Валерий Рябых: Последним доводом агонизирующей империи может стать применение ядерного оружия
"ВД" Не так давно уволенный из МГИМО за публичное осуждение оккупации Крыма профессор Андрей Зубов вскользь заявил, что нынешняя ситуация напоминает ему 1914 год накануне сараевского убийства (выстрел Гаврилы Принципа, которым был убит эрцгерцог Франц Фердинанд, стал триггером для мировой войны). Действительно ли можно говорить об угрозе масштабной "канонической" войны глобального масштаба?
В.Р. Наше непростое время может отдаленно напоминать ситуацию и перед Первой, и еще больше - перед Второй мировой войной. Но мне кажется, что триггером для третьей мировой уже стали действия руководства Российской Федерации, которые привели к нарушению Хельсинкского заключительного акта и поставили под угрозу всю глобальную систему безопасности. Думаю, что мир уже давно перешел условную черту, обозначенную в календаре Первой мировой войны выстрелом Гаврилы Принципа, а в хронологии Второй мировой далеко прошли аншлюс Австрии, аннексию Судет и оккупацию Тешинской области Чехословакии и даже нападение Германии на Польшу. Кроме того, с большой уверенностью можно утверждать, что пока обыватели выявляли предвестников третьей мировой, ища аналогии с предыдущими войнами, они незаметно для себя стали ее участниками. И, скорее всего, историографы будущего смогут отнести сегодняшние дни уже к активной фазе третьей мировой войны. Все дело в том, что средства ведения войн сегодня кардинально изменились, и собственно силовой компонент в постъядерном и уже не настолько поляризованном, как ранее, обществе играет не первую скрипку. На первое место выходит такое безжалостное, хотя на первый взгляд и нелетальное оружие, как конкуренция - соревновательность мировоззренческих концепций и экономических систем. Основными средствами достижения целей являются экономика, финансы, дипломатия и информация, наконец. Собственно военные средства сегодня выступают скорее вспомогательными инструментами. И здесь у страны, которая ведет войну инструментами прошлого тысячелетия, шансов выйти из нее победителем нет.
Однако в нынешних условиях цивилизационного столкновения тяжело исключить эскалацию военного противостояния вплоть до применения всего арсенала средств. И тут последним доводом агонизирующей империи может стать даже применение ядерного оружия, чего совершенно нельзя исключать, особенно принимая во внимание риторику российского руководства. Сейчас очень мало оснований для оптимизма. Хотя слабый шанс дает гротескность всего того, что в последнее время демонстрирует Москва.
"ВД" Ревизия границ - это гротеск?
В.Р. Это ящик Пандоры. Теперь Россия сама рискует вскоре стать объектом международного права, которому на вполне законных основаниях будут предъявлены территориальные претензии по возврату земель, исторически принадлежавших другим странам. Более того, неспособность качественно управлять собственными ресурсами и территориями на фоне дефицита ресурсов, перенаселенности на прилегающих территориях и других объективных факторов (даже если не брать во внимание внутренние) ставит РФ как государство под большую угрозу утраты территориальной целостности. А действия российского руководства только способствуют этому.
"ВД" У России нет союзников, а степень благожелательного нейтралитета ее миньонов прямо пропорциональна расстоянию, отделяющему их от российских границ. На что может рассчитывать в этих обстоятельствах Кремль? Иными словами, что для него победа?
В.Р. Прежде нужно разобраться с миньонами России - кого ими можно считать? Является ли тут показательным список стран, которые проголосовали 17 марта 2014 года вместе с РФ против резолюции Генассамблеи ООН в поддержку территориальной целостности Украины? Зимбабве, Венесуэла, Сирия, Куба, Никарагуа, Судан, Беларусь, Армения, Северная Корея и Боливия - какая идеология их объединяет? Или всему причиной поставки российских вооружений и военной техники?
Ревизия границ - это ящик Пандоры. Теперь Россия сама рискует вскоре стать объектом международного права, которому на вполне законных основаниях будут предъявлены территориальные претензии
по возврату земель, исторически принадлежавших другим странам
Относить ли к их числу представителей праворадикальных партий и движений по всей Европе, которые до последнего финансировались из ныне скудеющей реки российских нефтедолларов? Или, например, прошедших подготовку в российских (советских) военных учебных заведениях и до сих пор сохраняющих связь с alma mater саддамовских генералов, ставших идейными вдохновителями и руководителями ИГИЛа?
