Удрученное молчание. Как мир отреагировал на "избирательный рекорд" Путина
Но даже при таких условиях большинство западных лидеров застыли в выжидательном молчании. Ни поздравлений с победой, ни полноценных заявлений о нелегитимности выборов Путин не услышал, пишет depo.ua.
Вчерашний российский "референдум" - частично об уровне доверия населения Путину, частично о способности его административной машины обеспечить нужный результат - прошел успешно. Теперь миру приходится как-то формулировать свое отношение к четвертому сроку "демократически избранного" российского президента. С чем на самом деле возникает немало сложностей.
Конечно, эти сложности возникают не у всех. Китай, Сербия, Боливия и Куба, а вместе с ними весь постсоветский "колхоз" сходу поздравили Владимира Путина с победой. Для них ничего не изменилось и никаких дипломатических телодвижений, кроме формальных поздравлений, делать необходимости нет.
Внешнеполитические ведомства Франции и Британии вместо поздравлений выдали, видимо, заранее заготовленные заявления о том, что они "не признают" выборы в Крыму, как заявил более решительный Париж, считают эти выборы "неприемлемыми", как взвешенно констатировали в Берлине, где не могут "говорить о справедливой во всех отношениях политической конкуренции" в России, но признают, что "Россия также будет нужна для решения крупных международных конфликтов", поэтому "хотят продолжать диалог". К Германии присоединилась и Австрия. Вполне вероятно, что это не последнее подобное заявление и какой-то подобный документ рано или поздно удастся принять и на уровне ЕС. Если же нет, то с небольшими вариациями к трем первопроходцам "ограниченного признания" путинского успеха добавятся в течение суток еще с десяток последователей, а откуда-то со стороны Будапешта, возможно, придет и приветственная телеграммка.
А вот США пока хранят таинственное молчание. Даже "Твиттер" Дональда Трампа пока не сообщил мнение президента США о результатах выборов в России. Одно из двух: или этот результат волеизъявления россиян стал для американской дипломатии сюрпризом, к которому никто не догадался подготовить несколько положенных слов, или решительное молчание и является заранее согласованной реакцией американских властей, для исполнительной ветви которой Россия является настолько токсичной темой, что в любом случае лучше промолчать, чем дать лишний повод для критиков в Конгрессе поговорить на тему чрезмерной любви Дональда к Владимиру. Хотя какого-то заявления со стороны Госдепа во главе со свеженазначенным Майком Помпео избежать Вашингтону, конечно, не удастся.
А в целом приход Путина на четвертый срок правления мир воспринял как неизбежное зло. Которому, конечно, не приходится радоваться. Но и бороться с ним - или, по крайней мере, публично заявить о нелегитимности выборов российского президента - никто, похоже, тоже не собирается. Потому что даже "домашние заготовки" европейских стран о непризнании результатов выборов в Крыму на самом деле являются скорее политически-медийными маркерами, чем продуманными с позиций международного права заявлениями. Хотя бы потому, что в международном публичном праве начисто отсутствуют нормы поведения с мировыми лидерами, которые были выбраны "частично легитимным" способом.
Как можно вести переговоры с "частично нелегитимным" президентом? Какие требования может - или не может - ставить международное сообщество к России, чтобы исправить ситуацию с нелегитимностью? На все эти вопросы пока нет четкого ответа ни в Европе, ни в США. Соответственно, и все заявления на эту тему, кажется, являются просто способами немного испортить праздник новейшему московскому самодержцу, а не обозначить какую-то позитивную программу действий в отношении России. Что, конечно, само по себе неплохо. Но на очередной шаг скоординированной борьбы Запада с Россией, которая не вчера началась и не завтра, видимо, закончится, все это не очень похоже.