Вакцина есть, мозгов нет. Что может отсрочить конец пандемии
Ученые смогли в рекордные сроки создать вакцину от Covid-19. Но в мире слишком многие не желают вакцинироваться
Первой страной на Западе, которая запускает процесс массового вакцинирования граждан от Covid-19, стала Великобритания.
2 декабря Минздрав Соединенного Королевства сообщил, что правительство согласилось с рекомендацией Агентства Великобритании по контролю над оборотом лекарств и медицинских товаров одобрить вакцину, разработанную компаниями Pfizer (США) и BioNTech (Германия), заявленная эффективность которой — 95%.
В ближайшее время британские власти определятся с приоритетным списком, т.е. решат, кто первым начнет получать вакцину, которая будет доступна в медучреждениях страны уже на следующей неделе.
Впрочем, ранее сообщалось, что первыми вакцинированы будут медики и пожилые люди. Большинство же британцев, надеется премьер Борис Джонсон, будут вакцинированы "к Пасхе".
На сегодняшний день британское правительство заказало 40 млн доз вакцины Pfizer/ BioNTech, а также 7 млн доз вакцины американской компании Moderna (эффективность 94,5%) и 100 млн доз британо-шведской вакцины Oxford/AstraZeneca (эффективность 62%).
Правда, с последней возникли небольшие проблемы. Дело в том, что часть добровольцев в ходе испытаний получила меньшую дозу вакцины. Странно, но именно низкая дозировка показала эффективность в 90%. Ученых эти данные смутили, они пока не нашли объяснения этой аномалии, а потому проведут дополнительные испытания.
Хотя одно дело вакцинировать своих граждан, а другое — рассчитывать на то, что правительства других стран будут столь же расторопны в этом деле.
Чтобы минимизировать риск проникновения коронавируса уже после всех локдаунов и вакцинации внутри страны, официальный Берлин, к примеру, подумывает ввести обязательное условие въезда в страну для иностранцев — быть вакцинированным от коронавируса.
С большой долей вероятности стратегию Германии возьмут на вооружение и большинство стран-членов Европейского Союза.
А это, к слову, сулит определенные сложности украинским заробитчанам.
Ведь с тем, как нынешнее правительство и президент реагируют на пандемию, не приходится надеяться на то, что украинцы смогут вовремя получить доступ к вакцине и по приемлемой цене.
К тому же, скорее всего, первые партии вакцины — по крайней мере, большая ее часть — оперативно поделят руководство страны, чиновники разного уровня, олигархи, люди со связями в органах власти, а также спекулянты с позволения или при участии заинтересованных лиц из властных коридоров.
В итоге дефицит вакцины в совокупности с несознательностью украинцев, многие из которых с одобрением относятся к бытовой коррупции, спровоцируют бум липовых справок о вакцинировании.
Следовательно, барьер для коронавируса на границе Украины с ЕС будет априори ненадежным. И следовательно, и Украина, и другие страны с подобными проблемами, вполне могут столкнуться с карательными визовыми мерами со стороны Европы.
На первый взгляд, такого плана инициатива, рассматриваемая в Германии, кажется несколько лицемерной, потому как власти ФРГ желают сохранить свое демократическое лицо, решив не прибегать к обязательной вакцинации немцев. Впрочем, федеральное правительство попросту полагается на их сознательность и дисциплину.
Действительно, число граждан Германии, готовых вакцинироваться, довольно высоко: согласно ряду опросов, оно колеблется в районе 70%. Примерно столько нужно для получения более-менее эффективного коллективного иммунитета.
Также высокие показатели дали Индия (87%), Китай (85%), Великобритания (79%). Кстати, согласно опросу Daily Mail, при этом 70% британцев еще и считают безответственной кампанию антипрививочников против антикоронавирусной вакцины.
Но далеко не все государства могут похвастать аналогичной позицией своих граждан.
В США, долгие месяцы удерживающих лидерство по количеству случаев Covid-19, процент тех, кто готов вакцинироваться, наоборот в целом снижается. Если в марте таковых было 65%, то в сентябре — уже 50%. Хотя на новостях о том, что вакцина уже практически готова, в октябре цифра выросла до 58%. Может, не все потеряно.
