в еще одной резиденции действующего президента в Делавере — Рехобот-Бич.
Очевидно, Республиканская партия так просто не выпустит из рук эту "гусыню, несущую золотые яйца", ведь ближе к выборам она может превратиться в огромную свинью для демократов.
Критикуют Байдена за халатность в обращении с секретными документами и собственных однопартийцев.
Но при этом они придерживаются главного правила пиарщиков — не умалчивать и не скрывать самые отрицательные моменты. Тем более что адвокаты и без того это уже сделали. Пусть и не полностью, пользуясь юридическим прагматизмом.
Сейчас представители Демпартии вместе с критикой администрации также широко разъясняют разницу между делами Трампа и Байдена.
Во-первых, это, конечно, количественная разница — более 180 документов в Мар-а-Лаго и несколько десятков у Байдена.
Во-вторых, отмечается поведение Трампа. 45-й президент, еще раз напомним, фактически бегал от федералов, отказывался вернуть секретные документы, и вообще превратил это событие в шоу. Юристы Байдена сразу все документы вернули и сотрудничают с минюстом.
В-третьих, кроме инцидента с секретными документами Трамп имеет другой негативный бекграунд, о котором говорилось в начале статьи — штурм Капитолия, препятствование выборам.
Это все, конечно, да. И демократы избрали верную стратегию поведения. Но с другой стороны, нужно также учитывать и общественное мнение, потому что рядовой американец видит тождество: оба президента ненадлежащим образом отнеслись к государственным тайнам.
С учетом как этого фактора, так и особенностей поведения Трампа эти два дела имеют прежде всего политические последствия. И именно Минюсту сейчас не поздоровится, поскольку прокурорам придется принимать решения, которые потенциально могут привести к усилению трамповского нарратива об "охоте на ведьм" и обвинениях в политизации дел руководством ведомства. То есть, если "прокол" Байдена будет признан просто "проколом", а действия Трампа — преступлением, то можно ожидать новых политических катаклизим в Соединенных Штатах во время президентской кампании.