Ракетный бронепоезд. Российский ядерный щит похоронят бомжи

Российский ВПК может располагать техническими возможностями для производства ядерных поездов, но благодаря путинским друзьям им негде будет ездить
Фото: holy-mozart.livejournal.com

Уже неделю российские министерство обороны и СМИ выступают дуэтом: первое бряцает оружием, вторые — заботятся о том, чтобы об этом бряцании узнала вся планета. Не то, чтобы это было внове, но по ряду имеющих международное значение тем они являются единственным источником информации, что указывает на наличие определенной схемы.  

Медийная составляющая этого выступления отчасти объясняется необходимостью "утопить" в победных реляциях информацию об утоплении в Средиземном море истребителя МиГ-29КР из крохотной авиагруппы единственного российского авианосца "Адмирал Кузнецов". В то же время это диктует международная обстановка: теряя остатки иллюзий насчет внешнеполитических приоритетов новоизбранного президента США Дональда Трампа, Москва стремится провести максимально эффектную кампанию устрашения сразу по всем направлениям. Во-первых, против европейских членов НАТО — прежде всего северо-восточного фаса альянса. Во-вторых, против союзной США Японии. В-третьих, против самой Америки. 

Демонстрация военной мощи направлена и на внутреннюю аудиторию. Причем не только ура-патриотическую (сейчас она не очень нуждается в подобной накачке), но и критически настроенную: вряд ли найдется более яркое публичное подтверждение бюджетного триумфа силовиков после ареста министра финансов Алексея Улюкаева.  

Итак, 17 ноября — три дня спустя после катастрофы злополучного МиГа и накануне удачно подвернувшегося дня артиллериста — начальник Ракетных войск и артиллерии генерал-лейтенант Михаил Матвеевский анонсирует модернизацию оперативно-тактических ракетных комплексов "Искандер-М". 

21 числа — так, чтобы новость не потерялась за выходные, —  следует новый вброс. Председатель комитета Совета Федерации России по обороне и безопасности Виктор Озеров заявляет, что РФ отправляет в Калининградскую область "Искандеры" и зенитно-ракетные системы большого и среднего радиуса действия С-400. Россия грозилась это сделать еще с 2007 г,, когда был поднят вопрос о размещении элементов американской системы ПРО в Восточной Европе. 

То, что за почти десять лет эта угроза не была реализована, объясняется несколькими факторами. Во-первых, калининградский анклав — это фактически оперативный мешок. Во-вторых, были более приоритетные направления — то есть просто не доходила очередь. В-третьих, имеет место банальная нехватка денег ("Искандер" поступил на вооружение в 2006-м, но программа замены им комплекса "Точка-У", по словам Матвеевского, завершится лишь в 2020-м). Что до С-400, то первый полк двухдивизионного состава вооруженный такими ЗРС был развернут в Калининградской области еще три года назад, так что речь идет лишь о вероятном усилении этой группировки. 

Но когда это произойдет — опять-таки не ясно: производящий их "Алмаз-Антей" перегружен заказами, к тому же оказался в санкционном списке. В то же время перегнать в Калининград уже заступившую на дежурство часть неоткуда: на всю Россию насчитывается лишь 35 дивизионов С-400, причем на близлежащую Ленинградскую область и петербургскую систему ПВО приходится всего четыре из них. 

Очевидно, ввиду указанных причин реакция со стороны НАТО на российские угрозы оказалась достаточно вялой. Хотя альянсу они пойдут на пользу: шансы, что военные бюджеты европейских членов блока таки достигнут положенных 2% ВВП, определенно повышаются.

Озеров почему-то забыл упомянуть об отправке в Калининград противокорабельных комплексов в добавление к уже имеющемуся там дивизиону "Бастионов". Эту информацию, впрочем, озвучили другие источники. Таким образом, для формирования "зоны запрета доступа" (Anti-Access/Area Denial, A2/AD) в регионе не хватает лишь "Искандеров". Днем позже стало известно, что "Бастионы" и новейшие "балы" развернуты на северных островах Курильской гряды — Кунашире и Итурупе.

Поэтому ответ на инициативы японского премьера Синзо Абэ относительно развития инфраструктуры островов можно считать исчерпывающим. Россия рассматривает их в первую очередь как ворота в Охотское море, обеспечивающие Тихоокеанский флот, поэтому их освоение для нее отнюдь не в приоритете. Кроме того, информация о размещении на Курилах противокорабельных ракет появилась через считанные дни после встречи Абэ и Путина на полях международного форума АТЭС и за месяц до официального визита последнего в Японию, в ходе которого должны обсуждаться перспективы мирного договора. 

Таким образом, Кремль в очередной раз прибегнул к своему излюбленному приему "усиления переговорной позиции" с помощью военной силы, систематически применяемому, в частности в ходе минского процесса. Хотя такое давление приведет скорее к обратному эффекту и может стать дополнительным аргументом в пользу продолжения курса на ремилитаризацию, которым Япония движется последнее десятилетие.

