Украина сорвала российский космический план

Разрыв сотрудничества с украинскими предприятиями оборонного комплекса заставит РФ сократить "космические" расходы на Дальнем Востоке
Фото: baikal24.ru

Курс на Восток

В начале сентября в РФ произошло событие, оставшееся фактически незамеченным российскими СМИ, - президент страны Владимир Путин посетил закрытое территориально-административное образование (ЗАТО) Углегорск Благовещенской области, устроив там разнос за хищения и срыв сроков реализации проекта строительства космодрома "Восточный". Вызванный в Углегорск профильный вице-премьер и кандидат в премьер-министры РФ Рогозин избежал личного порицания, но был вынужден официально признать: ко всем структурам этого доселе сугубо ведомственного проекта "Рос­космоса" будут подключены правоохранительные органы, которым приказано разобраться в ситуации. "Времена изменились, поэтому прежней безответственности по отношению к расходованию бюджетных средств быть в принципе не должно", - заявил Рогозин.

Украине, которая уже начала наносить удары по РФ прекращением двусторонней кооперации в ракетостроении, такая ситуация оказалась на руку. Миллиардные вливания в "Восточный", раздувание российского оборонного бюджета и маршрутизация остатков российских нефтедолларовых потоков на проекты, не связанные напрямую с агрессией против соседних стран и удержанием временно оккупированных территорий, отвлекают силы РФ от войны в Донбассе. Но и задержка с реализацией проекта также работает на нас. В первую очередь из-за четко выраженной украинско-российской конкуренции на международном рынке продукции авиаракетного машиностроения.

Кроме этих мотивов, у России есть и чисто военные соображения. Еще в 2011 г. проект "Восточный" был официально назван ключевым элементом российской государственной программы переселения соотечественников. Тогда фактическое на­се­­ле­ние зоны Углегорск составляло 5,2 тыс., но к концу 2015 г. его планировали увеличить до 100 тыс. Такое переселение в РФ с ее катастрофической демографической ситуацией выглядело откровенно невозможным.

Но выход вскоре был найден. В декабре 2013 г., ставшем критическим для Украины, правительство РФ начало рассылать по регионам Дальнего Востока и Сибири секретный циркуляр с указаниями подготовить массовый прием русскоговорящих беженцев из Украины во исполнение вышеуказанной госпрограммы. В марте этого года, когда российские войска незаконно проникли в несколько районов Донбасса, путинский режим принял решение срочно переименовать зону Углегорск - город получил романтическое название Циолковский. Был даже начертан уточненный план прироста переселенцев в зону с 5,7 тыс. человек в 2014 г. до 30 тыс. в конце 2015 г. Однако к началу лета в проекте "выбивания" населения Украины на Дальний Восток произошел сбой.

Объемы ассигнований на модернизацию военного комплекса РФ должны были достичь $576 млрд на протяжении 2013-2020 гг. Львиную долю расходов предполагалось направить в самую капиталоемкую ракетно-космическую отрасль

Квалифицированному персоналу четырех ведущих украинских ракетостроительных заводов, работающих в Киеве, Харь­ко­ве, Шепетовке и под Хмельницким, удалось миновать судьбу колонистов "зоны имени Циолковского". Вместо массового бегства на территорию РФ семей украинских специалистов оборонной промышленности и точного машиностроения по ту сторону украинско-российских фронтовых линий оказались "не те". Территорию нашей страны начал покидать в основном откровенный социальный балласт - маргинальные беженцы без высшего и технического образования, которые бегут на Восток из четырех районов Донетчины и Луганщины. В целом на территории этих областей сосредоточено 14 предприятий оборонной промышленности. Из них на момент начала российской агрессии полноценно работали всего шесть. На территории, временно находящейся под контролем спецслужб РФ, оказались пять заводов. Это, в частности, работающий в спецхимии боеприпасов донецкий НИИ "Химпром", предприятие "Топаз", прессово-кузнечный турбостроительный завод "Снежанскмаш Мотор Сич", радиоэлектронный завод "Юность" и частный завод "Точмаш". Расположенные в этом регионе три предприятия, которые, среди прочих направлений, работают в ракетно-космической промышленности, остались в неподконтрольном рос­­сий­с­ким спецслужбам Мариуполе. Как следствие, военный план Путина-Рогозина по заселению Благовещенской области насильно вывезенным из Украины квалифицированным персоналом потерпел фиаско.

