Украинский бизнес в Крыму: Между ликвидацией и отчуждением

С осени компании массово занялись перерегистрацией бизнеса по действующим сегодня на территории АРК российским законам
Фото: krymenergo.com

На прошлой неделе стало известно, что местную прописку получил Крымский содовый завод Дмитрия Фирташа, перерегистрировалась Крымская фруктовая компания советника Президента Украины Юрия Косюка и в процессе перерегистрации пребывают еще три его актива. Предприятия Рината Ахметова тянут до начала 2015 г.  - срока, до которого местные власти пообещали не наказывать бизнес и разрешили ему работать под украинской вывеской. Представители названных и других олигархов утверждают, что у собственников нет выбора: либо закрыть производство, либо принудительно лишиться его. Так что перерегистрацию пройдут все - кто раньше, кто позже.

Более полугода крупнейшие крымские компании тянули с перерегистрацией по новым российским законам, действующим на данный момент на оккупированной РФ территории. Дело тут, конечно, не в патриотизме, а в том, что так было проще работать. С 25 июня Совет ЕС запретил импорт крымских товаров и ввел мораторий на оказание европейскими компаниями услуг по страхованию грузоперевозок из полуострова. "Формально санкции совершенно не запрещают ведение бизнеса в АРК. Глобальный запрет только один - крымские товары не могут ввозиться в ЕС без украинского сертификата происхождения", - поясняет юрист ЮФ "Ильяшев и Партнеры" Дмитрий Шемелин. "Из крымских портов ничего официально не экспортируется. То же зерно, например, продать можно только через Украину. Его везут через перешеек, тут продают трейдерам и уже экспортируют как украинское. Другого варианта просто нет", - говорит руководитель аналитического отдела консалтинговой компании ААА Мария Колесник. Впрочем, это не до конца легальная схема. По словам автора закона о СЭЗ "Крым" экс-нардепа Сергея Терехина, импорт из АРК фактически заблокирован и возможен только при наличии сертификата происхождения товара, который выдает региональная торгово-промышленная палата, не работающая на оккупированном полуострове. Однако эту норму бизнес уже научился обходить путем ввода в схему перевода средств в Крым и из него посреднику - другой российской либо кипрской компании или банку. А вот для экспорта с материковой Украины в АРК преград нет никаких. Единственное условие - юрлицо-получатель должно быть украинским.

Бизнесмены говорят, что у них нет выбора: либо закрыть производство, либо принудительно его лишиться. Так что перерегистрацию пройдут все - кто раньше, кто позже

Этот пример лучше всего иллюстрирует эпопея с расположенным в Армянске заводом "Крымский Титан", который в течение всего лета решал, будет он украинским или российским. Метания собственника предприятия Дмитрия Фирташа вполне понятны - он оказался между молотом и наковальней. Самопровозглашенный глава Совмина Республики Крым Сергей Аксенов пригрозил заводу национализацией, если его не перерегистрируют по российским законам. Но этот вариант совсем не устраивал владельца "Крымского Титана". Ведь прописавшись в РФ, предприятие рисковало не только потерять свои сырьевые активы в Украине - арендованные у государства Вольногорский ГМК и Иршанский ГОК (что, впрочем, все равно произошло), но и лишиться рынков сбыта, что гораздо хуже.

Действительно, завод, являющийся крупнейшим предприятием полуострова с выручкой 3,3 млрд грн., экспортирует до 80% своей продукции и прежде всего ориентируется на европейский рынок - Германию, Италию, Францию и другие страны. Из, казалось бы, патовой ситуации Фирташ нашел оригинальный выход. Все имущество "Крымского Титана" он передал в аренду московскому ООО "Титановые инвестиции", которое на 100% принадлежит кипрской фирме Letan Management Ltd - материнской компании Group DF International. Теперь фирташевские москвичи торгуют продукцией завода и на них санкции ЕС не распространяются. Хотя есть в схеме и минусы. "Приходится работать по достаточно сложной цепочке: длительная процедура прохождения денег от начала производства до сбыта и возврата средств на предприятие для выплаты зарплаты и налогов", - пожаловался на особенности работы "Крымского Титана" и.  о. мэра Армянска Валентин Демидов.

