• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Украина окончательно рассорит Миллера с Сечиным

Из-за перехода нашей страны на новые формы и источники импорта газа рынок сбыта "Газпрома" может сократиться. Что поставит под удар возможность компромисса между московским нефтяным и газовым лобби
Фото: Дмитрий Азаров
Фото: Дмитрий Азаров
Реклама на dsnews.ua

Нефтяной заговор не удался

Главный российский нефтяной магнат Игорь Сечин размечтался о возвращении к эпохе квот ОПЕК на добычу нефти и присоединении к этим мерам РФ. "Москва предлагала ОПЕК сотрудничество, она могла сотрудничать в качестве наблюдателя, но нефтяной картель, контролируемый странами Ближнего Востока, отверг предложение российской стороны", - заявил недавно Сечин на IP Week в Лондоне.
Прецеденты согласования действий ОПЕК и Москвы в прошлом случались неоднократно. Например, обоюдное сокращение добычи тогда позволило остановить падение цен, рухнувших до $33,7 за баррель в декабре 2008 г. Именно тогда российский режим впервые опробовал метод "растушевки" экономико-социальных проблем с помощью внешнеполитической истерики. От экономических неурядиц внимание населения отвлекали войной с Грузией. В 2011 г. Москва снова смогла договориться с ОПЕК о снижении объема добычи. Согласовав свои действия с картелем, Венесуэла и РФ уменьшили квоты на 15 млн т каждая, пояснив этот шаг пост-кризисным падением мирового спроса. В сумме с намного более вескими усилиями ОПЕК это позволило удержать мировые цены нефти сорта Brent от падения ниже $80 за баррель. Любопытное совпадение: как только нефть начала дешеветь, в Венесуэле появились российские стратегические бомбардировщики. Поэтому неудивительно, что в начале минувшего года, когда нефтяные цены обрушились, режиму Путина пришлось снова "выпускать пар" и совершать очередное военное вторжение - на сей раз в Украину.

А вот скоординировать свои действия с ОПЕК на этот раз не получилось. Скорее всего, Кремль надеялся снова договориться о сокращении добычи хотя бы на 15 млн т в РФ и на 70 млн т - в странах - членах картеля. Но фокус не удался - цены продолжали падать. Более того, из-за принятых Западом санкций под угрозой оказался критический импорт оборудования, необходимого для поддержания добычи нефти в России. Без него объемы добычи в РФ могут сократиться по "естественным" причинам, без всякой координации с ОПЕК.

Россия запускает "сечинский" режим добычи

Ответственность за провал договоренностей с картелем может быть возложена на Игоря Сечина, курирующего нефтяную политику Кремля. До последнего времени его компания процветала, но из-за нефтяного кризиса "Роснефти" рано или поздно придется искать новые статьи доходов. Например, начинать самостоятельный экспорт голубого топлива, отбирая часть бизнеса у "Газпрома". Поэтому Сечину выгодно нагнетать эмоции вокруг мирового ценового кризиса на рынке нефти. Еще летом 2014 г. он потребовал переложить финансирование поточных нужд "Роснефти" на Фонд национального спасения. Получив запрошенные средства, Игорь Сечин стал оправдываться за срыв договоренностей по сокращению добычи с ОПЕК и обвинять в саботаже арабские нефтяные монархии. "Дестабилизация нефтяного рынка вызвана политикой группы стран Ближнего Востока, входящих в ОПЕК. Справедливая цена на нефть находится на уровне $60-80 за баррель", - за­­явил он. Европейской прессе была детально изложена московская версия происходящего на мировом рынке. Сечин категорически отверг фундаментальные причины ценового кризиса. "Половина сегодняшних свободных мощностей недоступна из-за локальных конфликтов, революций, санкций. Где же фундаментальные предпосылки? Кризис-2014 - рябь на воде по сравнению с 1995 годом", - подчеркнул он.

