У Кремля своя "система". Как российские спецслужбы разваливают армию Германии
Вооруженные силы ФРГ в последние годы заметно радикализировались не без помощи России
Бундесвер, вооруженные силы Германии, в кризисе. Кризис этот уже давно системный и многоуровневый. И одна из его граней – это слабый иммунитет к правым идеям и внешним влияниям.
Как итог, уже в ноябре ФРГ может остаться без своего элитного спецназа KSK (Kommando Spezialkräfte), который оказался в эпицентре нового скандала. Предыдущий случился весной 2017 г., когда бойцы устроили вечеринку с исполнением песен праворадикальных групп и швырянием свиных голов.
А что власти? Спецслужбы начали расследование и выявили в рядах KSK десятка два человек с ультраправыми взглядами. На этом как бы все. Пошумели и разошлись, чтобы собраться вновь спустя три года, когда полиция Саксонии на принадлежащем бойцу KSK участке земли обнаружила тайник с пропавшими ранее армейским оружием и боеприпасами.
Министр обороны ФРГ Аннегрет Крамп-Карренбауэр, которую одно время прочили на место Ангелы Меркель, лично прибыла на базу спецназа и вынесла приговор: жонглеры свиными головами расформированы, остальные подразделения KSK имеют время до 31 октября, дабы избавиться от паршивых овец и показать себя с лучшей стороны.
Впрочем, проблема не только с KSK. Боеприпасы пропадали в Бундесвере вообще. По последним данным, речь идет о порядка 85 тыс. патронов и 62 кг. взрывчатки. Зачем "ренегатам" мог понадобиться такой арсенал?
Выходцы из системы
Ответ, по всей видимости, можно найти в расследовании газеты Die Zeit, авторы которого вышли на праворадикальный Telegram-канал WIR ("Мы"), где военные обсуждали гражданскую войну с переворотом на десерт и, конечно, с использованием украденного в армии оружия.
С правоэкстремистами у Бундесвера беда уже давно. Еще в январе 2020 г., как писала Die Welt, спецслужбы насчитали таковых около 550 человек (в 2018 г. было 190). Недавно глава Службы военной контрразведки MAD Кристоф Грамма повысил цифру до 600 человек.
Что говорить, если даже глава отдела соцсетей в Бундесвере, подполковник Марсель Бонерт вляпался в скандал – он лайкал посты члена "Движения за идентичность", признанного правоэкстремистским Конституционным судом ФРГ 11 июля.
И если соцсети используются радикалами из Бундесвера для общения, то непосредственно радикализация бойцов KSK, полицейского спецназа GSG 9, а также полицейских и простых граждан, согласно книге Бориса Райтшустера "Тайная война Путина", происходит на базе школ боевых искусств "Система", где обучением занимаются россияне-бывшие военные.
В 2015 г., пишет Райтшустер, только в Германии были выявлены 300 человек, назначенные в структуры секретной системы.
Всего таких школ, действующих, в том числе, на территории ФРГ, несколько:
- "Система Рябко", основанная полковником юстиции, советником министра юстиции РФ Юрия Чайки Михаилом Рябко – по меньшей мере 200 школ в 30 странах.
- "Русский стиль", основанная ГРУшником Вадимом Старовым – около десятка школ, включая две в Штатах.
- "Система Кадочникова", основанная скончавшимся в апреле 2019 г. Алексеем Кадочниковым – 21 школа, 16 из которых в РФ и одна в Украине.
Сотрудники венгерского научно-исследовательского института Political Capital и журналисты австрийской газеты Der Standard в 2017 г. опубликовали совместное расследование, согласно которому во всех (!) странах Центральной и Восточной Европы действуют пророссийские милитаризованные организации.
Обучением на территории "принимающей стороны" дело не ограничивается. Особенно одаренных, по данным Bild, из числа тех же праворадикалов из антиисламской партии PEGIDA или движения "Рейхсбюргеры" также постоянно отправляют в Россию, где обучают применению оружия и взрывчатки для проведения диверсий разного рода.
Об одном из таких мест не так давно писал немецкий журнал Focus. Журналисты, ссылаясь на данные спецслужб Германии, сообщили, что правых из Германии, Финляндии и Швеции привозили в лагерь "Партизан" под Санкт-Петербургом, а после некоторых из них отправляли воевать на Донбасс.
Вернемся к ФРГ и действующим там клубам "Системы". Германия явно в приоритете у адептов такой формы интервенции в ЕС. Еще в 2014 г. все тот же Focus сообщал, что в Германии насчитывается около 30 таких секций.
