США под угрозой взрыва. Почему сторонникам Трампа и Байдена нужно уже сейчас зарывать топор войны
Дональд Трамп все больше поляризирует американское общество
Три дня прошло с голосования американцев на общенациональных выборах, на которых они решали, кто будет президентом, кто станет губернатором, определяли количество сенаторов и членов Палаты представителей на ближайшие два года — до промежуточных выборов 2022 г.
Впрочем, все внимание на дуэли 45-го президента США Дональда Трампа и потенциального 46-го президента Джо Байдена.
Подсчет голосов черепашьими темпами шел все эти нервные три дня и еще не окончен в пяти штатах: Аризоне, Джорджии, Неваде, Пенсильвании и Северной Каролине.
Как и ожидалось, голосование по почте внесло свои коррективы в избирательный процесс. Пандемия коронавируса заставила избирателей либо отправлять свои бюллетени письмами с открепительным бланком, либо прийти на участки заранее, чтобы избежать столпотворения 3 ноября. Столпотворения, которое не смущает ни Трампа, с энтузиазмом месяцами собирающего многолюдные митинги и высмеивающего страх перед Covid-19; ни, как следствие, его верного сторонника из глубинки (в большинстве своем).
Досрочно отдали свои голоса рекордные 100 млн человек, или почти половина всех избирателей.
Неоднократно звучало мнение, что это были преимущественно избиратели Демпартии. И вполне обоснованное, учитывая, как за три дня, в течение которых считаются бюллетени, пришедшие по почте, изменилась картина голосования сразу в нескольких "красных" (республиканских штатах) и не в пользу Трампа.
Взять хотя бы Пенсильванию, один из "лакомых" штатов, дающий 20 голосов выборщиков. В этом штате еще утром 4 ноября Трамп опережал Байдена примерно на 12%. На сегодня разрыв сократился до 0,3%!
Однако все же пытаться подвести итоги, понять, какие штаты взял кандидат от демократов, приводить цифры (проценты, число голосов), как изменился расклад сил за прошедшие четыре года, сколько у Байдена выборщиков и набрал ли он заветные 270 их голосов для победы на выборах, считаю, будет некорректным.
Пусть и есть признаки того, что бывший вице-президент — фаворит гонки.
Делить шкуру неубитого гризли неправильно. Просто потому, что даже если Байден получает 270 голосов, еще ничего не окончено. Впереди жаркая битва. И не одна.
Президент — второстепенен
Какие выводы можно сделать уже сейчас?
Во-первых, как и в 2016 г., социология опять не отражает электоральных реалий.
В течение многих месяцев большинство опросов, которые проводили топовые американские СМИ, говорили о 8-10-процентном (порой и больше) преимуществе Байдена над Трампом.
Что мы видим сегодня? Разрыв колеблется в районе 3% в пользу Байдена.
Нереалистичными оказались и опросы, проводившиеся в день выборов. Среднюю цифру из них выводил, к примеру, ресурс 270toWin. И если с прогнозом, согласно которому демократ выигрывает в Висконсине и Мичигане, социологи не подвели, то с количеством выборщиков у Трампа явно дали маху.
Байдену обещали 279 голосов, и такой вариант еще возможен. Но Трамп якобы мог рассчитывать лишь на 163. И уже утром 4 ноября было ясно, что в этой части прогноз в корне неверен, поскольку действующий президент уже имел 214 голосов.
Главной же причиной несостоятельности едва ли не всех исследований, является то, что социологи по какой-то причине не вынесли никаких уроков из 2016 г. и не учли фактор, скажем так, ненастроенного на откровения ультраконсервативного избирателя.
Или учли, но не знали, каким образом адаптировать свою работу в новой реальности, где представитель ядерного электората Трампа — этот зачастую невежественный и крайне недоверчивый условный фермер, с ружьем прогоняющий непрошенных гостей — не даст прямого ответа на вопросы подошедшего к нему социолога. Да и вообще, учитывая прессинг, создаваемый мейнстримовыми медиа, обсуждать с социологами свои электоральные предпочтения — особенно симпатии к действующему президенту — участники соцопросов склонны не более, чем нюансы интимной жизни.
