Улучшить хорошее. Как популисты демонтируют в Польше реформы Бальцеровича
Последние 25 лет экономические успехи Польши ассоциировались с именем Лешека Бальцеровича, главная идея которого состояла в том, чтобы государства было как можно меньше. И чтобы занималось оно установлением правил, собирало налоги и решало те вопросы, которые рыночная экономика и общество самостоятельно решить не в состоянии. Например, обеспечивало правопорядок, справедливый суд и оборону. Во всем остальном, в частности в экономике, чем меньше государства, тем лучше.
Наследие Бальцеровича
Поначалу, в 1989 г., идеи пана Лешека, который отвечал за реформы в правительстве Тадеуша Мазовецкого, шокировали поляков, но товарное изобилие, быстрое исчезновение очередей, рост инвестиций и, как следствие, быстрый экономический рост не давали возможности пересмотреть генеральное направление развития страны, хотя попытки делались неоднократно. Как и в Украине, в Польше с головой хватает любителей крупных государственных проектов, которые не прочь заняться менеджментом за деньги налогоплательщиков. Но до последнего времени полякам везло, и до власти такие деятели не добирались. Лешек Бальцерович тем временем приобрел репутацию экономического гуру, а польская экономика выглядела как настоящий восточноевропейский тигр. По подсчетам The Economist, демонстрировала более высокие темпы роста ВВП, чем Тайвань, Южная Корея и даже Сингапур. За последние четверть века номинальный ВВП Польши вырос с $65 млрд до $530 млрд. Для сравнения: Украина стартовала с аналогичной позиции, но по состоянию на последний мирный 2013 г. вышла на уровень номинального ВВП в размере $177 млрд, то есть отставание составило без малого три раза. Тот же The Economist отмечал в 2014 г., что еще лет 20 развития такими темпами и Польша сможет догнать по уровню ВВП на душу населения немцев. Впрочем, впечатляющие экономические достижения вдохновляли далеко не всех поляков, которые, как и украинцы, любят помечтать о недостижимом.
Новый поворот
Словом, поляки, заскучав от изобилия, в прошлом году решились на полную замену власти: пост президента, лидерство в парламенте и правительстве получила партия "Право и Справедливость" (ПиС) во главе с Ярославом Качиньским, у которого свой взгляд на Польшу, ее экономику и место в мире. Не занимая формальных постов в органах государственной власти, а будучи всего лишь депутатом Сейма и главой правящей партии, именно он, тем не менее, определяет политический и экономический курс современной Польши. Составить экономический план развития страны было поручено вице-премьеру по вопросам развития Матеушу Моравецкому. Этот 48-летний историк, переквалифицировавшийся в начале 90-х в банкиры, сделал неплохую карьеру и до назначения на нынешнюю должность возглавлял банк BZ WBK со штаб квартирой во Вроцлаве. Вдохновленный доверием лидера партии, Моравецкий подготовил специальный "План ответственного развития" (широкой публике известный как "план Моравецкого"), который должен начать в Польше четвертую промышленную революцию и до 2020 г. сделать развитие страны более сбалансированным, устойчивым и вместе с тем быстрым. Ну и, конечно же, более национальным по духу. По замыслу вице-премьера, после того как к власти в Польше пришла ПиС, страна просто-таки обязана конкурировать со странами-лидерами в тех высокотехнологичных отраслях, которые формируют новое устройство современной экономики, неспособной существовать без крупных инновационных и инфраструктурных проектов.
В целом "план Моравецкого" предполагает радикальное изменение роли государства в экономике и по существу проводит ревизию курса, заложенного четверть века назад Бальцеровичем. Главная его идея - государственный бюджет и государственные инвестиции должны стать локомотивом развития, а распределение денег из бюджета - драйвером экономического роста. И если Бальцерович во главу угла всегда ставил привлечение частных инвестиций, то Моравецкий уверен, что центральную роль должно сыграть государство и главные источники финансирования будущего инвестиционного бума - государственные заимствования, кредиты, крупные иностранные инвестиции (в частности, из Китая) и, конечного же, деньги Евросоюза, которые выделяются в рамках программ выравнивания развития.
Первые шаги
Планы реиндустриализации пока остаются только на бумаге, а в социальной политике кое-что уже удалось претворить в жизнь. В частности, запущена программа 500+, по которой каждая польская семья, имеющая больше одного ребенка, ежемесячно получает от государства по 500 злотых (около 3,5 тыс. грн.) на второго и последующих детей до достижения ими совершеннолетия. Для того чтобы программа заработала, польскому правительству пришлось, по словам Моравецкого, занять 20 млрд злотых. Однако премьер-министр Беата Шидло опровергла эту информацию. С мая раздача денег заработала, народ остался доволен. Поляки, как и украинцы, любят что-то получать от государства, причем не важно, за чей счет. Сколько из этих денег было потрачено семьями собственно на детей, доподлинно неизвестно, зато в стране подскочили продажи смартфонов, недорогих автомобилей, телевизоров и прочей бытовой техники. К слову, в Украине действует своя программа стимулирования рождаемости, и критиковать ее не принято. А вот в Польше развернулась настоящая дискуссия о том, стоит ли увеличивать государственный долг, чтобы раздавать деньги из бюджета многодетным семьям. Однако, повторимся, большинство инициативой осталось довольно, рейтинги ПиС укрепились. А что еще нужно для правящей партии?
