Украинский бизнес в Крыму: Добровольно ушли единицы
Еще 30 июля Евросоюз ввел ограничительные меры в сфере торговли и инвестиций против Крыма и Севастополя, в частности, установив запрет на инвестиции в инфраструктурные, транспортные, телекоммуникационные и энергетические секторы, а также в добычу нефти и газа. На прошлой неделе стало известно о том, что накануне саммита ЕС 18-19 декабря ожидается расширение санкций в туристической, финансовой и энергетической сферах. То есть, как и в случае с санкциями против самой России, шаги европейских партнеров нашей страны выглядят сильнее и жестче шагов самой Украины.
Наше государство после принятого Верховной Радой в апреле Закона "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины" в августе дополнило его "законом для бизнеса" - "О создании свободной экономической зоны "Крым" и особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины". Документ содержит максимально либеральные нормы, фактически позволяя нашим компаниям работать на полуострове без оглядки на украинское налоговое законодательство. Также у Украины не выработана внятная позиция в отношении компаний, чьи крымские подразделения принимают решения пройти перерегистрацию в соответствии с российским законодательством. Тем самым мы де-факто удобряем почву для укрепления ростков коллаборационизма, то есть сотрудничества с оккупантами.
Возможно, официальному Киеву уже пора пересмотреть свою позицию в отношении украинского бизнеса на полуострове, чтобы действовать в унисон с Евросоюзом. В частности, стимулировать исход компаний из АРК, а не закрывать глаза на их повальную "русификацию". Такая мера помогла бы жителям Крыма лучше прочувствовать разницу между жизнью в Украине и в оккупации. Да, нельзя принимать решений, чреватых гуманитарной катастрофой. Но никто не мешает максимально сокращать зону комфорта любителей триколора всеми доступными средствами. Тем более что сегодня российский бизнес в Крым и пряником не заманишь - желающих пополнить собой санкционные списки ЕС и США нет. Поэтому задача Кремля - переварить, превратить в российское то, что есть. И она, увы, активно претворяется в жизнь.
Добровольно ушли единицы
В марте наши войска покинули Крым, оставив один на один с российскими оккупантами украинский бизнес. Последний начал подстраиваться к новым реалиям на ходу. Гипермаркеты "Метро" и "Ашан" переподчинили магазины на полуострове своим московским представительствам и продолжили работать по российским законам. Украинские продуктовые сети "Сільпо" и АТБ создали юридические лица в Ростовской области и оттуда стали управлять крымскими магазинами. Так же поступила и сеть электроники "Фокстрот". Топливные сети ОККО и WOG решили остаться в АРК, выбрав немного иную схему. "Девять АЗС сданы в аренду нашему крымскому предприятию", - сообщили в ОККО.
и российские законы. У международных судов точно прибавится работы
Часть бизнесменов решили не играть в наперстки с оккупационными властями и объявили о сворачивании бизнеса. К примеру, обувные сети MTI ("Интертоп" и Plato) и испанская одежная группа Inditex. А продуктовая сеть "Фуршет" еще летом выставила свои магазины на продажу. Но не факт, что они быстро найдут нового владельца. Российский бизнес не спешит работать на полуострове. Благодаря российскому изданию "Новая газета", которое опубликовало стенограмму закрытого заседания исполкома Российского футбольного союза (РФС), теперь известно, что по этому поводу говорят олигархи не перед телекамерами. Так, собственник крупнейшей в РФ продуктовой сети "Магнит" Сергей Галицкий боится стать фигурантом санкционных списков ЕС и США, если начнет работать в Крыму. И таких галицких в России большинство.
Понимая опасность серьезного сворачивания торговой сферы и сферы услуг, в перспективе чреватого социальными бунтами, самопровозглашенный глава Совмина Республики Крым Сергей Аксенов попытался продлить переходный период, в соответствии с которым бизнесу не обязательно надо работать исключительно по российскому законодательству. 13 ноября он подписал обращение к руководству РФ с просьбой продлить его до 1 января 2016 г., мотивируя тем, что до 1 января 2015 г. не все желающие успеют пройти перерегистрацию. Поблажек не будет, заявил в ответ министр федерального правительства по делам Крыма Олег Савельев: с 1 января, как и ожидалось, на полуострове начнут в полной мере действовать российские законы. Единственное, что допустил министр, - федеральный центр может дать больше времени для переходных положений некоторых законов, например, чтобы перерегистрация предприятий была продлена до марта 2015 г., а урегулирование земельных отношений - до 2017 г. Хотя уже 8 декабря вице-премьер-министр РФ Дмитрий Козак на совещании у Дмитрия Медведева отверг и такую возможность. По его словам, продлевать переходный период в Крыму нет необходимости.
С другой стороны, украинский парламент не планирует отменять Закон "О создании свободной экономической зоны "Крым" и особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины", которым пока руководствуются бизнесмены, тянущие с российской перерегистрацией. Основной смысл документа состоит в том, что на полуострове, по сути, действует безналоговый режим. Понятно, что предоставление таких льгот объясняется тем, что официальный Киев никак не может собирать налоги, а компании - их платить. Зато юридически они избавлены от перспективы нести ответственность. Кроме того, законом был введен ряд других смягчающих условий для украинских компаний: специальные валютный и платежный режимы в Крыму допускают расчеты как в гривне, так и в иностранной валюте - там не применяется требование об обязательной продаже валютной выручки и правило 90 дней. По словам партнера компании "Ernst&Young в Украине" Альберта Сыча, закон определенным образом ограничивает крымских субъектов по различным аспектам, во многом приравнивая их к нерезидентам (однако формально все равно признавая их украинскими юридическими лицами), отменяет налоговую регистрацию крымских компаний (а значит, и право на налоговый кредит и бюджетное возмещение НДС). Формально он не прекращает уже выданных лицензий и разрешений на протяжении срока их действия, однако не допускает их продления. Более того, в различных специально регулируемых сферах деятельности (банковский сектор и т. д.) существующие предписания запрещают или фактически делают невозможным осуществление такой деятельности в Крыму.
Юристы отмечают множество противоречий между российскими и украинскими законами, выписанными специально для Крыма, что неудивительно. Для бизнеса это создает новые проблемы. "Если обобщить многочисленные частные случаи, то дело не в отсутствии норм как таковых, а в формальном конфликте между законодательствами двух стран. По одному, например, считается, что компания или объект недвижимости - украинские, по другому - российские, и т. д. При этом отсутствует механизм или инстанция для урегулирования такого противоречия. Без сомнения, суды конкретного государства станут решать спорные вопросы по собственному законодательству, что в большинстве случаев не будет признаваться в другой стране", - говорит Альберт Сыч. С 1 января юридическая война разгорится с новой силой, а у международных судов точно прибавится работы.