Со вторым активом Фирташа на полуострове - Крымским содовым заводом (выручка 1,22 млрд грн.) - ничего мудрить не пришлось. Предприятие около 40% своей продукции экспортирует в Россию и, не страшась европейских санкций, спокойно перерегистрировалось по российским законам 1 ноября.

Миллиардер Юрий Косюк, мажоритарный акционер крупнейшего в стране производителя мяса птицы "Мироновского хлебопродукта" (владеет 66% акций), также имеет в АРК несколько активов - Крымская фруктовая компания, мясная фабрика "Дружба народов", птицефабрика "Дружба народов Нова" и растениеводческий актив, суммарная выручка которых приближается к 2 млрд грн. Крымская фруктовая компания уже перерегистрировалась с 19 сентября. "Дружба народов" и другие пребывают в процессе перерегистрации", - сообщила представитель МХП Анастасия Соботюк. По ее словам, это было сделано, чтобы избежать принудительного отчуждения активов или закрытия производств. Она попросила не ассоциировать решение о перерегистрации в Крыму с личной позицией Юрия Косюка. "После перехода на работу в Администрацию Президента Украины он покинул пост в совете директоров компании", - отметила Соботюк (8 декабря Косюк был уволен с должности замглавы АП и назначен внештатным советником Президента).

Компания ДТЭК Рината Ахметова пока работает на полуострове по старым правилам. Там ссылаются на майское постановление Кабинета Министров Украины "Об особенностях регулирования отношений в сфере электроэнергетики на временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и г. Севастополя", которым было создано правовое поле для работы "ДТЭК Крымэнерго" (выручка 2,6 млрд грн.) и для обеспечения расчетов с Оптовым рынком электроэнергии Украины за закупаемую электроэнергию.

"Согласно постановлению электрическая энергия закупается на Оптовом рынке электроэнергии Украины госпредприятием "Укринтерэнерго" и дальше продается субъектам электроэнергетики, которые работают на временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и города Севастополя", - сообщили "

" в компании. "Живем по переходному положению до 1 января 2015 года", - рассказал "

" представитель другой компании Ахметова в Крыму, который владеет там также Керченским стрелочным заводом, стивидорной компанией "Авлита" и несколькими другими активами. В самой ДТЭК не ответили на вопрос "

" о планах после 1 января и юридической схеме работы на полуострове. Скорее всего, у Ахметова не будет другого пути, кроме как действовать в общем русле - перерегистрировать "Крымэнерго" и другие компании.

Как приспосабливались местные

Предпринимателям с крымской пропиской, чей бизнес построен в административных границах АРК, опасаться санкций со стороны материковой Украины или ЕС не было нужды. Посему они без зазрения совести еще весной-летом подстроились под новые реалии, продемонстрировав осторожность и изобретательность. К примеру, владельцы крупнейшего молочного завода на полуострове - джанкойского "Новатора" (выручка в 2013 г. составила почти 200 млн грн.) - еще 15 мая создали новое юрлицо, внесенное в Единый госреестр юрлиц РФ (ЕГРЮЛ), - ПАО "Молочный завод "Новатор", зарегистрировав компанию на сотрудницу завода Елену Буркову. А уже осенью предприятие перерегистрировалось "по-настоящему": 11 ноября в ЕГРЮЛ было внесено ООО "Новатор", принадлежащее реальному владельцу Геннадию Залесскому.

Крупнейший производитель мясоколбасных изделий - комбинат "МПК Скворцово" - с перерегистрацией долго не тянул. Компания сменила форму собственности 15 июля, а ее владелец - бизнесмен Виталий Полищук - с 13 октября 2014 г. занимает должность министра сельского хозяйства Крыма.

Местный бизнесмен Геннадий Зубок, владеющий пивобезалкогольным заводом "Крым" - крупнейшим на полуострове производителем пива, придумал "диверсифицировать" дистрибуцию. Принадлежащая ему дистрибьюторская компания "Руслана", торгующая в том числе продукцией пивкомбината, продолжает работать до сих пор. Однако с 20 ноября параллельно заработало и зарегистрированное в России ООО с незатейливым названием "Руслана-2".

О том, почему лишь единицы объявили о сворачивании своего бизнеса в Крыму, читайте здесь