Цены на нефть опустит "Леди Бряк-Бряк"
Глава Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК), вице-премьер Ливии Абдурахман Ахтар аль-Ахириш, уступил свой пост министру нефтяных ресурсов Нигерии Дизани Элисон-Мадуэке. Точнее, уступит в 2015 г. И Дизани будет занимать эту должность весь следующий год. А возможно, и дольше. Впрочем, первая женщина, возглавившая ОПЕК, рискует оказаться классическим зиц-председателем.
Нефтяная принцесса
Председатель ОПЕК - должность совершенно не публичная. И не будь Дизани женщиной, новое назначение едва ли привлекло бы к себе хоть сколь-нибудь существенное внимание. Потому что во всем, кроме пола, Дизани вполне типична для своей новой должности. Дизани Элисон-Мадуэке 54 года. Она родилась в Нигерии, в Порт-Харкорт, штат Риверс, в семье, принадлежавшей к местной знати. В 1992 г. окончила со степенью бакалавра Гарвардский университет в США и, вернувшись на родину, получила работу в местном отделении Shell Petroleum Corporation. В 1999 г. вышла замуж за отставного контр-адмирала Аллисона Мадуэке, начальника штаба ВМС Нигерии. Кстати, прежде чем надеть большие звезды, он успел побывать губернатором газо- и нефтедобывающих штатов Анамбра и Имо. По всей видимости, именно деньги и широкие связи мужа дали старт головокружительной и скандальной карьере "Леди Бряк-Бряк", прозванной так за любовь к дорогим ювелирным изделиям.
Единого мнения, объясняющего поразительную даже для Нигерии неуязвимость Дизани Элисон-Мадуэке нет: по одной версии, она является любовницей президента Гудлака Джонатана, по другой - за время работы в Shell Petroleum скопила слишком много компромата на ключевых нигерийских политиков. Не исключено, впрочем, что верны обе версии.
Ничего другого, собственно говоря, и не требуется. Потому что должность председателя ОПЕК - это, по сути, должность благообразного зиц-председателя Фунта, которого держат в резерве, чтобы в критической ситуации выдвинуть вперед как громоотвод. Не понадобился громоотвод, год прошел спокойно - и старый председатель тихо уходит. А если известно, что громоотвод наверняка понадобится, то и громоотводящие качества нового председателя должны быть по возможности усилены.
Не последнюю роль в назначении Дизани сыграло, по всей видимости, и положение в ОПЕК самой Нигерии. Организация неоднородна: она объединяет страны, экономическое положение которых несравнимо, как несравнимы и затраты на нефтедобычу. И если официальный представитель Кувейта заявляет, что нефтяной сектор его страны способен быть рентабельным и при цене в $60 за баррель, то для Эквадора и Венесуэлы из-за большого давления социальных программ на госбюджеты допустимый нижний предел составляет порядка $110-112 за баррель, а для России, чьи интересы в ОПЕК представляет Венесуэла, критическим уровнем считается $97 за баррель.
Нигерия занимает в этом ряду промежуточное положение. Но ее внутриполитическая ситуация позволяет властям не считаться с мнением населения, а состояние нефтяной отрасли - делать ставку на компенсацию снижения цен за счет увеличения добычи. Между тем текущая квота ОПЕК на нее в 30 млн баррелей в день зафиксирована только до 5 июня 2015 г. Далее, решение Организации стран - экспортеров нефти в очередной раз обрушило рубль и приблизило коллапс российской экономики. А это, в свою очередь, означает, что ОПЕК необходим хорошо управляемый и контролируемый на международном уровне и одновременно малоуязвимый внутри собственной страны председатель, способный при необходимости взять на себя ответственность за дальнейшее повышение квот. Таким образом, все перечисленные выше качества Дизани делают ее очень подходящей фигурой на роль главы ОПЕК в 2015 г.
