Как накажет Россию ее "подбрюшье": Узбекистан взял курс на Америку

Исламистская угроза делает Вашингтон естественным партнером Ташкента

Несмотря на кажущуюся безмятежность, Узбе­кис­тан - один из мировых лидеров по добыче газа и золота, а также выращиванию хлопка - начал сталкиваться с послед­ствиями инициированного Москвой пересмотра международного порядка. Судя по тематике сообщений республиканских СМИ, общество в первую очередь озабочено ростом цен на продовольственные продукты (причем главной причиной неудобств называется политика России в отношении Украины) и колебаниями национальной валюты - сума. Примечательно, что в Узбекистане не только проводится сознательная, пусть и постепенная девальвация денежной единицы. И хотя формально считается, что сум плавает, по мнению аналитиков, размеры "аквариума" резко ограничены. Дело в том, что президент республики Ислам Каримов участвует в своей очередной избирательной кампании. И хотя результат выборов, назначенных на 29 марта, ни у кого не вызывает сомнений, лишние беспокойства ни к чему.

На президентской должности Ислам Абдуганиевич де-факто пребывает с 1989 г., и посчитать его президентские сроки затруднительно - в разные периоды полномочия главы государства удлинялись референдумами и внесением изменений в конституцию страны (в 2007-м его избрали на семь лет). Очередной срок 77-летнего Кари­мова будет ограничен пятью годами. А там - туман неопределенности, как, впрочем, и сегодня. Дело в том, что изо всех "патриархов" государств Центральной Азии повезло только президенту Тад­жикистана Эмомали Рахмону - у него есть надежные наследники мужского пола. Для всех остальных, и Каримов не исключение, вопрос наследования власти - крайне болезненный. Одно время считалось, что отца может заменить его старшая дочь Гульнара Каримова, но все закончилось, как известно, домашним арестом, уничтожением ее бизнеса и тюремными сроками соратникам. Пока правящая Либерально-демокра­тическая партия не выдвинула официально Каримова в кандидаты, гуляли слухи о возможных непрямых наследниках, назывались глава узбекской Службы национальной безопасности Рус­там Иноятов и первый вице-премьер Рустам Азимов. Однако Ка­римов так и не смог заставить себя кому-либо довериться. Как станут развиваться события в течение очередного президентского срока, во многом будет зависеть от крепости здоровья Ислама Абдуганиевича. Однако в любом случае дело, с высокой долей вероятности, закончится глубоким внутренним кризисом. И выйдет из него Узбе­кис­тан еще дальше от России, чем сегодня.

Ташкент инициативно раскрылся для военно-политического сотрудничества с США - в страну активно переносится инфраструктура по противодействию экспансии мусульманского экстремизма

Действительно, несмотря на тесные экономические отношения с путинским режимом, Узбекистан проводит выверенный курс защиты национальных интересов. К примеру, еще в декабре 2012 г. страна во второй раз приостановила членство в ОДКБ (а Россия, помимо всего прочего, лишилась возможности использовать авиабазу Карши-Ханабад) - с прицелом на размещение на своей территории военной базы США. А сегодня Ташкент недоумевает по поводу легкомысленного отношения Москвы к угрозам, генерируемым процессом вывода коалиционных войск из Афганистана. При этом изо всех стран бывшей советской Центральной Азии именно Узбекистан обладает существенным военным потенциалом, а значит, дестабилизация Афга­нис­тана в условиях российской интервенции в Украину и растущего напряжения в На­гор­ном Карабахе целиком ложится на плечи Ташкента.

В декабре прошлого года Владимир Путин посетил Таш­кент с визитом, который должен был символизировать новую стра­ницу в отношениях. В ре­зультате Узбекистану списали $860 млн долга, но вернуть республику в ОДКБ или заинтересовать ее планами эфемерной евразийской интеграции не удалось. Между тем, отчаявшись рассмотреть какой-либо потенциал Мос­квы в вопросе реальных внешних угроз в Центральной Азии, Таш­кент инициативно раскрылся для военно-политического сотрудничества с США и его партнерами по НАТО. Так, именно в Узбекистан активно переносится инфраструктура США по противодействию экспансии мусульманского экстремизма. Более того, в новогоднем поздравлении, нап­рав­ленном Исламу Каримову, Барак Обама выразил надежду, что в 2015 г. два государства продолжат работу по построению "стабильного и безопасного мира для всех".

Растущее взаимодействие меж­ду Вашингтоном и Таш­кен­том вызывает серьезную тревогу в Москве. Но кроме изжившего себя формата Евр­Аз­ЭС противопоставить ему решительно нечего.

Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 2 марта 2015 (№9/719)