К слову, совершенно не случайно Абэ оказался первым иностранным лидером, встретившимся с Трампом после его избрания. В ходе предвыборной кампании миллиардер как раз говорил, что Токио должен меньше рассчитывать на американский ядерный зонтик, и японский премьер, очевидно, хотел расставить точки над "і". Сомнительно, тем не менее, чтобы американцы всерьез вознамерились пересмотреть союзнические отношения со своим давним партнером, в особенности имеющим все возможности для создания собственного ядерного оружия. 

Впрочем, для самих США Москва приготовила особый подарок, выудив из закромов страшилку о новом боевом железнодорожном ракетном комплексе "Баргузин" — дальнейшем развитии концепции, реализованной в советском проекте БЖРК "Молодец" (построено 12 единиц, сняты с вооружения и утилизированном в 1997–1998 гг.). 22 ноября неназванный источник "Интерфакса" вдруг вспомнил, что две недели назад на космодроме "Плесецк" прошли первые бросковые испытания (то есть проверка первого этапа запуска и схода с пусковой установки) модифицированной для этого комплекса ракеты "Ярс".

Дальше следует обычная медийная раскрутка с более или менее подробным пересказом  истории предшественника и сравнением, разумеется, в пользу создаваемого комплекса. Вооруженный тремя ракетами "Молодец", головным разработчиком которого, кстати, являлось КБ "Южное", в свое время действительно оказался головной болью для американской разведки в силу высокой мобильности и скрытности (замаскирован под обычный "товарняк", его выдавали разве что сдвоенные оси вагонов, замаскированных под рефрижераторные, которые со спутника увидеть было непросто). "Баргузин", работы над которым начались в 2012 г., должен занять ту же нишу — всего к 2020 г. таких поездов должно быть построено пять, по шесть "Ярсов" на каждый. "Баргузин" называют ассиметричным ответом на продолжающееся развитие европейской ПРО. 

Действительно, принимая во внимание разветвленность российской системы железных дорог и ожидаемую подвижность комплекса ("Молодец" мог преодолевать около тысячи километров в сутки), слежка за ним будет непростой задачей. Это в теории. Но, как у классика, "гладко было на бумаге". Начнем с того, что за минувшие десятилетия средства технической разведки серьезно эволюционировали: гипотетическая невозможность обнаружить состав вполне может компенсироваться, скажем, возможностью прослушивать переговоры диспетчеров. Или средства OSINT — то есть попросту работа с открытыми источниками. Или средства контроля за радиоизлучением.

С другой стороны, хотя технология производства ракет "Ярс" вполне отработанна (это дальнейшее развитие ракеты "Тополь-М"),  их нужно еще "подружить" с носителем, что вряд ли удастся сделать без доработок. Которые, в свою очередь, могут значительно повысить конечную цену этих изделий ввиду того, что серия будет небольшой. В случае, если поездов и в самом деле будет пять (ранее озвучивались планы строительства шести "Баргузинов").  

В то же время не факт, что у Москвы вообще найдутся средства на разработку БЖРК: еще в феврале сообщалось, что его дальнейшая судьба под вопросом. Однако допустим, что он даже заступит на вооружение. И здесь российских военных может ожидать большой сюрприз. Причем не от американских коллег, а от родных железнодорожников. Эксплуатировать "Молодец" оказалось весьма не просто ввиду того, что состав оказался слишком тяжелым: масса ракеты с пусковой установкой превышала 150 т. Поэтому прежде чем эти комплексы выпустили на боевое дежурство, Министерству путей сообщения СССР пришлось провести капитальный ремонт железнодорожного полотна на значительном протяжении, но после прохождения "состава №0" на пути все равно приходилось высылать ремонтные бригады. 

Если исходить из того, что ныне известно, шестиракетный "Баргузин" окажется совсем ненамного легче трехракетного "Молодца",  если окажется. Но, во-первых, нынешнее состояние российских железных дорог настолько критично, что стало поводом (хоть и не причиной) для отставки главы РЖД, "шубохранителя", сооснователя кооператива "Озера" и путинского приятеля Владимира Якунина. И вряд ли на масштабную реконструкцию найдутся средства, пока будет реализовываться программа строительства "Баргузинов". А без этого либо их эксплуатационные режимы, в частности скоростной,  будут сильно отличаться от технически возможных, либо расчетный вес "полезного груза" придется уменьшать. Что опять-таки неминуемо скажется на общей цене программы (впрочем, как вариант, можно гонять поезда полупустыми).

Но это еще не все: ОАО РЖД заточено на получение прибыли, а минобороны в этом смысле весьма ненадежный клиент. И наконец, не стоит упускать из виду, что в условиях общей деградации инфраструктуры в РФ какая-нибудь бригада бомжей, сдающих металлолом, представляет для "Баргузина" опасность куда большую, нежели натовские диверсанты. Так что Кремль опять размахивает картонным мечом — слишком, впрочем, тяжелым для хиреющей российской экономики.