А вот во Франции прямо противоположная ситуация: если в октябре 54% были готовы вакцинироваться, то в ноябре уже 59% были против вакцины.
Украина тоже в тренде. Проведенный Социологической группой "Рейтинг" в конце ноября опрос показал, что 40% украинцев не готовы вакцинироваться от коронавируса, даже если это будет бесплатно. 55% — готовы получить вакцину бесплатно, и лишь 35% — готовы платить за нее.
Память, как у золотой рыбки
Пандемия коронавируса в самом ее начале провоцировала панику, у некоторых даже психоз. Многие сочли, что миру пришел конец.
Причем Covid-19 изрядно напугал даже антипрививочников. Не всех. Да и ненадолго. Как только человек адаптировался к новому образу жизни (маски, запреты и т.п.), к нему вернулась какая-никакая уверенность, а вместе с ней и старые привычки.
Оставались популярными и теории заговора, а сейчас даже окрепли. И как только стало известно, что вакцина есть, да не одна, ряд антипрививочников вновь обратились к своему кредо: пусть кто-то другой вакцинируется, но не мы.
Высокая доля тех, кто не желает вакцинироваться, также станет преградой для формирования того самого коллективного иммунитета.
К тому же, чем меньше доз вакцины будут закупать правительства, не желающие вводить обязательную вакцинацию, тем эффективность такого коллективного иммунитета будет ниже.
Второй момент: низкий спрос и меньшее количество доз — это, ввиду издержек массового производства, и более дорогая вакцина сама по себе.
И наоборот: чем больше вакцин, чем больше доз закупается, тем они дешевле. Компаниям приходится снижать стоимость в условиях высокой конкуренции.
На сегодняшний день имеется два полностью готовых продукта — это вакцины Pfizer/BioNTech и Moderna (США), и условно готовая Oxford/AstraZeneca, которую ждут новые клинические испытания.
Но помимо них над вакцинами работают компании и организации по всему миру: южнокорейская SK Bioscience (первая фаза испытаний), Куба разрабатывает вакцину "Мамбиса" (первая фаза), индийская Zydus Cadila (планировали приступить к третьей фазе сегодня, 3 декабря), немецкая CureVac (третья фаза в декабре), Имперский колледж Лондона (конец года), японская AnGes (к концу года старт третьей фазы), американо-сингапурская Arcturus Therapeutics/Duke-NUS (испытания продолжаются) американская Inovio (вторая фаза), южнокорейская Genexine (вторая фаза, заявку на регистрацию хотят подать во второй половине 2021 г.).
Потому даже от российской вакцины "Спутник V", существующей, по сути, лишь на бумаге и в заявлениях рупоров Кремля, в этом плане может быть хоть какая-то польза.
Конец пандемии придет. Как и любой другой эпидемии. Вопрос в том, как скоро это произойдет и какой ущерб она успеет нанести человечеству.
Но есть и положительная сторона. Уже готовые препараты, в частности производства Pfizer/BioNTech и Moderna, могут применяться в будущем в качестве основы для новых вакцин. Ведь эпидемии точно еще будут.
Масштаб пандемии Covid-19 вынудил научное сообщество и правительства выложиться по максимуму. И даже больше, поскольку вакцину создали в течение года, хотя зачастую на это уходят 10 и больше лет.
Как результат вакцины Pfizer/BioNTech и Moderna — это настоящий научный и технологический прорыв, несмотря на трудности при транспортировке и хранении (в боксах при температуре -70 градусов по Цельсию). Их продукция построена на совершенно новых механизмах взаимодействия. Эти компании впервые в истории применили технологию матричной или информационной РНК (мРНК).
Матричная рибонуклеиновая кислота, попадая в организм, начинает производить белки-"шипы" (S-белки), фрагменты коронавируса, организм в ответ начинает производить антитела для защиты от вируса.
Данный инновационный механизм впоследствии можно использовать для производства новых вакцин.
Единственными препятствиями для успешной вакцинации сегодня являются некомпетентность правительств и сопротивление населения, которое в отсутствие должной просветительской работы оказывается в плену предрассудков и конспирологии. Да, далеко не все прислушаются и согласятся прекратить сражаться с мельницами, но это не значит, что не нужно проводить ликбез.