Уроки болтологии в Хельсинки. О чем договорились Трамп и Путин
Изначально обе стороны дали понять, что главное, о чем они заботятся во время этих переговоров, — это о сохранении лица.
В результате самолет Путина, как всегда, опоздал на полчаса, но команда Трампа сработала должным образом, задержав босса в отеле так, чтобы он прибыл к президентскому дворцу даже позже российского коллеги. В результате игры "кто кого переждет" все началось на час позже запланированного времени.
В Хельсинки Трампа с Путиным встретили протестами: в течение последних нескольких дней в городе проходят десятки акций. Активисты и рядовые финские граждане просят президентов соблюдать права человека в своих странах, способствовать свободе СМИ (это относительно Путина) и прекратить разрушать экологию планеты и торговые союзы с ЕС (это уже к Трампу). Впрочем, до британских масштабов финны явно не дотянули — участие в акциях принимали максимум по несколько тысяч человек.
Ключевой темой разговора двух президентов, судя по всему, была не Сирия, не Украина и не ЕС, а непосредственно двусторонние отношения США и России.
Собственно, и на пресс-конференции было отмечено, что Россия и США пытаются "восстановить приемлемый уровень доверия". Переводя с дипломатического языка на обычный, можно сказать, что сейчас продуктивные переговоры фактически невозможны, поскольку стороны вообще не доверяют друг другу.
Президенты сказали несколько скупых слов о "первом шаге", "потребности дальнейших контактов" и "продуктивном диалоге" — без практически видимых последствий.
В качестве "достижений" участники переговоров предлагают считать будто бы переданные Путиным Трампу договоренности о нераспространении ядерного оружия (хотя договор об этом с 1968 г. подписан и США, и Россией). Также была достигнута договоренность подумать над созданием рабочей группы из представителей бизнеса, притом скромно обойдя вниманием вопрос о наличии американских экономических санкций против России. Которые, по мнению стороннего наблюдателя, как раз и являются главным препятствием в экономическом сотрудничестве между странами.
А потом, уже к концу пресс-конференции, президент России Владимир Путин неожиданно ударился в откровенность и, отвечая на вопрос журналиста Reuters Джеффа Мэйсона, сказал следующее: "Кто вам сказал, что Трамп доверяет мне, а я ему?" Эта фраза, на самом деле, очень точно передает суть и квинтэссенцию сегодняшних переговоров, на которых два президента говорят разные правильные фразы о "прогрессе в отношениях", "улучшении" и "диалоге" и при этом не сомневаются, и они сами, и их соперники просто выполняют специфический цирковой номер. Владимир Путин убеждает электорат в том, что с ним еще встречается и говорит президент США, поэтому говорить о международной изоляции как бы и не приходится. А Дональд Трамп по мере сил выполняет данное перед выборами обещание "заняться налаживанием отношений с Россией". Учитывая, что эти внутриполитические задачи и являются главной целью сегодняшних переговоров, на итоговой пресс-конференции можно говорить все что угодно. И о "шагах к восстановлению доверия", и о "возможном экономическом сотрудничестве". И даже вполне откровенно о том, что ни один из собеседников не верит словам другого ни на ломаную копейку.
Обменявшись не слишком искренними улыбками, президенты США и России завершили сегодняшнюю пресс-конференцию и разъехались. Эти улыбки не остановят войну на Донбассе и не вернут Украине Крым. Они не остановят бойню в Сирии и не отменят антироссийские санкции со стороны США. Они утешат разве что горожан Хельсинки, которые вздохнут с облегчением после того, как центр их столицы покинут Путин, Трамп и усиленные наряды полиции, которые на полдня перекрыли движение, парализовав город.