Коррумпированность и хорошие контакты с Shell гарантируют управляемость и взаимопонимание, особенности нигерийской государственности развязывают ей руки для принятия самых непопулярных решений, даже если они ударят по населению самой Нигерии, особое положение внутри страны обеспечивает дополнительную защиту, а гендер, если понадобится, станет запасным парашютом под лозунгом "пожалейте бедную женщину". В случае необходимости на защиту Дизани, что бы она ни натворила, можно будет поднять и международные женские организации.
Кому выгодно падение цен на нефть
Этот достаточно прямолинейный и незатейливый план, осуществленный той частью ОПЕК, которая приняла решение сыграть на понижение нефтяных цен, призван провести организацию через очень сложный период. Помимо противоречий, раздирающих саму ОПЕК, вокруг скачка нефтяных цен столкнулись интересы ряда крупных игроков, прежде всего США и Китая.
Соединенные Штаты более, чем кто-либо другой, заинтересованы в скорейшем подавлении "бунта на бензоколонке", ставящего под сомнение их международный авторитет: Штаты, Великобритания и Россия в свое время гарантировали территориальную целостность и безопасность Украины в обмен на отказ от ядерного оружия в рамках Будапештского договора. Публичная демонстрация, во‑первых, неспособности США выполнить взятые на себя обязательства, а во‑вторых, того факта, что в мире, где международные договоры не стоят даже бумаги, на которой они напечатаны, ядерное оружие, по сути, является единственным гарантом безопасности, грозит разрушить современную систему международных отношений. Между тем Соединенные Штаты занимают в этой системе чрезвычайно привилегированное положение и менее чем кто бы то ни был заинтересованы в ее сломе. В свою очередь Китай, никогда не забывавший о том, какие территориальные приобретения были сделаны Россией за его счет, хочет воспользоваться ситуацией.
Россиянам предсказывали необходимость раскупоривания суверенных стабилизационных фондов уже при $95 за баррель. Но даже этих денег хватит только на полтора-два года. И это при условии, что из них будут компенсировать исключительно недопоступления от падения цен на нефть, а не расходы на войну, олимпиаду и т. д. После этого, даже если к 2016 г. нефть снова подорожает, России придется идти на поклон к внешним кредиторам. Главным из них к тому времени может стать как раз КНР. Неспешно готовясь к роли спонсора Белокаменной, Пекин явно настроен максимально изолировать Москву от других мировых кредитных центров. Так он может сделать Россию более уступчивой, вынудив ее отдавать взамен на кредиты не деньги, а месторождения или другие активы Сибири - железные дороги, лесные угодья или порты. Нынешняя агрессия РФ, ее нападение на Украину и конфликт с Западом как нельзя лучше отвечает этому замыслу Пекина.
План Поднебесной серьезно беспокоит партнеров Москвы, играющих вместе с ней на максимальное повышение мировых нефтяных котировок. Одна из ключевых ролей в этой игре отведена Венесуэле. Для разогрева панических настроений на биржах и стимулирования роста цен Каракас с 2012 г. неоднократно решался на крайние меры.
