В Госдуме России собираются узаконить своих "добровольцев" на Донбассе
"Деятельность добровольца за пределами РФ в местах боевых действий и (или) на территории, которая является предметом спора двух или более сторон, является законной в соответствии с международным законодательством и Конституцией РФ и считается допустимой при наличии оснований полагать, что доброволец действовал исключительно в интересах государства пребывания и РФ, исключительно в целях самообороны, защиты мирных граждан, жизненно важных объектов и объектов гражданской инфраструктуры", - говорится в законопроекте.
При этом документ обязывает добровольца уведомлять "о результатах своей деятельности, времени и месте своего нахождения после прибытия в РФ в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере международных отношений РФ".
Проект закона также касается вопросов применения оружия: "Доброволец, находящийся с гуманитарными целями за пределами РФ, имеющий соответствующие разрешения, на ношение и применение оружия и спецсредств, полученные на территории РФ в соответствии с российским законодательством и законодательством государства пребывания, имеет право их применять за пределами РФ в целях самообороны, охраны третьих лиц, а также собственности и собственности третьих лиц только в том случае если его деятельность не противоречит международному законодательству, при наличии оснований полагать, что доброволец действовал исключительно в интересах государства пребывания и РФ".
В качестве целей добровольчества Шингаркин указывает: "оказание безвозмездной помощи людям, нуждающимся в ней", "безвозмездное участие в массовых мероприятиях с согласия их организаторов", а также "оказание помощи людям в России и за пределами России, в том числе в целях преодоления гуманитарной, техногенной катастрофы, во время военных конфликтов, в том числе в местах боевых действий в гуманитарных и иных общественно полезных целях".
Среди задач добровольческой деятельности значатся "помощь государству в решении его социальных задач", "оказание первой помощи российским гражданам, иностранным гражданам и лицам без гражданства", а также "охрана российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства от последствий техногенных, природных катастроф, вооруженных конфликтов и иных происшествий, а также их жизненно необходимого имущества".
Отдельным законопроектом Шингаркин предлагает внести поправки в действующий Уголовный кодекс и отделить добровольцев, ведущих свою деятельность в зоне военных действий за границей, от военных наемников. Согласно статье 359 ("Наемничество") Уголовного кодекса (УК) РФ, участие наемника в военном конфликте карается лишением свободы от трех до семи лет. Наемника УК определяет как человека, действующего в целях получения материального вознаграждения и не являющегося гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающего постоянно на его территории, а также не являющегося лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
Как отмечает депутат в пояснительной записке, действующее в настоящее время правовое регулирование добровольцев, участвующих в военных конфликтах, законодательно не определено и приравнивает их к наемникам.
"В то же время граждане России, действующие самостоятельно в миротворческих целях на территории других государств, вынуждены оказывать вооруженное сопротивление исключительно незаконным террористическим вооруженным группам, защищая мирных граждан и объекты гражданской инфраструктуры", - заявил российский депутат.
Шингаркин подчеркивает, что особенностью действий добровольцев является "осуществление миротворческой деятельности даже без официального направления Российской Федерации", а использование оружия должно быть признано допустимым и не предусматривать уголовной ответственности. "Их действия должны быть в части самообороны", - заявил он.
Как сообщала "ДС", 17 декабря 2015 года, во время пресс-конференции президент РФ Владимир Путин признал, что россияне воюют в Украине на стороне боевиков "Л/ДНР".
"Мы никогда не говорили, что там (на Донбассе - "ДС") нет людей, которые занимаются решением определенных вопросов, в том числе в военной сфере, но это не значит, что там присутствуют регулярные российские войска", - сказал он.
16 мая 2015 года в зоне АТО были захвачены в плен двое российских спецназовцев. На допросе они подтвердили, что являются действующими кадровыми военными РФ и служат в 3-й бригаде специального назначения ГРУ, дислоцирующейся в Тольятти. Позже им было предъявлено подозрение в терроризме.