Утонувший разведчик. Кто достанет русскую военную тайну со дна Черного моря

Полдень четверга стал роковым для российского корабля-разведчика Черноморского флота "Лиман"
Фото: EPA/UPG

Неподалеку от входа в черноморский пролив Босфор примерно в 37 км к северо-западу от маяка Румели Фенери в плотном тумане он налетел на скотовоз (livestock carrier) под тоголезским флагом. И через три часа, получив в правом борту пробоину ниже ватерлинии, пошел ко дну.

Поначалу во всех СМИ его "оппонента" обозначили как "Ашот-7", что сразу вызывало буквально вал шуток в украинском сегменте интернета. Однако реально это судно-скотовоз с труднопроизносимым названием Yozarsif-H. Оно было построено 40 лет назад в германском Гамбурге, и уже долгое время экипаж работал на линиях Средиземного, Красного и Черного морей в интересах ливанской скотопромышленной компании Hammami Livestock. В том рейсе судно шло с грузом в 9 тыс. овец из румынского порта Мидия в иорданский Акабу. Практически сразу турецкие власти заявили, что Yozarsif-H видимых повреждений не получил и по состоянию на вечер четверга находился в районе аварии.

А вот затонувший "Лиман" гораздо более интересен. Начнем с того, что построенный в 1970 г. как гражданское гидрографическое судно в польском Гданьске корабль водоизмещением около 1,6 тыс. т с 1989 г. был переоборудован в средний корабль-разведчик.

Корабли этого типа предназначены для слежения за кораблями и соединениями флота "вероятного противника", учениями и испытаниями новых систем вооружения. Все они (на Черном море есть еще два корабля этого типа — "Кильдин" и "Экватор", базируются в Севастополе) оснащены довольно-таки широким спектром аппаратуры радиотехнической разведки, а также гидроакустическим комплексом. Точный состав бортового оборудования остается закрытой информацией, однако даже перечисленные наименования, которые просачивались в открытые СМИ, впечатляют. Тут и радиолокационная система "Дон", и гидроакустическая система "Бронза". В качестве аппаратуры радиоразведки стоят системы "Ротор-Н", "Вахта-М", "Вахта-10", "Вахта-12", МРР-1-7, "Виток-АК", "Визир-М", "Узел", "Кайра" и др.

При этом стоит учесть, что комплект аппаратуры нестандартный, практически каждый корабль имеет свою специализацию и оснащается отдельными системами специального назначения, в том числе подводными аппаратами или аппаратурой радиационного мониторинга.

"Лиман" имеет несколько десятков "боевых" выходов. Так, только официально с 1990 по 2010 гг. экипаж совершил 13 дальних походов в Средиземное море с заходом в сирийский порт Тартус и тунисский Бизерта.

Весной 1999 г. он выходил в Адриатическое море, где в тот момент развертывались силы НАТО, ведущие операцию против Югославии. А буквально недавно был привлечен к мониторингу активности наших военных на херсонских полигонах во время испытания новейшей ракетной техники и к слежению за судами НАТО, которые выполняли маневры в Черном море.

Авария корабля вызвала большой переполох в штабе ВМФ России — уже в 12:00 корабли Черноморского флота получили приказ выйти в район столкновения, в срочном порядке был направлен самолет Ан-26 со спасательной командой на борту.

Однако авария развивалась достаточно неактивно, и весь экипаж (78 чел.) успели принять на борт два катера береговой охраны Турции и сам виновник аварии. Первоначальные сообщения о 15 пропавших без вести моряках не подтвердились. В итоге всех спасенных собрали на борт сухогруза "Улус Стар", шедшего из Астрахани в итальянскую Равенну, и перенаправили в Крым.

Такая оперативность объясняется достаточно просто. Если судить по первоначальным сообщениям, корабль-разведчик затонул относительно неглубоко — глубины в этом районе составляют примерно 85–95 м. К тому же вполне естественно, что ввиду скоротечности тарана вряд ли экипаж успел привести в негодность секретную аппаратуру. Это создает для россиян весьма серьезную проблему.

В любом случае сохранить секреты для российских моряков будет достаточно сложно — глубины относительно небольшие. Если бы трагедия произошла севернее, где глубины достигают уже 1 тыс. м, то  для них все было бы несколько проще.

А охоту за секретами в глубине мировых океанов никто не отменял — достаточно вспомнить историю с подъемом американцами затонувшей в 1968 г. в Тихом океане советской субмарины К-129, на борту которой были три ракеты с ядерными боевыми блоками и аппаратура спецсвязи.

И есть очень большая доля вероятности, что в ближайшее время мы увидим настоящую охоту за секретной техникой "Лимана". Учитывая неопределенные отношения Москвы и Анкары, тут могут быть самые разнообразные сюрпризы, в том числе и с ятаганами в спину...