Синий воротничок с белым не сшить в столь разобщенной сегодня Америке. Сам Дональд Трамп активно содействовал неимоверной поляризации общества. Вплоть до выборов он накачивал своего избирателя ненавистью к демократам—"анархокоммунистам", а также делал ему собственноручно созданную вакцину от страха перед коронавирусом.
Как следствие его электорат в большинстве своем не верит никому, кроме своего президента и группы лояльных медиа (Fox News, Breitbart, Roll Call и т.п.).
И что немаловажно, Трамп и непосредственно во время голосования и подсчета не отказывается от своей стратегии. Напротив, он еще больше работает на эскалацию, неустанно и бездоказательно заявляя о краже его голосов демократами.
Вариант с победой Байдена на выборах в штабе президента не могли не предусмотреть. Отсюда и начавшаяся еще летом кампания Трампа и его окружения против голосования по почте.
Он стоял на позиции, что демократы готовят массовые фальсификации. И к реализации заключительной фазы данного конспирологического прожекта президент приступил вечером 3 ноября, когда объявил о своей победе, но также намекнул на то, что "ослы" пытаются украсть голоса.
Это не был фальстарт, демонстрирующий слабость президента. Нет, это был трезвый расчет. Ведь уже утром 4 ноября Трамп первым делом затвитил о том, что вечером он еще был победителем, ночь прошла и его победа уже под вопросом. Очень Странно (Very Strange), — написал он.
Твит этот положил начало, на первый взгляд, истерической пулеметной очереди заявлений о том, что демократы фальсифицируют выборы в Висконсине, Мичигане, Джорджии, Пенсильвании; и призывам остановить подсчет голосов уже сейчас.
Вторят президенту и ряд законодателей, к примеру, "ястреб" Линдси Грэм, и ведущие с экспертами на канале Fox.
Хотя чиновники, некоторые республиканцы, в большинстве своем экспертная среда, да и ОБСЕ говорят, что обвинения Трампа бездоказательны. Рацио президента не заботит. Цель — еще больше наращивать социальную напряженность, подогревать свой электорат, дабы он стал громким голосом "улицы" в процессе пересчета и оспаривания результатов в судах.
Такое поведение Трампа вызывает тревогу. Оно усугубляет социальный кризис. И это ключевой момент нынешней избирательной кампании. Не победа Трампа или Байдена, а то, каким образом федеральное правительство и Конгресс будут засыпать пропасть, образовавшуюся между американцами.
Сейчас куда важнее не то, как Дональд Трамп будет цепляться за власть, поскольку его тактика уже очевидна, а то, что собственно будет делать Республиканская партия. И Демократическая.
Смогут ли мейнстримовые силы американской политики вернуться к принципу сохранения двухпартийного баланса вне зависимости от того, кто будет президентом? Смогут ли демократы и республиканцы договориться о сотрудничестве и выработать консенсус? Или же "слоны" будут и дальше участвовать в пугающем шапито Трампа и оправдывать его борьбу с системой, винтиками которой они, к слову, являются?
Пока, как представляется, партия идет рука об руку с Трампом, судя по тому, что видные республиканцы поддакивают президенту. Вероятно по той причине, что "слоны" уже примеряются к промежуточным выборам и последующим общенациональным.
Однако с повышением ставок, по мере роста напряженности, отношение республиканцев может измениться.
Стимулом для этого станет готовность демократов пойти на контакт —протянуть руку дружбы ради стабилизации ситуации. Главное, чтобы в руке также был список конкретных предложений.
В противном случае поляризация продолжится с уходом избирателей обеих партий в радикализм и отношением друг к другу как к экзистенциальной угрозе. Конечный итог в этом случае предсказуем — мощный взрыв.