• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

"Твиттер"-лидеры. Какая корысть Украине от встречи Трампа с индийским премьером

Шаги на сближение с Западом Индия делает хотя и постоянно, но довольно осторожно. Чтобы преждевременно не остаться без возможности балансировать между центрами силы
Реклама на dsnews.ua

Встреча "лидеров старейшей и крупнейшей демократии" прошла на довольно высоком уровне. По ее итогам Дональд Трамп заявил, что американо-индийские отношения "никогда не были прочнее". И дал в честь высокого гостя первый рабочий ужин в Белом доме в качестве президента США (китайскому лидеру подобные почести он оказывал на своей флоридской вилле). Был также совместный подход к прессе, что отличало, конечно же, прием премьер-министра Индии от приема президента Украины. Хотя сами переговоры двух глав государств длились те же 20 минут, что и переговоры Дональда Трампа с Петром Порошенко: видимо, основные внешнеполитические вопросы в ближайшем будущем США будут решать на встречах иностранных лидеров с вице-президентом, госсекретарем, министром обороны и т. д. (и таковые у индийского премьера тоже состоялись).

Как задобрить Трампа

Встречи ожидали давно. Ведь Нарендра Моди стал вторым иностранным лидером, которому Дональд Трамп позвонил после того, как обосновался в Белом доме (первым был израильский премьер). А во время своей предвыборной кампании называл премьер-министра Индии великим человеком за то, что он "очень энергично реформировал индийскую бюрократию". Да и вообще демонстрировал много знаков уважения "индийскому и индуистскому обществу", обещая, что в случае его избрания США и Индия станут "лучшими друзьями". Индийские националисты в ответ на это (а также на нелестные для мусульман высказывания) молили свои индуистские высшие силы о даровании Трампу победы в президентской гонке. Заявляя при этом, что "только Трамп может спасти человечество" (его популярность в Индии высока и теперь: недавно в его честь назвали деревню на севере страны).

Однако к своему предвыборному обещанию продвигать две страны к совместному "феноменальному будущему" новоизбранный американский президент отнесся так же творчески, как и ко многим другим. И в первые месяцы сконцентрировался на улучшении отношений с Китаем, который в его предвыборной риторике фигурировал как потенциальный главный враг. Индия же вместо обещанных пряников получила кнут в виде трамповской критики за желание получать от развитых стран крупные средства в рамках Парижского климатического соглашения. Или апрельского президентского указа, осложнившего наем американскими IT-компаниями иностранных специалистов (наибольший процент получивших такую работу в США являются выходцами именно из Индии).

Но индусы не стали акцентировать внимания на подобных уколах и тем более отменять визит (о такой возможности с надеждой писали некоторые российские СМИ). Пример Китая позволил им увидеть в таком прессинге вынесенные Трампом из бизнеса методы "предпереговорной подготовки" будущего собеседника и самим подготовиться.

Например, вслед за тем же Китаем польстить членам семьи нового президента, попросив его дочь возглавить делегацию американских бизнесменов на международном предпринимательском саммите, который запланирован в Индии на осень. Здесь стоит отметить, что китайцы сработали несколько "конкретнее", судя по следующему утверждению главного редактора The New Yorker Дэвида Ремника: "В тот день, когда семья Трампа принимала Си Цзиньпина в Палм-Бич, китайское правительство одобрило расширение торговых марок Иванки, чтобы она могла продавать свои туфли и сумочки на обширном рынке от Харбина до Гуанчжоу".

Впрочем, индийский реверанс тоже был оценен. Встреча двух лидеров, по словам вице-президента США Майка Пенса, стала не только "продуктивной", но и "исторической". И не только потому, что Трамп не смог поиграть в свои знаменитые рукопожатия, оказавшись в не менее знаменитых "медвежьих объятиях" Моди.

Реклама на dsnews.ua

"Мы соглашаемся по большинству вещей и, я бы сказал, в конце концов согласимся по всем", — подытожил переговоры Дональд Трамп. Под этим он, вероятно, понимает наметившиеся пути решения проблем в двусторонних отношениях, большинство из которых в экономической плоскости. Например, в 24-миллиардном торговом сальдо в пользу Индии. Решить этот вопрос помогут долгосрочные контракты о поставках в Индию американского природного газа на $32 млрд (это, как и в случае с договоренностями о поставках газа из США в Китай, очень не на пользу "восточному развороту" Россией своих энергетических проектов). А также об увеличении поставок в Индию американского оружия: СМИ много пишут о готовящейся продаже этой стране беспилотников на сумму $2–3 млрд и о продаже лицензии на производство истребителей F-16.

