Венесуэльский Янукович. Сбежит ли Мадуро в Россию

Преемник Уго Чавеса играет в опасные игры со своим народом
Фото: EPA/UPG

Левые Венесуэлы из Единой соцпартии под эгидой непреклонного президента Николаса Мадуро окончательно отрезали себе пути к отступлению. Приговором для Мадуро и Ко, не желающих лишаться власти, стали выборы в альтернативный парламент - Конституционную ассамблею.

Причем el pueblo de Venezuela (народ Венесуэлы), уже год жестко клинчующий с властью, категорически отказался видеть в своей стране и эту ассамблею, и, собственно, изменения в основной закон, которые новый орган должен будет ввести. На референдуме, организованном оппозицией в середине июля, 98% избирателей проголосовали против конституционной реформы. Это как-то подействовало на Мадуро, ставшего изгоем в собственной стране, на континенте, да и в мире? Нет. Как результат, 30 июля проходят выборы - и вместо Национальной ассамблеи с ее 167-ю мандатами появляется Конституционная с 545-ю.

Выборы сопровождались массовыми протестами и новыми жертвами. За два выходных дня погибли 16 человек. Среди жертв - кандидат в новый парламент юрист Хосе Феликс Пинеда, застреленный в ночь перед выборами в своем доме в Сьюдад-Боливаре. Также погиб секретарь оппозиционной партии "Демократическое действие" Рикардо Кампос, и два подростка 13 и 17 лет.

Волеизъявление сопровождалось ограничительными мерами, впрочем, не вызывающими удивления. Мадуро уже дал понять, что просто так не отдаст кресло президента. Поэтому нужно было максимально снизить освещение хода выборов. Особенно оппозиционными и зарубежными СМИ, чтобы не давать повода демонстрантам усилить натиск, несмотря на водометы и дубинки. Для этого правительство запретило многим новостным каналам и СМИ, включая американские, вход на избирательные участки.

Цифры...Цифры - еще один вызывающий вопросы показатель. Например, спикер опальной Нацассамблеи Хулио Борхес в воскресенье на пресс-конференции заявил о крайне низкой явке на выборы. "По нашим подсчетам, и, согласно внутренней информации, поступающей из НИС (Национальный избирательный совет), менее 7% избирателей пришли на участки. Мы говорим о том, что до 15:00 проголосовали немногим более миллиона человек". При этом Борхес очень точно предсказал намерение властей заявить 8,5 млн проголосовавших. И действительно, глава НИС Тибисай Лусена заявила о явке в 41,53% и более 8 млн избирателей.

Однако оппозиция оспаривает эти данные. Она целый день наполняла медиа снимками пустых избирательных участков в разных регионах страны. По их данным, порядка 90% имеющих право голоса не пришли на выборы. Согласно же независимой оценке инвестиционного банка Torino Capital, базирующейся на опросе избирательных центров, подали бюллетени 3,1-4 млн избирателей.

Так или иначе, Каракас заявил, что выборы признаны состоявшимися. В чем разница между двумя ассамблеями и зачем понадобилась новая? Первая сформирована непосредственно сторонниками и лояльными по отношению к президенту людьми. Среди них, например, влиятельный политик Диосдадо Кабельо, некогда даже два дня исполнявший обязанности президента после неудачной попытки переворота против Уго Чавеса. Он же должен был сменить его после смерти, но в обход конституции президентом стал Мадуро. Таких лидеру Венесуэлы, конечно, лучше держать при себе, предложив сохранить пост спикера парламента. Компанию Кабельо в ассамблее составила жена президента Силия Флорес, чьих племянников "взяли" власти США за контрабанду кокаина два года назад. Состав нового парламента в общем будет тем еще.

А понадобился он, чтобы окончательно отобрать полномочия законодателей у оппозиции, которая добилась исторической победы на выборах 2015 года. Эти ребята заставили понервничать левых своими референдумами и импичментами. Поэтому суды, подконтрольные Мадуро, фактически лишили оппозицию власти. И вот следующим, закономерным с точки зрения режима шагом, стало создание альтернативного "раздутого" парламента, который эффективно ликвидирует политическую оппозицию и дает левым полный контроль над страной, которая остается расколотой.

