Цугцванг Лукашенко. Как выбрать власть и потерять государство
Минувшие выходные стали для белорусских властей кульминационным моментом в их противостоянии с Россией и собственным обществом. Брутальный разгон традиционной для местной оппозиции акции День Воли, совмещенной с высказыванием белорусами недовольством декретом о "тунеядстве", по всей вероятности, означает не только окончание условной внутренней либерализации, но и значительную капитуляцию перед Москвой.
Сотни задержанных протестующих, десятки журналистов в каталажках (в том числе иностранных), избиения людей с последующей госпитализацией, шитое белыми нитками уголовное дело об "организации массовых беспорядков" - это прелюдия к скорому, как представляется, замирению Минска с Кремлем, в результате которого Александр Лукашенко позволит строительство на своей территории российской авиационной военной базы, а руководство РФ пойдет на компромисс с выплатой Беларусью долга и по цене на газ для РБ. Между тем, говорить о том, что власти несменяемого белорусского лидера ничего не угрожает, не приходится. Ситуация, в которой он оказался во многом по своей вине, в шахматах называется цугцвангом. То есть, когда хорошего выхода нет, а каждый последующий шаг лишь на время что-то решает, затягивая игрока в еще большие проблемы.
Итак, Лукашенко радикально попытался "сбить" волну народного недовольства. Как умеет. Однако с высокой степенью вероятности можно утверждать, что даже если это ему удалось сейчас, то совсем ненадолго, и велика вероятность того, что с каждой новой акцией при таком подходе полицейских сил протесты станут носить все более радикальный характер. Ведь в отличие от 2010 г., когда в последний раз с показательной жестокостью силы правопорядка разогнали массовую акцию, речь идет уже не о зачистке политической оппозиции, а о социальном (не идеологическом) возмущении людей, которым режиму кроме дубинок предложить нечего. Ситуация в ближайшее время будет только ухудшаться. В России, за счет которой во многом и существовал два десятилетия режим, не желающий реформировать собственную экономику, лишних "денег нет", а Запад брать на баланс авторитаризм советского типа тоже не горит желанием. (Хотя и контактами с Минском на всякий случай не брезгует. И миссии международных финансовых институтов с Лукашенко встречаются, и в США его приглашают, и на последние репрессии "зарубежные партнеры" пока отреагировали очень сдержанно).
Вместе с тем экономический кризис в России, способов выхода из которого в Кремле не видят, вынуждает руководство РФ ужесточать свою политику, в том числе в отношении союзных им государств, требуя не только словесной поддержки, солидарного голосования в международных институциях, но и финансового соучастия в сложившейся обстановке. Грубо говоря, хочешь скидок на газ, изволь разместить у себя нашу военную базу, поставляешь нам свою продукцию - поддерживай антиукраинское продуктовое эмбарго и т. д. И возможность для маневров у Лукашенко, как представляется, сузилась донельзя. Его, конечно же, не могла не насторожить российская агрессия против Украины, и в условиях свободного распространения в РБ российских СМИ, многолетнего воспитания населения в духе "русского мира", двух российских военных баз на белорусской территории Александр Григорьевич не может не понимать своей уязвимости. Тем более что о ней ему регулярно напоминают эти самые СМИ. А тут еще и приближающиеся российско-белорусские военные учения "Запад-2017".
Показательная жестокость правоохранителей в 99 годовщину объявления независимой от Российской империи Белорусской Народной Республики - это в первую очередь месседж Москве - я свой, еще пригожусь, не воспринимайте за чистую монету все мои спичи.
И действительно, в ближайшей перспективе сложно представить себе, на кого могла бы Москва сменить многолетнего правителя РБ. Политическое поле в Беларуси зачищено настолько, что даже прозападные лидеры могут называться такими только условно, что уж говорить о тех, кто мог бы пастись на одном с Лукашенко электоральном ресурсе. Кстати, об электоральных перспективах. Да, начиная минимум с 1996 г. в РБ как таковых выборов нет. (Если не считать такими спектакли с заранее известным результатом). Но и совсем уж не обращать внимания на настроения масс в Москве не могут. Достаточно посмотреть на внутрироссийский процесс смены губернаторов как один из элементов подготовки к президентским выборам, чтобы убедиться в этом. Так вот, как утверждают белорусские эксперты, нынешние репрессии Лукашенко проводит в условиях, когда его поддержка не превышает 20%, многим белорусам он банально надоел. Ну и кризис, повторимся, будет только усугубляться, что, понятно, популярности Александру Григорьевичу не прибавит. Потому рано или поздно Кремлю, желающему удерживать Минск в своей орбите, придется искать более-менее подходящего персонажа на роль гауляйтера.
Открытым остается и вопрос, решится ли Россия на аннексию РБ, которая, естественно, сама по себе является угрозой для власти (а может и жизни) Лукашенко. Наличие протектората, конечно, хорошо, но для пропагандистского эффекта все-таки триколоры на госучреждениях - несравнимо лучше. При жизни впроголодь шоу "Крымнаш" должно продолжаться.
Нейтрализовать опасность для жизни и свободы Лукашенко с российской стороны можно было бы попытаться действительным "уходом Беларуси на Запад", а не его очередной имитацией. Однако процесс этот в существующих условиях не может быть постепенным и незаметным, поскольку почти наверняка спровоцирует Россию на вмешательство. В том числе, очевидно, и на военное. Например, под предлогом необходимости обеспечения безопасности упомянутых российских баз и стратегического предприятия "Белтрансгаз". (Принадлежит РФ).
Тут, думается, не стоит опасаться реакции пророссийской части населения. В отличие от населения Крыма и Донбасса они не жили в условиях украинской вольницы, приучены выходить только по разнарядке на государственные мероприятия. Да и резона защищать Лукашенко у них никакого нет. Главная опасность в случае попытки разрыва отношений с РФ исходит от российской агентуры, которой, само собой, просто напичканы правоохранительные органы, спецслужбы и армия.
Однако представляется, что в авторитарной Беларуси, где любой человек в погонах находится под пристальным контролем других людей в погонах или без, "кто надо" прекрасно осведомлен о своих кадрах. Изоляция неугодных могла бы стать задачей молниеносности операции. После этого - запрет на распространение российских СМИ. Возвращение в качестве государственной национальной символики и Конституции 1994 г. (парламентско-президентская республика). Объявление о выходе Беларуси из ОДКБ, Таможенного и Евразийского Союзов и СНГ. Назначение даты президентских и парламентских выборов под наблюдением ОБСЕ. Призыв к ЕС и США помочь молодой демократии финансово и дипломатически. Формирование временного правительства из числа патриотов-профессионалов. Добровольный уход в отставку Лукашенко под гарантии лидеров прозападных политпартий при посредничестве посольств США и стран ЕС.
Экономика РБ от этих радикальных действий, конечно, моментально не стартует вверх и даже наверняка резко просядет, но Беларусь в целом получит нереальные для сегодняшнего дня перспективы.
Впрочем, пока, как показывают последние события, им Лукашенко предпочел сомнительную перспективу еще какое-то время побыть губернатором Белорусского условно автономного округа РФ.