Ваххабиты помогают Западу забыть о Путине

Возможность немного проучить исламистов позволяет отвлечься от неспособности оперативно и жестко реагировать на российское вторжение в Украину
Фото: vmichurinske.ru

Запоздалое объявление коллективным Западом войны контролирующему части Сирии и Ирака движению "Исламское государство" (в дальнейшем будем пользоваться термином "Халифат") продолжает доминировать в передовицах западных СМИ. Более того, несмотря на все более частые вылеты авиации НАТО, направленные на уничтожение инфраструктуры террористов, метастазы ваххабизма быстро проникают в соседние государства. Так, действующая в районе египетского Синая террористическая группировка "Ансар Баит Аль-Махди" (создана в 2011 г. в контексте египетской революции) внезапно присягнула лидеру "Халифата" Абу-Бакру Аль-Багдади. Тенден­ция налицо: экстремизм расширяет зону влияния на Большом Ближнем Востоке, интегрирует новых игроков и налаживает координацию действий.

Конечно, воздушные удары американской и союзнической авиации затормозили продвижение войск "Халифата" к достижению намеченных им целей. Однако то обстоятельство, что Аль-Багдади еще не принимает парад армии "Халифата" вдоль старой сирийско-турецкой границы, является результатом беспримерного мужества курдов. Кроме того, ваххабитам пока не удалось взять Багдад. Но сказать, что ситуация в Ираке улучшилась, нельзя. Более того, трудно с ходу определить, как именно должно выглядеть подобное улучшение. Потому что ни у Ирака, ни у Сирии нет шансов сохраниться в том виде, в котором они, хотя бы на карте, существовали до появления "Халифата".

Вопреки заявлению Ба­ра­ка Обамы на 69-й Генассамблее ООН, "Халифат" рассматривается как угроза более насущная, нежели российская агрессия против Украины

Наконец, в-третьих, до сих пор все три страны, заинтересованные в стабилизации Большого Ближнего Востока и имеющие для этого ресурсы - союзные США Турция и Саудовская Аравия, а также стремящийся к нормализации отношений с Западом Иран, - очень избирательно борются с новообразованием. Первая не заинтересована в усилении курдов, вторая - шиитов, третьему ни к чему появление радикального суннитского государства в непосредственной близости от своих границ.

Так что проблему приходится решать Вашингтону, Лондону и Парижу, хотя без проведения наземной операции это попросту невозможно. Впрочем, ее можно было бы оставить на совести упомянутых региональных игроков: как минимум потому, что все трое заинтересованы в бесперебойном транзите углеводородов в Европу. Но этого не происходит, и Запад продолжает с растущим энтузиазмом участвовать в этом трагифарсе. Отчасти - в силу значимости региона для мировой экономики и, как следствие, глобального баланса сил.

Впрочем, есть и другая причина. Бесконтактная воздушная война без ясных стратегических целей, наземных операций, установления контроля над конкретными территориями может длиться бесконечно долго. Но это не очень обременительное занятие - отличная ширма для дистанцирования от решения проблем Восточной Европы. Таким образом, вопреки заявлению Ба­ра­ка Обамы на 69-й Генассамблее ООН, "Халифат" рассматривается как угроза более насущная, нежели российская агрессия против Украины. И это притом что нынешняя авантюра при благоприятном для Кремля стечении обстоятельств может оказаться прологом к дальнейшей гибридной экспансии. Причем ввиду как уровня коррупции посткоммунистических государств Центральной и Восточной Европы, так и численности российских "соотечественников" в этих странах предлоги для такой экспансии найти будет несложно. И режим санкций, сколь бы эффективным он ни был, может оставить достаточный временной люфт для очередного шантажа.

Путинский режим сознательно идет по пути примитивизации системы международных отношений к простейшей формуле "враг или вассал". К слову, этой нехитрой максимы в свое время хватило Советской России для организации "освободительного" похода на Польшу. Он захлебнулся лишь с "чудом на Висле", благодаря чему следующая попытка "освобождения" Европы состоялась лишь девятнадцать лет спустя. Правда, с куда более трагическими последствиями.

Нынешнее стремление уклоняться настолько долго, насколько возможно, от прямой конфронтации с ядерной державой вполне понятно. Однако такая политика ведет лишь к дальнейшему росту аппетитов Москвы и продолжению брутальной реставрации буферной зоны по периметру южных и западных границ России. Говоря проще, желание избежать конфликта с Кремлем в обозримом будущем может привести к тому, что этот конфликт станет неизбежным. И Украиной дело отнюдь не ограничится.