Обиженные и оскорбленные

Два "мировых лидера соцсетей" (у Трампа и Моди больше всего подписчиков в "Твиттере") поговорили и о совместных с Японией крупнейших в истории военных учениях в Индийском океане. Это продемонстрировало: начавшееся при Бараке Обаме американо-индийское военно-политическое сближение продолжается. Что очень нерадостно будет воспринято в:

  • Пекине, имеющем с Дели территориальный спор в Тибете;
  • Исламабаде, по причине аналогичного спора в Кашмире, а также по причине охлаждения отношений со своим некогда главным союзником — Вашингтоном, который еще и поддержал призывы Дели к Пакистану активизировать борьбу с исламистскими организациями, терроризирующими с его территории Индию и Афганистан;
  • Москве, пока еще являющейся главным экспортером вооружений для индийской армии, но постепенно сдающей эти позиции под натиском США и их союзников (Японии, Франции и др.).

Однако эти эмоции будут малоинтересны Вашингтону и Дели (а также Токио, Парижу и ряду других столиц). Точно так же, как они не особо учитывались во время присвоения Соединенными Штатами Индии статуса основного оборонного партнера вне НАТО (декабрь прошлого года) или заключения американо-индийского соглашения по военной логистике (август). Благодаря этому соглашению американский флот может использовать для дозаправки, ремонта и пополнения запасов индийские порты. А находятся они вдоль критически важных для Китая маршрутов поставок энергоносителей.

Индия за прошлое десятилетие сделала не только эти шаги, позволяющие сильно усомниться в ее искреннем желании строить совместно с Россией и Китаем антизападный полюс. Предположения о таком намерении появляются, например, из-за ее членства в не особо эффективной Шанхайской организации сотрудничества или сохранившегося еще с советских времен довольно высокого уровня отношений с Москвой (в начале 70-х СССР был единственным важным союзником Индии, вынужденной одновременно противостоять Китаю, Пакистану и США).

Но многие заявления и действия Индии говорят о совершенно противоположном курсе — на Запад, где больше источников инвестиций и технологий (а также стабильности и предсказуемости, по крайней мере, было до Трампа). Поговаривали даже о возможном вступлении ее в Транстихоокеанское партнерство — созданную обамовскими США зону свободной торговли, которая должна была ограничить экспансию КНР в регионе. Но вывод из нее Трампом своей страны в первый же день президентства эти разговоры прекратил.

Курс на Запад

Россия и Китай неоднократно намекали Индии о своей обеспокоенности слишком уж откровенным сближением с Западом. Но эти намеки Москвы она игнорировала, вполне оправданно полагая, что легко может найти замену российским вооружениям или оборудованию для АЭС (по мнению даже российских экспертов, только благодаря этим сферам отношения двух стран еще остаются интересными для Дели). Китай же Индия даже слегка задирала, когда

  • оглашала совместные с Японией и США заявления о свободе судоходства в Южно-Китайском море, где у КНР территориальные конфликты с некоторыми странами;
  • помогала Вьетнаму — одному из соперников Китая в этом конфликте.

Ну а союзника России и Китая — Пакистан — просто "учила" добрососедству в ответ на особо наглые вылазки исламистов с его территории. Применяя при этом спецназ, который при ликвидации на пакистанских территориях боевиков не щадил и местных военных (чаще всего инструкторов из межведомственной разведки). Против другого же друга КНР и РФ — КНДР — Индия ввела недавно вслед за Западом жесткие санкции, прекратив торговлю всем, что не относится к продовольствию и медицине. Чем не столько нанесла вред северокорейской экономике (хоть Дели и был вторым по значимости торговым партнером Пхеньяна, около 90% экспорта-импорта последнего приходилось на Пекин), сколько дала Соединенным Штатам повод серьезно попенять Поднебесной. Ведь Си Цзиньпин так и не смог (или не захотел) принудить Ким Чен Ына к прекращению пусков ракет и угроз ядерными испытаниями. Хоть и обещал на апрельской встрече с Трампом.

Шаги на сближение с Западом Индия делает хотя и постоянно, но довольно осторожно. Чтобы преждевременно не остаться без возможности балансировать между центрами силы, получая дивиденды от торговли с ними. Поэтому Индия и не выступила с политической поддержкой Украины после российской агрессии. Но активно развивает с нами экономические отношения, потеснив в прошлом году Китай с первого места среди импортеров украинской агропродукции. В целом же украинский экспорт в Индию в прошлом году вырос приблизительно на 20%.

Но это не единственные примеры взаимовыгодных украинско-индийских отношений. Страны сотрудничают, например, в энергетике: с одной стороны, индийские компании интересуются украинскими турбинами, с другой — желают строить у нас солнечные электростанции. А недавно стало известно, что Индия свернула сотрудничество с Россией по созданию военно-транспортного самолета после подписания соглашения на эту тему с украинским "Антоновым". И сближение Индии с Западом для Украины определенно выгодно. Прежде всего потому, что оно уменьшает риск сокращения этой страной торгово-экономических отношений с нами по политическим мотивам. В то же время западные инвестиции в индийскую экономику ускорят ее развитие и возможности приобретать продукцию, поставщиком которой является и Украина.

    Реклама на dsnews.ua