У Сечина не остается иного выхода,как стабилизировать "Роснефть" за счет вывода компании на рынок экспорта природного газа и ломки сложившейся в РФ системы распределения газовых доходов
Реклама на dsnews.ua

По словам главы "Роснефти", экстремальное падение цен на черное золото уже привело к сокращению инвестпрограмм ведущих нефтяных компаний в минувшем году на $67 млрд, а в нынешнем они "сожмутся" еще на $100 млрд. Это неминуемо обернется снижением добычи нефти. Такие заявления - явный симптом, что Москва готовится запустить особый, сугубо "сечинский" режим квотирования добычи. Раньше согласование квот проходило вполне официально, в рамках так называемого энергодиалога РФ - ОПЕК. Но теперь российская добыча начнет сокращаться втихую, без заседаний и публичных обсуждений главным образом из-за санкций Запада.

Хотя даже без них добыча нефти в основном и уже довольно старом российском нефтедобывающем районе Западной Сибири продолжила бы уменьшаться (в 2008-2014 гг. падение уже составило 22 млн т в год). Главная головная боль российской нефтянки - износ оборудования. Все 1200 работающих в стране буровых установок давно исчерпали технический ресурс. Из них критически требуют замены 400 установок, тогда как российское машиностроение способно производить не более 60 буровых в год. Для сравнения: в США из более чем 2700 буровых установок загружено работой всего 1600. Из них 1530 установок за год падения цен на нефть смогли нарастить эффективность работы более чем на 30%.

"Роснефть" теснит "Газпром"

Согласно опубликованному в январе прогнозу ОПЕК в первом квартале 2015 г. добыча в РФ составит 10,62 млн баррелей в сутки, а к IV кварталу упадет до 10,52 млн баррелей сутки. Для сравнения: квота добычи на нынешний год в крупнейшей добывающей стране ОПЕК - Саудовской Аравии - составляет 8,8 млн баррелей в сутки, возможная добыча - 10,5 млн, а фактическая - 9,70 млн баррелей в сутки. Это означает, что по аналогии с Саудовской Аравией Россия при вступлении в ОПЕК или при разовой координации с ней политики квот должна будет сократить свою добычу как минимум на 1,7 млн баррелей в сутки, до 8,8 млн к концу текущего года.

Если бы Москва решилась таким образом добровольно ограничить свои доходы, ей пришлось бы существенно урезать и траты на оборону и систему безопасности. Но в сегодняшних условиях она себе этого позволить не может. Значит, у Сечина не остается иного варианта, как стабилизировать "Роснефть" за счет вывода своей компании на рынок экспорта природного газа и ломки сложившейся в РФ системы распределения газовых доходов. Нефтяная компания уже давно выбивала себе доступ к газовой инфраструктуре. А теперь заявила, что ее право на экспорт голубого топлива и снижение тарифов на его прокачку должно быть закреплено в генеральной схеме газовой отрасли до 2030 г.

Свою лепту в налаживание нового и более справедливого для ОПЕК диалога с РФ может внести Украина. Из-за перехода нашей страны на новые формы и источники импорта газа рынок сбыта "Газпрома" может сократиться. Это, в свою очередь, поставит под удар возможность компромисса между московским нефтяным и газовым лобби, которые при нестабильных рынках сбыта и транзита энергоресурсов и без того не могут договориться. При таком сценарии российские нефтекомпании не смогут выйти на внешний газовый рынок и заработать на экспорте голубого топлива. Из-за финансовых санкций Запада они также не смогут привлечь финансовые ресурсы на модернизацию стремительно стареющего оборудования. Зато "Газпром", опасаясь потери монополии на экспорт российского газа, может стать более сговорчивым с Киевом.

Что касается стран ОПЕК, то они выиграют в любом случае: и сокращение, и просто стагнация добычи в РФ несет им расширение ареалов сбыта своей нефти в Южной и Восточной Европе. В этом, собственно, и кроется разгадка, почему Москва боится входить в нефтяной картель. Кремль категорически не хочет делиться с мировыми центрами нефтедобычи ни правом на квотирование добычи, ни своими локальными внешними рынками. Но это только ухудшает перспективы развития российской нефтянки и обещает выгоды конкурентам российских нефтекомпаний.

Опубликовано в ежемесячнике "Власть денег" за март 2015 (№3/428)

    Реклама на dsnews.ua