Трюдо и антипрививочники. Как канадцы ищут мессию и парламентское большинство
Противостояние популистской власти и антиковидных протестов перерастает в симбиоз, и этот процесс определенно принимает глобальный характер
Уже больше недели, начиная с 23 января, сотни канадских дальнобойщиков, возмущенных запретом на пересечении границы с США без сертификата о вакцинации, митингуют по всей стране. Акция, получившая название "Колонна за свободу" или "Конвой свободы", стартовала на западном побережье Канады, в Ванкувере, и прошла через всю страну маршем в 4400 км, в ходе которого к ней присоединялись все новые участники.
Наконец, в субботу, 29 января, колонна добралась до Оттавы, где к ней примкнуло еще несколько тысяч местных противников антиковидных ограничений. Протест проходит, в целом, мирно, хотя и не обошелся без акций вандализма. Впрочем, их поспешили осудить и сами протестующие, часть которых принялась чистить пострадавшие памятник Терри Фолксу, активисту по поддержке людей больных раком, и мемориал Неизвестного солдата. Тем не менее, осадочек у тех, кто не участвовал в протестах и столкнулся лишь с блокировкой улиц, пусть и мирной, и с сообщениями об актах вандализма в новостях, естественно остался. Что же до премьер-министра Канады Джастина Трюдо и его семьи, то их доставили в субботу в неизвестное место где-то в столичном регионе, чтобы защитить от вандализации наравне с памятниками. Из этого места премьер и продолжает руководить страной дистанционно.
Непосредственным поводом для протестов стало введение правительством Трюдо запрета на пересечение границы с США непривитыми водителями-дальнобойщиками. Симметричный запрет собрались было ввести и граничащие с Канадой американские штаты, но там все пошло как-то вяло. В результате расчет на то, что американская и канадская власти смогут кивнуть друг на друга, поклявшись, что "это не мы, это все они", пока не оправдался. Кроме того, против ковидных ограничений накопилось слишком много раздражения, так что канадские антипрививочники, не вдаваясь в детали международных отношений, вышли на протест против собственных властей, предоставив американским единомышленикам разбираться со своими властями по другую сторону границы.
Комментируя введенный запрет, Трюдо, войдя в образ Сильного Лидера заявил, что "почти 90% дальнобойщиков в Канаде вакцинированы" и речь идет лишь о протестах "незначительного маргинального меньшинства". Но его последующее отбытие в упомянутое выше неизвестное место из опасения встретиться с этим меньшинством как-то смазало эффект от решительного заявления. Кроме того, премьер, хотя и по мелочи, но все же приврал: по данным канадского объединения грузоперевозчиков, вакцинированы около 85% дальнобойщиков из 120 тысяч. Таким образом, запрет на пересечение границы выбил с рынка канадско-американских перевозок 18 тысяч водителей — при том, что еще до запрета в этом секторе имелось не менее 23 тысяч вакантных мест. Это тут же сказалось на логистике, причем, вполне ощутимо, и до самого низа, вызвав прямое отсутствие некоторых товаров в магазинах. Непосредственно перед введением запрета Канадская торговая палата, Совет розничной торговли Канады, канадские производители и экспортеры, Канадский альянс грузоперевозок и другие отраслевые группы призвали правительство отложить его, чтобы избежать нарушения логистических цепочек — но Трюдо остался непреклонен.
По мнению канадских комментаторов, премьер пытается разжечь раздражение большинства канадцев, смирившихся с антиковидными ограничениями, против протестующего меньшинства. Это позволит ему, во-первых, увести в тень промахи собственного правительства, а во-вторых, расширить свою поддержку в Палате общин. Последний вопрос для Трюдо стоит очень остро: после новых выборов, прошедших в сентябре прошлого года, его Либеральная партия (ЛП), осталась, как и в прошлую каденцию, в меньшинстве, хотя имеет в Палате общин самую большую фракцию: 154 места из 334. Это дало ЛП возможность сформировать правительство, но отсутствие твердой поддержки превращает принятие любого законопроекта, предложенного либералами, в сложное мероприятие с неизвестным заранее исходом, когда недостающие 13-14 голосов приходится искать на основе разовых договоренностей и неудобных компромиссов.
