Есть ли теперь альтернатива Трампу
Шансы Дональда Трампа на выдвижение кандидатом в президенты США от республиканской партии подскочили почти до ста процентов после того как его основной соперник, техасский сенатор Тед Круз, добровольно выбыл из гонки.
Круз озвучил своё решение после проигрыша праймериз в штате Индиана. Хотя он мог бы ещё побороться: если не за победу, то хотя бы за то, чтобы осложнить Трампу номинацию на предстоящем партийном съезде. По-видимому, мотивов для такого сценария ни у кого в американском истеблишменте не нашлось.
Завоевав Индиану, Трамп заполучил уже 1047 из необходимых для выдвижения 1237 голосов партийных делегатов. В нескольких оставшихся штатах праймериз или кокусы ещё не состоялись, этих штатов не так уж и много. В самых населённых из них - Калифорнии и Нью-Джерси - Трамп лидирует с большим отрывом.
Следует полагать, что после снятия Круза отрыв ещё более увеличится. Согласно последним опросам и статистике, нью-йоркский шоумен-миллиардер все необходимые ему голоса наберёт.
Пока американское общество свыкается с новой необычной реальностью, пресса постепенно изменяет риторику и эпитеты по отношению к Трампу. Логика при этом такая же, что и в историческом анекдоте о побеге Наполеона из Эльбы. Тогда газеты об императоре французов сначала писали "Корсиканское чудовище вырвалось на свободу", затем чуть менее резкое "Узурпатор бежал с острова Эльба", по мере приближения его к столице - и к власти - заголовки становились всё более и более покладистыми, и эволюционировали напоследок в "Париж приветствует его величество императора". Что ж, такова людская природа.
Встреча с республиканскими боссами, слухи о которой несколько недель назад просочились в прессу, и на которой Трамп якобы обязался изменить свой имидж в сторону большей респектабельности и системности, очевидно, тоже как-то отразилась на поведении этого яркого человека и на подаче его персоны в масс-медиа.
Но каким бы забавным или даже захватывающим ни было возвышение экстравагантного миллиардера, его взлёт - только один из фрагментов американского политического пазла. Широкая картинка - это предстоящие выборы, а ключевой вопрос предстоящих выборов, - если позволено будет так сказать, - не в том, "станет ли президентом Трамп". Если перейти от уровня шоу к уровню сути политики, акцент немного другой: "станет ли президентом Хиллари Клинтон".
Именно она, обозначив раньше всех свою заявку на Овальный кабинет, и рассматриваясь уже долгое время в качестве наиболее вероятного победителя, стала той смысловой точкой, вокруг которой и структурируются во многом американские политические процессы.
В таком контексте другие важные части пазла - это неожиданно цепкая борьба против Клинтон сенатора Берни Сандерса, победившего в той же Индиане на праймериз у демократов. И ещё в имеющейся картинке привлекает внимание неоднозначная позиция президента Барака Обамы. С одной стороны, он, конечно же, намекает, что следующим президентом станет "она".
С другой стороны, как президент-демократ он мог бы сделать больше для победы кандидата от однопартийцев. Во всяком случае, Обама мог бы воздержаться от недавнего утверждения, будто бы считает самой большой своей ошибкой недооценку последствий вмешательства в Ливии - это камень в огород именно Клинтон, тогдашнего госсекретаря, отвечавшей, в том числе, и за политику поддержки "Арабской весны".
Похоже на то, что, стартовав очень рано, Хиллари Клинтон дала время своим разнородным противникам ситуативно объединиться и как-то синхронизировать действия.
Ещё один кусочек пазла, который следует учесть, - это длящееся против неё расследование, связанное с использованием личной почты в целях секретной служебной переписки.
Поскольку Хиллари Клинтон с самого начала президентской избирательной кампании предлагала Америке и миру довольно чёткое видение активной внешней политики - в русле того, что она продвигала на посту госсекретаря - и поскольку с её видением мировой политики в США были не согласны многие, возник запрос на проект, условно говоря, "антиклинтон".
И вот теперь, после праймериз в Индиане, этим антиклинтоном, похоже, и станет Дональд Трамп. В конце апреля он выступил с программной речью в аналитическом центре "Центре национальных интересов", бывшем "Никсоновском центре".
Еще раз подтвердилось: то, что предлагает он, и то, что предлагает госпожа Клинтон, - это два очень разных видения будущего.
Согласно Трампу, главенствующим в его стратегии будет принцип: "сначала Америка". То есть сокращение вмешательства в мировые дела и экономия на внешней политике. За двумя словами этого лозунга стоят весьма чувствительные для всего мира изменения. Более того, эпатажный Трамп не постеснялся заявить о том, что предложит улучшение отношений с Россией (с позиции силы, по его словам), а также и с Китаем, и реформу НАТО.
На данный момент Хиллари Клинтон, согласно большинству социологических опросов, побеждает Трампа. Однако следует учесть, во-первых, что электоральные настроения в американском обществе более динамичны, чем в относительно инертном (в электоральном плане) украинском. Судить "по себе" было бы неправильно.
Во-вторых, может возникнуть элемент непредсказуемости, если Сандерс решится пойти независимым кандидатом и оттянет от Хиллари немалую часть голосов. Аналитики такой вариант всерьёз рассматривают.
Для Украины риски неизбежны и в случае победы Клинтон, и в случае победы Трампа - в каждом свои, разумеется. Вряд ли стоит паниковать из-за обозначившихся шансов последнего на президентство. Тем более, что на фоне его эпатажных высказываний относительно России и Путина, звучат, в том числе, и обнадёживающие для украинцев слова. И потом, кем бы ни были до того люди, идущие в президенты, на новом посту они, как правило, заменяют эпатаж и позёрство на более прагматичные вещи.
Более прагматичными необходимо становиться и украинцам. Ведь это слишком рискованно - строить планы будущего, надеясь в основном на внешнюю поддержку, - пусть даже это и поддержка от самой сильной страны.