Нурсултанские страсти. Когда в Казахстане пройдут ненарисованные выборы

Для того чтобы в Казахстане стали возможны настоящие выборы, его гражданам предстоит пройти очень длинный путь
Более 500 человек было задержано в ходе протестов в крупных городах Казахстана

Внеочередные президентские выборы, назначенные после того, как 19 марта Нурсултан Назарбаев подписал указ о сложении с себя полномочий президента по собственному желанию, состоялись в Казахстане 9 июня. Результаты экзитполов показали убедительную победу официального преемника Назарбаева, ​кандидата от его правящей партии "Нуо Отан", бывшего председателя Сената и нынешнего временный главы государства Касым-Жомарт Токаева, в первом туре с результатом не менее 70% голосов.  

Это уже шестые по счету президентские выборы в Казахстане, но только первые без участия в них Нурсултана Назарбаева. Впрочем, Назарбаев не ушел, а вознесся над выборами, перейдя в статус живого бога и оставив после себя на грешной казахской земле построенную его волей столицу, переименованную в Нурсултан.

В этом переименовании обожествление ненавязчиво переплелось с демократизмом живого бога Нурсултана — будь это не так, бывшую Астану назвали бы не Нурсултаном, а Нурсултаном Абишевичем.

В лучших традициях совмещения выборы сопровождались протестами и арестами.  Более 500 человек было задержано в ходе протестов в крупных городах: Алматы, Шымкенте и Нурсултане. Толпа протестующих скандировала "Токаев не наш президент". Под раздачу попали и несколько журналистов, освещавших выборы.

По предварительным данным, Токаев набрал 70,76% голосов, как и было предсказано по результатам экзитполов. Явка составила 77%. Таким образом, за действующего и. о. президента проголосовало около 6 млн 504 тыс. избирателей. Все прошло так, как ожидалось и планировалось. И только беспокойная оппозиция, говорящая о том, что высокую явку, а следом за ней и высокий результат Токаева попросту нарисовали, что никаких экзитполов вообще не было, их никто не видел, а основной соперник Токаева, Амиржан Косанов, набравший 16,02% голосов и уже поспешивший поздравить новоизбранного президента с победой, был просто удобной подставной фигурой — только она портит благостную картину.

Естественно, что оппозиция права во всем. Было бы странно, будь это не так. Совершенно ясно, что всех кандидатов отобрали и просеяли еще на стадии выдвижения.  Что все было отрежиссировано и нарисовано заранее. Иначе и быть не могло.

Но верно и то, что даже при самом честном подсчете голосов победил бы провластный кандидат. Пусть и при меньшей явке. Пусть и не с 70% поддержки. Но непременно победил бы, и даже в первом туре, потому что до протестного голосования  Казахстану еще только предстоит дорасти.

Это, повторяю, совершенно нормальная ситуация. Шесть выборов с неизбежным Нурсултаном в финале, идущим  на очередной срок в атмосфере, когда большая часть общества привычно кивает телевизору, а меньшая, с кукишем в кармане, вздыхает о том, что, мол, плетью обуха не перешибешь, и вообще, а что мы можем сделать, — эти шесть выборов вообще не в счет.  И нынешние избиратели, спокойно смирившиеся с сомнительными экзитполами, которых никто не видел, и не вышедшие на протест, или просто проигнорировавшие выборы, или проголосовавшие как автоматы, не задумываясь, просто чтобы их оставили в покое, тоже не в счет. В счет только те, кто хотя бы пришел и проголосовал по-настоящему, а не по официальным данным о явке, и голосовал, задумавшись о своем выборе хотя бы на несколько минут. В счет те, кто вышел протестовать. В счет те, кто голосовал за оппозиционного кандидата, протестуя против плавной передачи власти при полном сохранении сложившейся постсоветской системы.  Но таких, которые в счет, заведомое меньшинство. Они и не могли выиграть первые выборы.  Они вместе со всем Казахстаном находятся сейчас там, где находилась Украина как минимум лет 30 назад, в эпоху "Революции на граните". 

Тридцать лет нельзя преодолеть одним прыжком.  Но в Казахстане уже начались перемены.  И там, как оказалось, есть кому выйти на протест. И при большой удаче наши 30 лет граждане Казахстана смогут прожить скажем за 25, а то и за 20. И даже, может быть, поскольку мир меняется, казахам, выстраивая свою независимость, удастся избежать российской агрессии, а следом за ней избежать усталости от противостояния и падения в тупик популизма, в котором сейчас оказалась Украина. И вообще, как прекрасно быть в начале пути. Это позволяет надеяться, что все сложится удачно.

Отрадно за граждан Казахстана, кто не формально, а на деле участвовал в выборах. Кто агитировал за оппозиционных кандидатов. Кто выходил на протесты, потому что не считал возможным промолчать и не побоялся столкновений с полицией и ареста. Кто голосовал, совершая сознательный выбор. Пусть даже и за Токаева голосовал, если этот выбор был сделан не под влиянием телевизора, а собственным решением, — это тоже нормально.

Понятно, что власть нарисовала результаты выборов такими, как было удобно ей, тем не менее они состоялись. В этом главная и единственно возможная сегодня победа граждан. Остальное придет потом. Не очень скоро — через 10, 20, 30, возможно, и через 50 лет, но придет. Обязательно.