В мире остается еще достаточно много ретроградно ориентированных персоналий, организаций и идеологий, живущих не счастливым настоящим и перспективным будущим, а героическим прошлым. И это база, на которую опирается российское руководство в своих внешне- и внутриполитических авантюрах. И здесь победой для него может быть относительно продолжительное удержание максимально возможного количества подобных миньонов даже без перспектив расширения их круга - в интересах обеспечения собственной выживаемости.
"ВД" Многие аналитики высказывали мнение, что Владимир Путин - тактик, решающий одну проблему путем создания другой, согласно формуле "ввяжись в бой, а там видно будет". Каковы стратегические цели и задачи, которые ставит перед собой Кремль, и насколько они достижимы?
В.Р. "Ввяжись в бой, а там видно будет" - это действительно образ мышления на тактическом уровне, и эта формула характерна для российского руководства, российских десантников и, наконец, гопников, которые в темной подворотне терроризируют случайную жертву. Эта формула может привести к успешному решению тактической задачи, как, например, в случае с аннексией Крыма, где она также применялась. Однако эта формула совершенно не работает, если тебе противостоит подготовленный противник, который все твои ходы просчитал и ждет подобных действий, как в случае с гопником и каратистом.
Исходя из анализа всего того хаоса действий во внешней и внутренней политике, которые проводит российское руководство, мне кажется, что основной стратегической целью сегодняшнего режима в Москве является максимальное продление срока собственного благополучия. Настолько максимального, насколько хватит терпения населения РФ и мирового сообщества.
"ВД" В последние пару лет российские аналитики муссируют вопрос, станет ли вступаться альянс за своих восточноевропейских членов, находящихся на периферии, если Москва нанесет по ним тактические ядерные удары. А 9 декабря Владимир Путин выразил надежду, что против террористов не придется применять крылатые ракеты "Калибр", оснащенные ядерными боеголовками, и эти слова западные комментаторы истолковали как не очень завуалированную угрозу. Что стоит за такой риторикой? И чего с ее помощью пытается достичь Кремль?
В.Р. Ядерный шантаж - это излюбленный прием Москвы. Тут свое отображение находит персональное понимание российскими руководителями модели поведения в конфликтной ситуации. Питерский пацан в разговоре с оппонентом должен с презрением сплевывать сквозь зубы и размахивать финкой. В этом вся "психологическая соль" нынешней российской конфликтологии.
Мир уже давно перешел условную черту, обозначенную в календаре Первой мировой войны выстрелом Гаврилы Принципа, а в хронологии Второй мировой далеко прошли аншлюс Австрии, аннексию Судет и даже нападение Германии на Польшу. Пока обыватели выявляли предвестников третьей мировой, они уже стали ее участниками
Кроме того, по большому счету Москве, кроме реальных угроз, больше и предъявить-то оппонентам нечего. Не имея инструментов современного противостояния времен третьего тысячелетия (передовых технологий, высокоорганизованной экономики периода информационного общества, финансов), что может противопоставить Россия цивилизационным оппонентам? Цели подобной риторики такие же, как и питерского хулигана, - произвести максимум впечатления и объегорить потенциальную жертву. Ведь с последствиями подобных действий будет справляться уже кто-то другой.
"ВД" Информационная война является едва ли не важнейшей составляющей всех нынешних конфликтов, включая российско-украинский. И в этом поле РФ наносит Украине удар за ударом, генерируя зачастую фейковые информационные поводы быстрее, чем Госдума штампует законы. Мы эти удары слишком часто пропускаем, не замечаем, не успеваем либо вообще не реагируем. Почему? И как это исправить, оставаясь в рамках разумного бюджета?
В.Р. Многое из использованного в арсенале российской пропаганды уже не работает, как в случае с пастушком, который кричал: "Волк! Волк!". Поэтому большинство из выпадов можно просто игнорировать.
Сейчас в большей мере внимания должны заслуживать действия РФ по компрометации Украины перед партнерами и международной общественностью. Поэтому государству нужны четкие и действенные инструменты донесения собственной позиции - как дипломатические, так и информационные. И здесь нужно находить средства и на специализированные информационные продукты, и на продвижение украинской культуры, и на работу с диаспорой, которая должна чувствовать себя частью нашей страны.
Главным инструментом в борьбе с российской пропагандой все же должны стать реальные изменения в нашей стране - в экономике, политике, общественно-социальных отношениях. Они должны найти свое отображение в кардинальном повышении благосостояния народа, уничтожении коррупции, самоорганизации населения и построении высокоразвитого гражданского общества.