Впрочем, слепое потакание Венесуэлой интересам далекой от ОПЕК Москвы раздражает не только Пекин, но и создателя нефтяного картеля - Саудовскую Аравию. Ее монарх наметил на будущее десятилетие очередной технологический прорыв своей страны, основой которого должна стать принятая ядерная программа. Ее задача - строительство в Саудовской Аравии нескольких АЭС для использования водяного пара в технологиях термического разрыва пластов и отказ от сравнительно примитивной технологии добычи нефти дожимным способом. С помощью которой почти весь добываемый природный газ Саудовская Аравия сейчас не экспортирует, а закачивает опять под землю для создания пластового давления, что заставляет нефть идти самотеком. Другими преимуществами добычи в стране являются небольшая глубина залегания, а также высокие химические качества легкой аравийской нефти. Благодаря этим факторам официальная средняя себестоимость добычи нефти в Саудовской Аравии долгие годы составляла $10 за баррель. Но в середине минувшего десятилетия закачка в нефтяные скважины дорожающего природного газа Эр-Рияду показалась расточительством. И он принял решение в ближайшем будущем начать закачивать в недра вместо газа воду в виде пара, которую будут нагревать несколько АЭС. Параллельно с этим атомные электростанции начнут вытеснять из саудовской энергетики ТЭС. В этом и кроется интерес Эр-Рияда к длительному периоду устойчивого снижения мировых цен на нефть. Аравийская переработка нефти, например, составляет почти 90 млн т в год, из которых более 75 млн т идут местным ТЭС и химическим комбинатам по ценам значительно ниже мировых. От этого переработка нефти саудовского гиганта Aramco и других работающих на местном рынке нефтяных корпораций хромает на фоне блистательной экономики добычи. По ходу снижения доли ТЭС в выработке электроэнергии Саудовская Аравия сможет увеличивать экспорт нефтепродуктов. Рост экспортных доходов НПЗ позволит перекрыть ценовое дотирование мощных аравийских производителей нефтехимии.
Схожие планы сейчас вынашивает и Китай. По мере военного и экономического роста Индии, расположенной ближе к источникам арабской нефти, вскипает и ревность Пекина к единственному на континенте достойному конкуренту. Соперничество двух стран требует неминуемого снижения мировых нефтяных котировок, которое выгодно как Дели, так и Пекину. В падении цен также заинтересована экономика США, которая возвращает себе утраченный статус ведущего мирового экспортера нефти и пытается оттеснить традиционных экспортеров из ОПЕК.
И здесь фигура "Леди Бряк-Бряк", которую, к слову, обошли назначением год назад, продлив каденцию ее предшественника, оказывается весьма кстати. Большой человек в Нигерии, Дизани Элисон-Мадуэке - одна из маленьких шестеренок великого плана, призванного изменить энергетическое лицо современного мира. Ей достался очень тяжелый год. Такой год впору зачесть в послужном списке за два. Вероятно, так ей его и зачтут.
Непотопляемая Дизани
К 2006 г. она доросла до должности исполнительного директора Shell Petroleum Corporation. В 2007-м перешла на государственную службу, заняв пост министра транспорта. В 2008-м возглавила министерство шахт и сталелитейных ресурсов, в 2010-м - министерство нефтяных ресурсов. Дизани Элисон-Мадуэке неоднократно была замешана в громких коррупционных скандалах, однако оказалась абсолютно непотопляемой. Так, она совершенно спокойно отменяет нефтяные льготы для населения, мотивируя это необходимостью экономить, - и летает на арендованном за казенный счет бизнес-джете в гости к живущему в США сыну-плейбою. Сенат возбуждает против нее расследование за темные контракты на $263 млн, заключенные за рождественскую неделю 2007 г., - и заминает дело. Через год почти $15 млн уходят на частные счета, сенат подает запрос в прокуратуру - и опять все спускается на тормозах.
Каракас заигрался
Культивируя видимость ядерной угрозы, Венесуэла начала регулярно принимать на своих военных авиабазах российские стратегические бомбардировщики. Однако такие маневры произвели не слишком сильное впечатление: нового ядерного кризиса мир не испугался, а цены на нефть расти не захотели. Зато в Пекине на фокус Каракаса с ударными Ту-160 могли не на шутку обидеться. Во-первых, потому, что главным покупателем венесуэльской нефти на протяжении долгих лет являются именно компании КНР. Однако китайские ядерные бомбардировщики в Венесуэлу никто не приглашал. Во-вторых, кризисная игра Каракаса на повышение цен откровенно вредит дальнейшему росту китайской экономики. Ведь позиции Поднебесной далеко не так выгодны, как, например, Индии, близость которой к Персидскому заливу дает надежду на экономический рост даже при самых высоких нефтяных ценах. Это позволило Индии построить самый большой в мире НПЗ мощностью 80 млн т в год. У Китая таких заводов пока нет и еще долго не будет.