Уэст и Тимати. Когда в США появится Кобзон-рэпер

И в Белом доме, и в Кремле пользуются "услугами" селебрити, но по-разному
Фото: EPA/UPG

11 октября все внимание украинцев, по понятным причинам, было приковано к решению константинопольского Синода. Поэтому другие события, в особенности, за рубежом несколько отошли на второй план. Не сказать, что случилось нечто из ряда вон выходящее. И все же было кое-что, может и не претендующее на глобальность, но все-таки довольно занимательное и, как и в случае с Томосом, с откровенно политическим подтекстом. Плюс, это "кое-что" позволит несколько отойти от религиозной тематики тем, кого она несколько утомила. В гости к президенту США Дональду Трампу в Овальный кабинет заявился с челобитной давний его поклонник - рэпер Канье Уэст. Визит, проходивший под активное щелканье фотокамер, интересен как раз в ключе новых политико-культурологических веяний и, в довесок, очередного проведения параллелей между США и Россией.

Селебрити во всех странах давно нельзя назвать персонами, витающими в облаках и прислушивающимися лишь к своим музам - к Эвтерпе или Терпсихоре, а порой... Хотя вряд ли у древних греков имелась соответствующая богиня (из числа дочерей Мнемосины или Гармонии), связанная с деньгами, но сегодня она заняла бы почетное место среди других муз. В общем, селебрити - такая же часть политической жизни, как и все остальные. Только у них за плечами есть еще и определенный звездный шлейф, временами трансформирующийся в избирательные очки. Некоторые даже в президенты метят. Кстати, Уэст тоже заявлял, что не прочь попробовать себя на этом поприще. Ну, а пока он всеми руками и даже головой, на которую специально водрузил кепку MAGA (аббревиатура Make America Great Again - Сделать Америку снова великой), поддерживает 45-го президента.

Рэпер в Овальном кабинете должен был продолжить дело своей супруги - еще одной представительницы шоу-биза, звезды реалити-шоу Ким Кардашьян, закрепившей за собой тему реформы пенитенциарной системы. Она, между прочим, тоже успела побывать в Белом доме. Причем дважды. И после первого визита президент показательно по ее просьбе помиловал 63-летнюю Элис Мари Джонсон, осужденную на пожизненное в 1996 году по восьми уголовным обвинениям, связанным с торговлей кокаином. Уэст вместо обмена мыслями с президентом выдал 10-минутную тираду, назвав себя "ненормальным е...натом", о том, какой Трамп отличный лидер. Хотя в его оде нашлось место вопросам, особенно интересующим самого президента - к примеру, оружию. Так, Уэст заявил, что проблема, мол, не в легальном оружии, а в нелегальном. После чего сказал, что "любит этого парня" и обнял. Трамп ответил, что это "действительно мило". Кстати, судя по выражению лица Трампа, ему, не сказать, что особо было приятно общество рэпера. Хотя он и сам криклив и пытается казаться простым как двери. Но нужно - значит, нужно.

И нужно, потому что выгодно с точки зрения политических дивидендов. Это подводит нас к следующему выводу. Рэп из андеграундной культуры уже давно превратился в мейнстрим: красивые цацки, бескрайний пафос, папарацци и рагацци, селебрити и активити...Теперь настал черед его политизации. Любопытно, это рэп проникает в политику, или политика проникает в рэп? Справедливости ради, некоторые исполнители частенько поднимали и поднимают остросоциальные и политические вопросы. К примеру, Маршалл Мэтерс (Эминем) в своем клипе катком прошелся по Трампу и затронул вопрос расизма. А Калвин Бродус (Снуп Дог) на обложке своего альбома разместил фотографию с трупом в морге, на ноге которого висит бирка "Трамп". Дог, поддерживавший Хиллари Клинтон, также обращает внимание на тему ксенофобии и считает Трампа "президентом-клоуном".

Так что в данном контексте скорее имеет место диффузия. Одни критикуют президентов, другие демонстративно восхищаются. Т.е. в целом рэп, как и прочие культурные проявления, взят на вооружение истеблишментом. Причем по обе стороны Атлантики. Вопрос лишь в качестве исполнения. И здесь пора провести параллели с визави Дональда Трампа - Владимиром Путиным и Россией в целом, ведь Кремль тоже не остался в стороне.

К примеру, как писала BBC, Кремль заплатил почти 2 млн рублей Вячеславу Машнову (Гнойному) за клип с критикой в адрес видеоблогера Николая Соболева, сообщавшего о том, что власти скрывают реальное число жертв при пожаре в кемеровском торговом центре "Зимняя вишня". Или свежий пример, коснувшийся и Украины благодаря игрокам сборной по футболу Артему Беседину и Николаю Матвиенко - послание Тимура Юнусова (Тимати) к президенту РФ. Он поздравил Путина с днем рождения: "Владимир Владимирович, долгих лет жизни вам, здоровья и терпения. У нас достойный Президент. С днем рождения. Россия только вперед". Все. Никакой социально-политической повестки, а сугубо подобострастие. Оплаченное или бесплатное - не столь важно. Путин - прекрасный президент и никаких вопросов не должно существовать. И когда об этом говорит достаточно известный рэпер, то для его поклонников это уже аксиома.

И это очень топорная работа. Даже президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов в использовании этой культуры оказался ближе к Трампу, нежели к Путину, когда вместе с внуком снял клип, насыщенный социально-правильными и патриотичными тезисами, а не слепым обожанием.

В случае Трампа вместе с торговлей своими лицами селебрити рядом с ним формируют какие-никакие мессиджи. Естественно, созвучные его позициям или выставляющие его в выгодном свете. Таким образом формируется образ президента, который все видит, всем хочет помочь. Путин себе такой образ уже создал, но рэперов и прочих беспринципных представителей шоу-биза еще не пользует на всю катушку. Точнее пользует, но только для бездумного прославления.