Твердая оппозиция в лице Консервативной партии (КП) имеет 120 голосов, а остальные мандаты распределены между тремя партиями: Квебекским блоком (КБ) — 32 мандата, Новой демократической партией (НДП) – 24 и Зелеными – 3. Возбудив недовольство действиями антипрививочников и присвоив себе образ силы, противостоящей хаосу, который те несут, Трюдо, по всей видимости, надеется привлечь к себе симпатии сторонников части сторонников КБ и НДП, и вынудить депутатов от этих партий, которые не могут не считаться с настроениями своих избирателей, быть более сговорчивыми.
Что касается именно дальнобойщиков, то как раздражающий фактор они подходят для такой операции просто идеально. Даже очень мирный дальнобойщик, выражающий свое недовольство в сугубо законопослушной форме, способен, как минимум, заблокировать движение на улице в Оттаве, поскольку на протест он, естественно пришел не пешком.
Пока счет ничейный. Трюдо не получил большинства, а дальнобойщики не собираются расходиться. Полиция завела несколько уголовных дел, но абсолютному большинству протестующих предъявить нечего. Между тем, жители города, оказавшиеся фактически заблокированными, копят раздражение.
Часть школ, правда, пока меньшая, из-за транспортных ограничений, возникших в результате протестов, уже вернулась к обучению онлайн, а их советы публично осудили "свастики, флаги конфедератов и подобные символы, которые были замечены во время демонстраций в выходные дни" как "разжигающие ненависть, внушающие страх и непозволительные". Премьер-министр провинции Альберта Джейсон Кенни заявил, что колонна грузовиков, блокировавшая шоссе на пограничном переходе в США, нарушает Закон о безопасности дорожного движения провинции, доставляет значительные неудобства законопослушным автомобилистам и может опасно препятствовать движению машин экстренных служб – а потому должна быть немедленно убрана оттуда. Впрочем, до решительных действий пока не дошло, все остается на уровне заявлений. Но план работает – напряжение копится.
При этом антипрививочники, участвующие в протесте, также сплачиваются и консолидируются. В отличие от молчаливо-недовольного, но пассивного большинства, готового лишь одобрить полицейские меры против них, они активны и способны к организованному сопротивлению.
Более того, пример Канады уже стал заразительным. Свои "Колонны за свободу" начали создавать дальнобойщики в Нидерландах и Австралии.
Это дает основания предположить, что Антивакцинаторское движение в ближайшие годы станет еще одной глобальной протестной силой, как когда-то стали ей Зеленые.
При этом степень антинаучности и мракобесности идеи, объединяющей массы, как показывает весь мировой опыт, значения не имеет. Важно одно: идея должна быть подхвачена активным меньшинством. Ведь, в конце концов, идеи о том, что человечество может начать жить лучше, все у всех отобрав, и поделив отобранное поровну, или о том, что казненный 2000 лет назад проповедник был Сыном Божьим, нисколько не лучше в плане рациональности. Тем не менее, они увлекли миллионы и изменили весь ход мировой истории.
Единственное, чего пока не хватает в этом уравнении — это антиковидного Мессии. Но и он, по всей вероятности, вот-вот появится, и, наверное, будет водителем-дальнобойщиком. Что ж, каждой эпохе — свои герои. Ушедший из дворца принц, сын плотника и его ученики - рыбаки и мытари, воспитанный бедуинами торговец и недоучившийся бурш — все это уже было. Отчего бы не появиться и Небесному Дальнобойщику? Сомневающимся в том, что такое возможно, стоит, пожалуй, пересмотреть фильм "Догма".