Теперь своей очереди к аукциону щедрости ожидают пенсионеры. 12 мая 2012 г. Сейм изменил пенсионное законодательство и установил возраст выхода на пенсию 67 лет для мужчин и женщин; ранее пенсионный возраст для женщин составлял 60 лет, для мужчин - 65. Повышение происходит поэтапно: каждый год на три месяца. Таким образом, в полном объеме новые правила для мужчин должны заработать в 2020 г., для женщин - в 2040-м. Эта реформа крайне непопулярна, и ПиС строила президентскую и парламентскую кампании на ее критике, пообещав вернуть возраст выхода на пенсию к прежним нормам.
Большие планы
Новое устройство экономики по "плану Моравецкого" в значительной степени зависит от моторизации. Дескать, весь мир переходит от двигателей внутреннего сгорания к электрическим или гибридным. Понятное дело, что польское государство не может оставаться в стороне. Поэтому подготовлен специальный план электромобилизации Польши. Согласно замыслу уже через 10 лет по польским дорогам должен шуршать шинами 1 млн электромобилей. Планы масштабные, а польский журнал Polityka сразу сыронизировал: мол, если бы они дошли до Илона Маска, руководителя компании Tesla Motors, крупнейшего производителя электромобилей, то он был бы слегка шокирован. Пока в Польше таких машин продается несколько десятков в год, а во всем Евросоюзе около 100 тыс. Невысокая популярность - следствие высокой цены, кроме того, большой проблемой является отсутствие необходимой инфраструктуры для их обслуживания.
Впрочем, проблема не только в цене электромобиля. Миллион таких машин на польских дорогах в 2026 г. означал бы экономическую революцию. Для начала полякам надо было бы покупать по 100 тыс. электромобилей в год, то есть догнать всю остальную Европу. Еще интереснее то, что, согласно плану, стране нужны не просто электромобили, а электромобили польского производства. Более того, спроектированные в Польше. Предполагается, что польские инженеры достаточно талантливы и смогут реализовать любой проект, причем в сжатые сроки. Инженеры в принципе неплохие, но, как отмечает Polityka, пока дальше отдельных экспериментов по части переделки старых машин в гибридные не продвинулись. При этом стоит обратить внимание на то, что Tesla Motors произвела более 50 тыс. электромобилей и задекларировала на этом проекте убытки в размере $320 млн. Между тем "план Моравецкого" предполагает, что государство не столько потратиться, сколько заработает.
И не только на налогах. Дополнительные 2 млрд злотых должны заработать государственные энергетические концерны на зарядке аккумуляторов для будущих электромобилей. Проблема только в том, что польская энергетика сейчас работает на пределе возможностей и появление миллиона электромобилей потребует увеличения производства электроэнергии на 40%, а соответственно, и увеличения инвестиций в энергетику.
На все про все по "плану Моравецкого" до 2020 г. необходимо привлечь 1,5 трлн злотых. Треть должно дать государство, треть профинансирует местное самоуправление, еще треть - фонды Евросоюза, Мирового банка, возможно, подключится Китай (впрочем, на китайские деньги много охотников по всему миру). Пока план больше напоминает экономическую фантастику. Не приходится сомневаться только в одном: нынешняя польская элита взяла курс на увеличение присутствия государства в экономике.
В успешности этого курса есть большие сомнения, что, впрочем, не отменяет стремления нынешней польской элиты переделать экономику на свой лад. И центральное место в ней, по их плану, должно занимать именно государство, которое инвестирует, управляет, поддерживает и, конечно, карает. Моравецкий и его шеф Ярослав Качиньский убеждены, что их ждет успех. Между тем, несмотря на реализацию программы 500+, которая подстегнула совокупный платежеспособный спрос, польская экономика в этом году сбрасывает темпы роста, и сам Моравецкий признает, что запланированных 3,8% по итогам года уже не будет, в лучшем случае 3,4%. Конечно, украинцам о таких темпах пока остается только мечтать, но, сбавляя темпы и наращивая долги, реализовать разумные идеи Бальцеровича будет уже невозможно. Впрочем, Моравецкий и другие идеологи режима такой задачи не ставят. У них свои приоритеты, в которые не вписывается мелкобуржуазная идея бюргерского счастья.