Можно не сомневаться, что в любом из государств - соседей КНР ответственные за реализацию программы были бы как минимум сняты с должностей. Но в России ничего подобного не намечается. Согласно результатам совещания по вопросу срыва сроков строительства космодрома "Восточный" сумма ассигнований на достройку космодрома в 2015 г. должна составить $10 млрд. Стартовая общая стоимость проекта в 2001 г. была рассчитана в объеме $34,6 млрд. То есть недофинансирование на момент планового ввода в строй в конце 2014 г. составило более 30%. И это касается только прямых затрат на проект.

Россия свернет "оборонку"

До состоявшегося в сентябре в Углегорске совещания Путина планировалось, что все составные части "Восточного" должны быть введены в строй в начале 2015 г. На этот же срок было намечено начало консервации расположенного рядом военного космодрома "Свободный", на которой настаивал Китай. Власти КНР вот уже более 20 лет настоятельно требуют закрыть его из-за испарений ядовитого ракетного топлива и угрозы аварийного падения сегментов ракет. Поэтому на месте военного космодрома "Свободный" Кремль обещал разместить объекты космодрома гражданского назначения "Восточный", пойдя навстречу властям КНР.

Ныне эти планы смещаются как минимум на полтора года. 10 октября глава минфина России Антон Силуанов впервые признался прессе, что все ведущие долгосрочные российские проекты в оборонной сфере будут пересмотрены. По его словам, необходимо подготовить новую оборонную программу, учитывающую изменение экономической ситуации.

До 2014 г. изначальный общий план оборонных расходов РФ строился на оптимистичных расчетах: он предусматривал сравнительно скромные текущие затраты на военное присутствие режима Путина в Сирии и экономный "экспедиционный" формат интервенций в Украину. Однако расходы режима на Сирию увеличились, а экспедиционно-диверсионная война против Украины вызвала симметричные санкции Запада, нанеся России ущерб на десятки миллиардов долларов. Это за­­с­тав­ляет Кремль пересмотреть военный бюджет-2015 и последующих годов, который предусматривал модернизацию 70% вооружений. Объемы ассигнований на эти цели должны были достичь $576 млрд на протяжении 2013-2020 гг. Львиную долю расходов предполагалось направить в самую капиталоемкую ракетно-космическую отрасль. Но эти планы составлялись до нападения на Украину и выхода нашей страны из большинства планов военно-технической кооперации. Теперь ситуация поменялась.

Главную стратегически весомую часть сворачиваемой украинско-российской кооперации составляло обслуживание предприятиями Харькова, Днепропетровска, Павлограда и Мариуполя российских оборонных контрактов по сервису партии наземных стартовых комплексов и неоснащенных ракет украинского производства. Они были проданы РФ в 2001-2005 гг. по распоряжению экс-президента Украины Леонида Кучмы. Без регламентного ремонта заводами-изготовителями, проектного сопровождения испытаний и регулярного тестирования систем управления вся эта техника теряет надежность эксплуатации. Поэтому россияне сейчас встанут перед задачей поиска неотложных, экстренных и очень больших ассигнований на долгосрочные проекты по созданию замещающих мощностей в РФ. Для этого им, скорее всего, придется притормозить космические расходы российской казны на Дальнем Востоке. И хотя это осложнит отношения Кремля с Пекином, какой-то другой вариант компенсации российской обороне путинского провала в отношениях с Украиной вряд ли найдется.