В 2017 г., как рассказал EUobserver еще один эксперт по спецслужбам РФ Дмитрий Хмельницкий, их число выросло вдвое – до 63.
И не сказать, чтобы российские инструкторы как-то прятались. Нет, о них было хорошо известно. Журналист Bild даже посетил одно такое занятие в берлинской школе в 2016 г.
Свой репортаж Янник Хюбер начал с того, как "инструктор Павел" повалил его на пол, а после переходит к очевидной связи школы со спецслужбами РФ. И хотя "Павел" отказался отвечать на вопросы о происхождении "Системы", другой ученик шепотом сказал журналисту, что "Систему" использует "спецслужба".
Тянуть кота за его резиновый хвост
Стоит отметить, что эти школы еще шесть лет назад Федеральная служба защиты конституции Германии (BfV) считала угрозой безопасности.
Но что она и другие ведомства предпринимали? Почему реакция ограничилась подсчетом праворадикалов в армии и угрозой Крамп-Карренбауэр разогнать KSK, если те не очистят свои ряды?
Может быть потому, что на радикализацию Бундесвера с благосклонностью взирают и в самих спеслужбах?
После скандала с KSK у прессы возникло подозрение насчет вышеупомянутой MAD. По данным СМИ, сотрудники контрразведки могли делиться со спецназовцами данными о расследовании, которое служба вела в отношении KSK.
Как результат, коллеги MAD из других стран чувствуют себя в Бундесвере и ФРГ как у себя дома.
Да, "из других стран". Потому как речь не только о России, но и о Турции.
Журналисты проекта Report Mainz телеканала ARD 17 июля сообщили, что MAD также открыла дела на четырех военных по подозрению к причастности к турецкой правоэкстремистской группировки "Серые волки".
Группировка – сторонники ультраправой Партии националистического движения Турции (MHP). И ее также связывают с Организацией национальной разведки Турции (MIT).
Как видим, Путин и Эрдоган действуют аналогичными методами не только в Ливии и Сирии, но и в Германии, где имеются многочисленные российская и турецкая диаспора. А значит, есть где развернуться и куда расти.
Что в еще большей степени обнажает уязвимость Бундесвера перед правым радикализмом и внешним влиянием. К слову, в KSK, как писала Süddeutsche Zeitung, еще и исламиста обнаружили.
Немецкая армия переживает острейший кризис. И не только из-за растущего распространения правых взглядов, но и технически. Глава Ассоциации солдат Бундесвера Андре Вюстнер констатировал: положение катастрофическое, ведь армия отстает по темпам модернизации, а военные с трудом уже справляются с горой взваленных на них задач.
Причина в нехватке бойцов. Это тоже давняя проблема, для решения которой правительство постоянно ищет различные варианты. Последний, предложенный Крамп-Карренбауэр, призван привлечь в армию молодежь, которая, отмечается в статье Die Zeit, туда вовсе не рвется. Министр предлагает им послужить лишь семь месяцев вместо 23, а после еще полгода побыть резервистами, которых можно будет вызвать на службу на случай экстренных ситуаций.
Эксперты к инициативе Крамп-Карренбауэр отнеслись со скепсисом, поскольку если уж заманивать, то предлагать взамен какие-то бонусы. А их у министра нет.
Что же до радикализации солдат немецкой армии, то большинство аналитиков и журналистов, мягко говоря, очень встревожены.
Отношение закономерное. Потому как Берлин, заигрывая с тем же Кремлем, позволял спецслужбам РФ годами формировать военизированное, хорошо обученное и экипированное подполье.
Гражданскую войну и переворот подполье, конечно, не потянет. Формат у таких ячеек, и их задачи очевидно иные – это, как писала "ДС" два года тому назад, еще одна форма гибридных войск Москвы.
Только если "Вагнер" и прочие ЧВК прямо вовлечены в вооруженные конфликты в Европе, Средиземноморье и Африке, то выкормыши "Системы", пусть не прячутся сейчас, но действовать будут тайно. Хлопот правительству Меркель доставят точно — беспорядки и столкновения при случае и по команде организуют.
На деле же Берлин упустил момент, когда заразу можно было бы вырвать с корнем. Сегодня это будет очень сложно осуществить, потому как ячеек много, а их члены некоторое время подвергались идеологической обработке.
Но делать что-то точно придется. И, возможно, Меркель, у которой уже есть что предъявить Кремлю из-за громких убийств врагов Кадырова в Берлине и хакерских атак на органы власти, наконец начнет бороться с пророссийским подпольем.