Раскол этот обозначился из-за неэффективной, честно говоря, провальной политики Чавеса  и его последователей, которые не по уму использовали свои крупнейшие разведанные мировые запасы нефти. Вместо того, чтобы вливать полученные сверхприбыли в развитие всех остальных отраслей промышленности (легкой и тяжелой), социальные и коммунальные программы, реформирование услуг государства, эти деньги стали инвестициями в политическое будущее. Власть подкупала бедных рыбой, а не удочками. Падение цен на сырье после агрессии РФ в Украине прикончило венесуэльскую экономику, 85,3% экспорта которой держалось сугубо на нефти. 

И все. После фактической смерти гусыни, несшей золотые яйца, начался хаос: голодные бунты, национализация всего, что работает, отсутствие медицины и прочие "прелести" бездарного управления страной. Оппозиция уже без политической площадки, у нее осталась лишь улица. На очереди генпрокуратура, чьи дорожки с Мадуро разошлись. Генеральный прокурор Луиса Ортега Диас не так давно заявила, что в Венесуэле нет правового государства - оно заменено государством террора: "Венесуэла находится сейчас в наибольшей опасности за всю ее историю как республики, опасности потерять фундаментальные права. Если бы мы находились в правовом государстве, была бы юридическая безопасность, но здесь она разрушена. Мы, скорее, находимся в государстве власти нужно побороться с теми, кто представляет для них угрозу", - сказала Диас.

Это уже даже не диагноз, а приговор режиму Мадуро. Хотя, признаем, он не унывает, пытаясь спасти страну...пардон, власть от того, чему была "подвержена" Украина. Так он и заявил в интервью российским пропагандистам на прошлой неделе: "Если вы можете провести немного более серьезное расследование..., сможете обнаружить..., что происходит в Венесуэле. В Венесуэле мы подвергаемся тому, чему была подвержена Украина". События в Венесуэле и вправду уже давно сравнивают с украинским Майданом. Уже есть и своя Небесная сотня - в латиноамериканской стране погибли, по меньшей мере, 120 человек за месяцы протестов. Но венесуэльский диктатор еще держится на плаву.

Соседи все больше недовольны Каракасом и тем, как власть обращается с людьми. Перу, Колумбия, Аргентина, Мексика, Панама уже заявили, что не признают результатов выборов, а значит, и легитимности действий правительства Венесуэлы. Бразилия в свою очередь призвала "остановить формирование КА", а власти Чили заявили, что "незаконное решение" о проведении выборов "еще сильнее углубило раскол в венесуэльском обществе" и "не решает ни одну из политических, экономических и социальных проблем", с которыми столкнулась страна. Мадуро традиционно поддержали лишь Боливия и Никарагуа.

Остальные соседи готовят определенно серьезный ответ. Так, МИД Перу созвал на 8 августа встречу министров иностранных дел стран региона для обсуждения вопроса о ситуации в Венесуэле и оценить "тот удар, который она (Конституционная ассамблея) нанесла демократии в этой стране". По данным ведомства, в совещании примут участие представители Аргентины, Бразилии, Канады, Чили, Колумбии, Коста-Рики, Гватемалы, Гондураса, Мексики, Панамы и Парагвая. Глава МИД последней Эладио Лоисаги намекнул, что Южноамериканский общий рынок (Меркосур), который ранее временно приостановил членство Каракаса, может окончательно выкинуть Венесуэлу.

Не смолчали и Штаты. Постпред при ООН Никки Хейли назвала выборы "фиктивными" и приближающими страну к диктатуре. Еще на прошлой неделе США расширили венесуэльский санкционный список и готовят новые меры в отношении "архитекторов авторитаризма в Венесуэле, включая тех, кто принимает участие в работе КА". Reuters со ссылкой на свои источники сообщило, что санкции могут коснуться поставок американской сырой нефти, которой Венесуэла разбавляет собственную тяжелую нефть с большей плотностью, а позже отправляет смесь на экспорт. Это будет очень больно.

Как заметил в интервью NYT вашингтонский аналитик Дэвид Смилди, "если другие страны не признают Венесуэлу демократией, им (Мадуро и соратникам) будет сложно выглядеть законной властью". Однако новые санкции в большей степени приблизят полет левых в политическое небытие. И кто знает, может уже скоро Николас Мадуро по примеру Виктора Януковича поселится в Боливии или, вполне возможно, в России, которая испытывает слабость к таким же автократам, как и хозяин Кремля.